Цель урока: создание условий для проверки знаний, умений и навыков приобретенных в течении предыдущего учебного года
Урок построен на деятельной основе с использованием игровой технологии. Игра-соревнование, проводимая на первом уроке, позволяет в неординарных ситуациях восстановить знания, умения и навыки приобретенные учащимися в течение предыдущего года обучения. Вторая, не менее важная цель – выяснить уровень подготовки учащихся на начало учебного года.
Задачи:
- восстановить в памяти правила техники безопасности, теоретические знания (устройства компьютера);
- продолжить формирование навыка работы на ПК;
- проверить уровень умений и навыков на начало учебного года: работа в графическом и текстовом редакторе;
- развивать у школьников умения концентрироваться, излагать свои мысли;
- развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимодополнения, контроля и самоконтроля;
- развивать творческую активность;
- воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость.
Тип урока: урок-повторение.
Вид: урок-соревнование
Технология: игровая технология
Оборудование и наглядные пособия: два бейджика для капитанов, карточка “1” и “2” (для жеребьевки), карточки с вопросами второго конкурса, грамота команде победителю, сводная ведомость - таблица оценок на доске.
Название конкурса |
I команда |
II команда |
||
1. Разминка (5 баллов) | ||||
2. Конкурс капитанов (5 баллов) | ||||
3. “Художники” | ||||
за каждый элемент 1 балл | ||||
скорость (2 балла) | ||||
художественное оформление (3 балла) | ||||
итого | ||||
4. “Поздравляю” | ||||
видоизменения шрифта (за каждый–1 балл) | ||||
элементы документа (за каждый–1 балл) | ||||
художественное оформление (3 балла) | ||||
итого | ||||
Итого: |
Ход урока
Организационный момент, формирование команд
- Здравствуйте! Лето было веселое, теплое. Вы хорошо отдохнули, набрались сил. И снова пришли в этот класс, что бы продолжить изучение очень важного предмета – информатика.
Сегодня первый урок в этом году. Он посвящен повторению и пройдет в форме соревнования команд.
Объявляю состав первой команды: _______________
Состав второй команды: ________________ . (Вся группа будет разделена две команды, равносильных по составу. Эти команды будут соревноваться между собой, выполняя задания и получая баллы за каждое из них.).
- Сейчас, за одну минуту, вам предстоит придумать название команд, выбрать капитана команды и секретаря, который будет заполнять итоговую таблицу команды соперника. Судить конкурсы будем мы сами, но право главного голоса - у учителя.
- Время пошло … . (Название команды записывается на вкладыше бейджике капитана команды)
- Команды называют себя. (Название команд вносятся секретарями в итоговую таблицу на доске)
Жеребьевка.
- Капитаны выбирают билет – порядковый номер выступления.
I конкурс “Разминка”
Необходимо восстановить в памяти правила техники безопасности в компьютерном классе. Условие конкурса: На обсуждение в командах 1 минута. Затем члены команды по очереди называют положения (пункты) правил. Выигрывает команда, назвавшая больше пунктов (положений) правил.
Учитель делает обобщения по каждому ответу, при необходимости дополняя.
/Максимальный балл за конкурс - 5/
Предполагаемые ответы: / Выписка из “Инструкции по охране труда для учащихся при работе в кабинете информатики и вычислительной техники” /
- Входить в кабинет информатики и ВТ как во время урока, так и во внеурочное время и выходить из него можно только после разрешения учителя (лаборанта).
- Все учащиеся должны выполнять только ту работу, которая поручена или разрешена им учителем и только под его наблюдением.
- /1-2 общие требования безопасности/
- Войти в кабинет можно только после разрешения учителя.
- Зайдя в кабинет, положите на отведенное для этого место, возьмите необходимое для урока дневник, тетрадь, ручку, учебное пособие.
- Проходите по кабинету спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.
- Перед началом работы необходимо наружным осмотром проверить отсутствие видимых повреждений электрошнуров и электроарматуры.
- При обнаружении каких либо неисправностей или неясных моментов в предстоящей работе необходимо обратиться к преподавателю.
/3-7 – требования безопасности перед началом работы/
- Работать нужно внимательно и осторожно. Не разговаривайте во время работы, не поворачивайтесь, не отвлекайте товарищей.
