Урок по "Окружающему миру". Тема: "Горы", 2 класс

Разделы: География, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели: познакомить ребят с особенностями и природой гор, объяснить причины их возникновения, научить находить горы на карте.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности гор и уметь определять их по карте.

Минимакс: В конце урока ребята должны самостоятельно объяснять смысл понятий: горы, горные породы, выветривание, полезные ископаемые.

Максимум: объяснять смысл понятий ледники, подземная сила, знать названия гор, название минералов.

.Оборудование: образцы горных пород (гранит, мрамор, каменный уголь, железная руда, нефть), карта полушарий, глобус, схема внутреннего строения Земли, рисунки природы гор, схема строения вулкана, рисунок стихийных бедствий, карточки с названием тем, карточки “Проверь себя”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Проверьте, ребята, свою готовность к уроку. Вспомним наши правила и соберёмся с силами перед дальней дорогой в страну знаний. Какая из перечисленных тем нами разбиралась на прошлом уроке?

Земля в космосе Океаны Всемирное тяготение Равнины

Материки Реки Озёра Круговорот воды

- Мы считаем, что на прошлом уроке разбиралась тема “Равнины”.

- С какими темами её можно связать?

- Равнины находятся на материках. По равнинам текут реки и на них располагаются озёра.

- Сегодня мы продолжим рассматривать участки суши, нам помогут реки и озёра, узнаем ещё об одной силе, которая действует на земле.

2. Актуализация и постановка проблемы.

- Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.

( Группы получают карточки с заданием.)

  1. Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда – то жил на свете богатырь. Любил он силою своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь прямо в самую пропасть кинули и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась она вскоре до заветного камня.
  2. В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел дракон всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Все ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы – то появились!
  3. Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили соседи друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась все больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями.Так и появились горы.

( Ребята обсуждают и выносят свои мнения.)

Примерные варианты:

1 ситуация.

- Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой его по течению. У горной реки очень сильное течение.

2 ситуация.

- Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за Закона всемирного тяготения. Не уверены, что изнутри что-то толкает, и получаются горы.

3 ситуация

- Люди не могли создать все горы, хотя может быть какая – то другая сила это сделала?

(Педагог выслушивает все версии. Даже если дети связывают вторую историю с вулканами, не реагирует на сказанное.)

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Мы думаем, тема нашего урока – Горы.

- Сформулируйте вопросы по этой теме.

- Как же образуются горы? Из чего состоят горы? (на доске появляются вопросы)

3. Совместное “открытие” знаний.

- Можете ли сразу ответить на поставленные вопросы?

- Нет. Нам необходимо разыскать информацию, которая бы нам помогла разобраться в этих вопросах.

( Далее детям предлагается ряд репродукций или просматривается видео фрагмент с видами гор)

- Опишите, ребята, то, что вы увидели.

- Это очень красивые места. Крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.

- Хотели бы вы оказаться в таких местах?

- Конечно, там очень красиво, но и очень опасно.

- Почему вы так считаете?

- Мы думаем, что не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.

- Как же образуются горы? ( Дети высказывают свои догадки. А далее проверяют себя материалом учебника.)

- Перед вами учебник. Ваша задача найти ответ на вопрос на странице 18.

- Ребята, откуда к нам попали эти вещи?

( Педагог демонстрирует украшения, шкатулки из камня, ложки и многое другое.)

- Мы считаем, что это было выкопано из земли и называется полезными ископаемыми.

- Найдите более точный ответ на страницах 18-19.

(В результате ответов на вопросы на доске появляется схема - опора <рисунок1>)

Рисунок 1

- Мы выяснили, что в недрах Земли при высокой температуре появляются разные горные породы. В результате деятельность вулканов, они оказываются близко к поверхности. Люди находят их и используют по назначению.

- Найдите в тексте информацию о самой высокой горе на нашей планете.

- Мы прочитали об Эвересте, его высота составляет почти 9 километров.

- Удобно ли передвигаться в горах?

- Нет, здесь узкие тропинки, нельзя проехать на машине. На вершинах гор располагаются ледники.

- Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их значение.

( Ребята совещаются. )

- Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.

- А вторая иносказательно объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков - это горы.Третья легенда, по-своему, объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.

4. Самостоятельное применение знаний.

А) Найдите на карте горы молодые и старые.

(Каждая команда получает определённый материк. Дети выступают от каждой команды.)

Б) Проверь себя:

  1. Молодые горы Южной Америки ________________________________
  2. Старые горы Евразии__________________________________________
  3. Силы, участвующие в процессе горообразования ___________________
  4. Материк, на котором находятся горы Кордильеры__________________
  5. Горы состоят из_______________________________________________
  6. Железная руда, золото, каменный уголь – это______________________
  7. Верхушки молодых гор покрыты________________________________

Образец для проверки.

  1. Молодые горы Южной Америки - Анды
  2. Старые горы Евразии - Уральские горы
  3. Силы, участвующие в процессе горообразования - подземная сила и выветривание.
  4. Материк, на котором находятся горы Кордильеры – Северная Америка
  5. Горы состоят из горных пород
  6. Железная руда, золото, каменный уголь – это полезные ископаемые.
  7. Верхушки молодых гор покрыты ледниками.

- Ребята, через несколько уроков состоится викторина по материалам дополнительных уроков. Желающие могут принять участие в ней.

Готовьте вопросы и задания.

5. Итог занятия.

1.Что нового узнали?

2. Как узнали, что помогло?

3.Где пригодятся знания?

4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

5.Как работал ты?