Цели
Показать многообразие жилищных построек, особенности их внешнего вида в зависимости от климатических условий, познакомить учащихся с бытом народов Севера; создание образа здания (Башни Кощея) без расчетов и чертежей; формировать умение передавать настроение и эмоциональное отношение через художественный образ, расширять представления детей о живописных и изобразительных материалах, закреплять умение работать в ограниченной цветовой гамме; развивать креативное мышление, художественно-образное мышление, воображение, фантазию, глазомер, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать уважение к культуре народов, толерантность.
Материалы, инструменты, оборудование
На доске - заготовка под основу панно; у учителя - иллюстрации и рисунки различных видов зданий; у учеников - подкладные листы, фартуки, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, ручка, карандаши, учебник “Мир вокруг нас” 2 класса (А. А. Плешаков), тетрадь по краеведению (2 класс).
1. Мобилизующее начало
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь и улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь друг с другом! Посмотрите на гостей, улыбнитесь им!
Сегодня гости пришли к нам на необычный урок - он называется интегрированный. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы и целей этапа урока (окружающий мир, краеведение)
Рассмотрите иллюстрации и рисунки на доске! Что их все объединяет? (На них изображены здания). Вывод учителя.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Выслушать несколько ответов учащихся. Рефлексия.
3. Актуализация полученных знаний
Зачем нужны здания? Какие бывают здания? Для чего они предназначены? Какие вы знаете общественные здания? Какие жилые здания вы знаете? (Задача учителя - создание конструктивного диалога между учащимися.)
Рефлексия.
4. Работа с учебником: с. 92-93.
- Давайте сравним сельский дом и городскую квартиру. (Выслушать все варианты ответов.) Рефлексия.
Дополнительные сведения “Для любознательных”.
Какие вы знаете жилища у других народов? Выслушиваются ответы детей.
Рефлексия.
Дать новую информацию: типи индейцев сиу, хижины из бамбука папуасов Новой Гвинеи. (смотри “Поурочные планы: природоведение 2 класс, с.54-55.)
5. Работа в тетрадях по краеведению (с. 39).
А теперь давайте узнаем, какие жилища строили народы Севера ханты и манси.
(Отгадать ребус, попытаться самим нарисовать карандашом чум.) Д/3: отгадать ребусы на с. 40, раскрасить картинки.
Рефлексия.
6. Постановка проблемы
Зависит ли облик постройки от того, кому она принадлежит? Похоже ли жилище на своего хозяина? Почему? (Дети в группах обсуждают проблему 1 минуту, затем высказывают свои мнения.)
Рефлексия. Где встречаются такие постройки? (в сказках)
7. Сообщение задач по ИЗО
Нашей задачей на уроке является создание такой постройки, глядя на которую зрители бы сразу поняли, кто в ней живёт. Физминутка-игра “ Чей это дом?”
Вытянули руки, потянулись, сладко зевнули и уснули (положили голову на парту и закрыли глаза).
Высокий деревянный терем с комнатой-светелкой, крыша маковкой, наличники украшены резьбой и рисунком. Такой терем есть в сказке “Летучий корабль” . И живёт в нем......(царевна Забава).
Этот дворец весь изо льда и снега: пол покрыт ледяной мозаикой, кругом висят сосульки, даже трон хозяйки сделан изо льда.Чей же это дворец? (Это дворец Снежной Королевы.)
Чёрная, мрачная башня из камня; крыша в виде шпиля устремляется вверх, вокруг засохшие деревья и голые скалы.В подвалах башни полно сундуков с золотом и самоцветами. Хозяин этой башни..........(Кощей). Приложение 1
Рефлексия: Молодцы, вы хорошо знаете сказочных героев.
Сегодня мы - мастера-зодчие, а строить будем Башню Кощея.Раз мы решили, что жилище походит на своего хозяина, то что можно сказать о хозяине-Кощее? (Злой, тощий, жадный, мрачный старик).
-Что нам необходимо знать и уметь, чтобы построить такую башню? (Выслушиваются ответы детей.) Рефлексия.
8. Повторение правил ТБ при работе с ножницами и клеем, кистью и красками (правила отпечатаны на карточках)
Прочитайте друг другу в парах правила ТБ.
9. Распределение обязанностей в группах ( учитывать умения, темповый показатель, желание детей)
10. Самостоятельная работа учащихся (посильная помощь учителя.)
11. Выставка работы. Эстетическое оценивание. Приложение 2
12. Рефлексия
- Что у нас получилось? Довольны ли вы своей работой? Чем занимались на уроке? Что интересного или нового узнали? Чем бы вы хотели заняться на следующем уроке? Какие для этого нужно приготовить инструменты и материалы?