- Выполнять только работу порученную или разрешенную преподавателем.
- На рабочем месте необходимо соблюдать порядок и чистоту.
- Запрещается:
- трогать разъемы соединительных кабелей.
-прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления, к экрану и к тыльной стороне монитора.
- запрещается включать и выключать мониторы или ПК без разрешения учителя.
- класть на монитор и клавиатуру посторонние предметы.
- работать во влажной одежде и влажными руками.
- нажимать на клавиши посторонними предметами (ручкой, карандашом и т.д.).
- загромождать проходы по кабинету и рабочее место.
- вставать с места и ходить по кабинету во время работы.
/8-11 – требования безопасности во время работы/
- С разрешения учителя выключить видеотерминалы и привести в порядок рабочее место.
/12 – требования безопасности по окончании работы/
II конкурс - Конкурс капитанов команд.
- Как устроен компьютер? Из каких устройств он состоит и каково их назначение?
Нам напомнят капитаны команд.
Прошу выбрать билет с вопросом
- Память. Устройства вывода.
- Процессор. Устройства ввода.
После выступления капитана, у капитана–противника есть право дополнения. Учитель делает обобщения по каждому ответу, при необходимости дополняя. /Максимальный балл за полный ответ – 5 баллов/.
Предполагаемые ответы:
Память.
Память компьютера – это совокупность устройств, для хранения информации.
Единицу измерения памяти называют байт. Объем памяти – максимальное количество хранимой в нем информации. Измеряется в килобайтах (1Кбайт=210 байт), мегабайты (1Мбайт=2100байт), гигабайт (1Гбайт=21000 байт).
Вся компьютерная память поделена на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя память компьютера представляет собой набор микросхем, размещенных внутри системного блока. Внутренняя память предназначена для хранения программ и данных, с которыми процессор непосредственно работает, пока включен компьютер.
Различают внутреннюю память – оперативную и постоянную.
В оперативной памяти хранятся те программы и данные, с которыми вы работаете в данный момент. Оперативная память хранит информацию только тогда, когда компьютер включен. При выключении компьютера вся информация из оперативной памяти исчезает.
Есть информация, которую компьютер должен знать и постоянно помнить, например, что ему делать сразу после включения, как выполнить конкретную операцию. Подобные программы и данные не должны теряться при отключении компьютера. Вот такие данные хранятся в постоянной внутренней памяти компьютера. Эту информацию процессор может считывать, а изменять не может. При отключении энергии все данные постоянной памяти остаются в ней.
Внешняя память компьютера предназначена для долговременного хранения любого вида информации. Выключение питания компьютера не приводит к потере данных во внешней памяти.
Наиболее распространенными видами внешний памяти являются жесткие и гибкие магнитные диски, лазерные диски.
Гибкие магнитные диски (дискеты или флоппи-диски). Диск диаметром 3,5 дюйма изготовлен из эластичного материала и помещен в твердый защитный конверт. В конверте имеется закрытое шторкой окно – для доступа к магнитной поверхности.
Жесткий магнитный диск (винчестер) – набор металлических или керамических дисков, покрытых магнитным слоем, установленный внутри герметичного корпуса дисковода, в системном блоке.
Оптические или лазерные носители – это диски, с поверхности которых информация считывается с помощью лазерного луча.
Устройство, предназначенное для работы с дисками, называется дисководом. Он устанавливается внутри системного блока.
Устройства вывода информации.
Устройства вывода позволяют выводить информацию, имеющуюся в компьютере. Язык электрических сигналов, доступный компьютеру, преобразуется в понятную для человека информацию – в числа, слова, картинки, звуки.
Устройства вывода – устройства преобразования выходной информации из формы, понятной компьютеру, в форму, понятную человеку.
Монитор является универсальным устройством вывода информации. Монитор еще называют дисплеем. На мониторе можно увидеть информацию, которую человек набирает на клавишах. И, наконец, из памяти информация передается на экран монитора, откуда человек её читает и использует в своей работе.
Принтеры – это специальные устройства, предназначенные для распечатки информации, которая хранится в компьютере. Принтер вместе с компьютером образует миниатюрную типографию, позволяя печатать на бумаге любые тексты различными шрифтами и даже вместе с цветными картинками.
