Цели: познакомить ребят с особенностями и природой гор, объяснить причины их возникновения, научить находить горы на карте.
Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности гор и уметь определять их по карте.
Минимакс: В конце урока ребята должны самостоятельно объяснять смысл понятий: горы, горные породы, выветривание, полезные ископаемые.
Максимум: объяснять смысл понятий ледники, подземная сила, знать названия гор, название минералов.
.Оборудование: образцы горных пород (гранит, мрамор, каменный уголь, железная руда, нефть), карта полушарий, глобус, схема внутреннего строения Земли, рисунки природы гор, схема строения вулкана, рисунок стихийных бедствий, карточки с названием тем, карточки “Проверь себя”.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Проверьте, ребята, свою готовность к уроку. Вспомним наши правила и соберёмся с силами перед дальней дорогой в страну знаний. Какая из перечисленных тем нами разбиралась на прошлом уроке?
Земля в космосе Океаны Всемирное тяготение Равнины
Материки Реки Озёра Круговорот воды
- Мы считаем, что на прошлом уроке разбиралась тема “Равнины”.
- С какими темами её можно связать?
- Равнины находятся на материках. По равнинам текут реки и на них располагаются озёра.
- Сегодня мы продолжим рассматривать участки суши, нам помогут реки и озёра, узнаем ещё об одной силе, которая действует на земле.
2. Актуализация и постановка проблемы.
- Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.
( Группы получают карточки с заданием.)
- Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда – то жил на свете богатырь. Любил он силою своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь прямо в самую пропасть кинули и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась она вскоре до заветного камня.
- В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел дракон всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Все ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы – то появились!
- Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили соседи друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась все больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями.Так и появились горы.
( Ребята обсуждают и выносят свои мнения.)
Примерные варианты:
1 ситуация.
- Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой его по течению. У горной реки очень сильное течение.
2 ситуация.
- Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за Закона всемирного тяготения. Не уверены, что изнутри что-то толкает, и получаются горы.
3 ситуация
- Люди не могли создать все горы, хотя может быть какая – то другая сила это сделала?
(Педагог выслушивает все версии. Даже если дети связывают вторую историю с вулканами, не реагирует на сказанное.)
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Мы думаем, тема нашего урока – Горы.
- Сформулируйте вопросы по этой теме.
- Как же образуются горы? Из чего состоят горы? (на доске появляются вопросы)
3. Совместное “открытие” знаний.
- Можете ли сразу ответить на поставленные вопросы?
- Нет. Нам необходимо разыскать информацию, которая бы нам помогла разобраться в этих вопросах.
( Далее детям предлагается ряд репродукций или просматривается видео фрагмент с видами гор)
- Опишите, ребята, то, что вы увидели.
- Это очень красивые места. Крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.
- Хотели бы вы оказаться в таких местах?
- Конечно, там очень красиво, но и очень опасно.
- Почему вы так считаете?
- Мы думаем, что не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.
- Как же образуются горы? ( Дети высказывают свои догадки. А далее проверяют себя материалом учебника.)
- Перед вами учебник. Ваша задача найти ответ на вопрос на странице 18.
- Ребята, откуда к нам попали эти вещи?
( Педагог демонстрирует украшения, шкатулки из камня, ложки и многое другое.)
- Мы считаем, что это было выкопано из земли и называется полезными ископаемыми.
- Найдите более точный ответ на страницах 18-19.
(В результате ответов на вопросы на доске появляется схема - опора <рисунок1>)
Рисунок 1
- Мы выяснили, что в недрах Земли при высокой температуре появляются разные горные породы. В результате деятельность вулканов, они оказываются близко к поверхности. Люди находят их и используют по назначению.
- Найдите в тексте информацию о самой высокой горе на нашей планете.
- Мы прочитали об Эвересте, его высота составляет почти 9 километров.
- Удобно ли передвигаться в горах?
- Нет, здесь узкие тропинки, нельзя проехать на машине. На вершинах гор располагаются ледники.
- Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их значение.
( Ребята совещаются. )
- Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.
- А вторая иносказательно объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков - это горы.Третья легенда, по-своему, объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.
4. Самостоятельное применение знаний.
А) Найдите на карте горы молодые и старые.
(Каждая команда получает определённый материк. Дети выступают от каждой команды.)
Б) Проверь себя:
Молодые горы Южной Америки ________________________________
Образец для проверки.
- Молодые горы Южной Америки - Анды
- Старые горы Евразии - Уральские горы
- Силы, участвующие в процессе горообразования - подземная сила и выветривание.
- Материк, на котором находятся горы Кордильеры – Северная Америка
- Горы состоят из горных пород
- Железная руда, золото, каменный уголь – это полезные ископаемые.
- Верхушки молодых гор покрыты ледниками.
- Ребята, через несколько уроков состоится викторина по материалам дополнительных уроков. Желающие могут принять участие в ней.
Готовьте вопросы и задания.
5. Итог занятия.
1.Что нового узнали?
2. Как узнали, что помогло?
3.Где пригодятся знания?
4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
5.Как работал ты?