Плоттер выводит на бумагу графические данные – выполняет качественные цветные печатные копии сложных схем, графиков, чертежей, географических карт, архитектурных проектов.
Устройства звукового вывода. Динамики, колонки, наушники обеспечивают вывод и воспроизведение звуковой информации (музыки, человеческого голоса и так далее).
Процессор
Для обработки информации в компьютере есть несколько специальных микросхем, одна из которых, главная, называется. центральным процессором Центральным процессором управляется программами, которые хранятся в памяти компьютера в закодированном виде. Он читает команды, записанные в программе, выполняет их, записывает в память результаты вычислений и т. д. Процессор отвечает за обработку информации и за управление другими устройствами компьютера.
Процессор размещается внутри системного блока.
Устройства ввода.
У современного компьютера имеются разнообразные устройства, называемые устройствами ввода, которые воспринимают различные виды входных данных: числа, тексты, изображения, звуки. Устройства ввода – устройства преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, понятную компьютеру.
Клавиатура. Нажимая на клавиши с буквами, мы можем вводить в компьютер разные слова, клавиши с цифрами позволяют вводить числа. Некоторые клавиши позволяют управлять работой программ, которые выполняются в данный момент на компьютере.
Манипуляторы служат для быстрого перемещения курсора по экрану.
Наиболее распространенным среди них является манипулятор мышь (или просто “мышь”). Нажатие на кнопки мыши воспринимается компьютером как указание на выполнение определенного действия.
Трекбол напоминает мышь, только перевернутую. Его не надо, как мышь, двигать по столу. В трекболе шарик вращается рукой. Он очень удобен в тех случаях, когда мало места. Это свойство определило широкое использование трекбола в портативных компьютерах.
Джойтик представляет собой рукоятку с кнопками и применяется, как правило, для игр и тренажеров.
Световое перо похоже на обычный карандаш, на кончике которого имеется специальное устройство. Если перемещать по экрану такое перо, можно рисовать или писать на экране как на листе бумаги. Световое перо используется для ввода информации в самых маленьких персональных компьютерах – в карманных микрокомпьютерах.
Сканер предназначен для того, чтобы вводить в компьютер графические данные, а, проще говоря, - картинки. Положишь в сканер лист бумаги с нарисованной картинкой – и через несколько секунд она уже закодирована и введена в компьютер. Современные системы сканирования позволяют переводить в компьютерные коды не только картинки, но и текст, написанный на любом языке.
Микрофон служит для ввода в компьютер звуковой информации, которая преобразуется в компьютерный код. Это позволяет освободиться от ручного ввода текста. Говорить легче и быстрее, чем набирать текст на клавиатуре. Так, например, звуковая информация может быть преобразована в печатный текст и сохранена на диске.
III конкурс – Конкурс “Художники”
Условия конкурса: Конкурс будет проходить в виде эстафеты. Это практическое задание, оно будет выполнятся на компьютере. Программа MS Paint предназначена для рисования.
Первый участник команды включает компьютер, открывает программу MS Paint.
Второй – рисует домик ( стены, крыша, окно)
Третий – небо (солнце, туча)
Четвертый - дерево
Пятый – цветок
Шестой участник выполняет дополнения (по желанию команды)
Оценка выставляется по трем критериям:
За каждый элемент 1 балл - 7
За скорость - 2 балла
За художественное оформление – 3 балла
IV конкурс - “Поздравляю”
Начало учебного года. Вас ждет новый невиданный мир, вам предстоит узнать очень много и многому научится. Сейчас у каждого из вас будет возможность поздравить друг друга с началом учебного года. Вам необходимо в текстовом редакторе MS Word создать поздравительное сообщение (лист А4) . При оценивании работ будет учитываться количество используемых возможностей текстового редактора (видоизменения шрифта (за каждый–1 балл), элементы документа (за каждый–1 балл)) и конечно же художественное оформление ( 3 балла).
Подведение итогов соревнования. Рефлексия урока.
Участникам команды победителя вручается грамота и выставляется оценка “отлично” за урок.
Замечание: участники команды победителя имеют право предложить свою оценку членам своей команды (например “4” , если они сочтут что кто-то из их команды их подводил) и членам команды соперника ( “5” - достойному сопернику).