Формирование ключевых компетенций у учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:

- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,

- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,

- сотрудничать с другими при выполнении общего задания,

- планировать свои действия, оценивать полученный результат,

- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные - критерии,

- самоорганизовываться и т.д.

Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни.

Система профессионального образования призвана учитывать требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны не только и не столько с происходящими изменениями в технологиях, сколько с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.

В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций,имеющих значение не только для избранной ими профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере, становится наиболее актуальной для учреждений профессионального образования.

Речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования – о “профессиональной компетентности” и таких ее составляющих как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции. Набор таких “ключевых компетенции” призван стать необходимыми компонентами результатов обучения по профессии.

К сожалению, традиционное обучение, ориентированное на процесс передачи знаний преподавателем и воспроизведение этого процесса учащимися, ограничивает возможность развития профессионально значимых качеств специалиста и саморазвития личности. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Одной из таких технологий является модульный подход, основу которого составляет активная познавательная деятельность обучающихся, позволяющая индивидуализировать темп овладения знаниями.Попытка использования модульного подхода в обучении для формирования ключевых компетенций была предпринята в Иркутской области.

К перечню ключевых компетенций, выявленных в ходе исследования рынка труда, были отнесены:

- Общение – коммуникативные навыки и способности;

- Умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый - результат;

- Сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,

- Саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,

- Владение информационными технологиями – умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.

По пяти ключевым компетенциям были созданы структуры модулей и обучающие материалы к ним.Особенности этих модульных материалов состоят в следующем:

  1. Цели обучения по каждой компетенции сформулированы в виде результатов. Результат определяет, что именно учащийся должен уметь ДЕЛАТЬ по окончанию модуля: демонстрировать понимание, определять, составлять, охарактеризовывать…Уже перед началом работы ученик знает, к какому результату он должен стремиться, и что он должен продемонстрировать (не только рассказать, а чаще всего именно сделать), чтобы доказать, что он этого результата достиг.
  2. Для описания результата используются только активные глаголы, действие которых можно проверить и оценить. Описанные таким образом результаты значимы, достижимы, имеют практическую направленность.
  3. Для каждого результата прописаны условия и уровень качества выполнения действий. Они описывают поэтапное продвижение обучающегося к достижению результата.
  4. Заключительным этапом освоения одного или нескольких результатов является демонстрация учащимся доказательства своей компетентности. Требование по предоставлению таких доказательств (типы доказательств, их количество) и сами оценочные материалы также содержатся в структуре модуля. Это позволяет обеспечить единые требования, предъявляемые к учащемуся, вне зависимости от того, кто, когда и где его оценивает. Такая оценка критериально обоснована, она становится процессом сбора учащимся доказательств своей компетентности, что позволяет избавиться от субъективизма при оценивании их достижений.
  5. Учебные материалы, включенные в “Пособие для учащихся”, содержат необходимый материал, обеспечивающий обучающемуся возможность самостоятельно работать с модулем, используя его полностью или выбирая из него фрагменты. Оно включает в себя и объяснение нового материала и рабочую тетрадь, где учащийся может выполнять тренировочные упражнения и сверяться с правильными ответами. В идеале, учащийся самостоятельно, не прибегая к помощи преподавателя, может освоить то или иное умение.
  6. “Методическое пособие” и “Сборник упражнений” содержат рекомендации для преподавателя по проведению занятий.

Ключевые компетенции могут проявляться как самостоятельные (личностные) качества или как составная часть общей профессиональной квалификации. Поэтому модули могут преподаваться в рамках факультативных занятий (как отдельные предметы) или интегрироваться в различные дисциплины, в том числе, профессионального цикла, и рассматриваться как необходимые компоненты результатов обучения.

Такие подходы были реализованы в ходе апробации учебных материалов к разработанным модулям “Общение”, “Сотрудничество” на факультативных занятиях и спецпредметах (“Культура речи”, “Деловая культура”, “Архитектурное проектирование” и др.). Приведу несколько фрагментов таких уроков.

 Профессия “Портной, Закройщик”

Предмет “Специальный рисунок”

Тема “Рисунок простого предмета с натуры”

На этом уроке преподаватель Фартышева Е.Л. (ПЛ №38, г.Иркутск) на равне с развитием специальных умений – создавать рисунок простого предмета с натуры – ставит перед учащимся цель: учиться передавать информацию в устной форме доступно для понимания, слушать и следовать инструкции, понимать невербальные средства общения, координировать свои действия в соответствии с инструкцией.

Преподаватель предлагает совместить обучение устному общению и рисунку предметов следующим способом. Учащиеся должны разбиться на пары, каждая из которых состоит из инструктора и исполнителя. Инструктор вместе с преподавателем переходят в другое помещение и определяют предметы, которые исполнитель будет рисовать. Предметы находятся вне поля зрения исполнителя. Инструктор должен внимательно рассматривать предмет, находящийся в другом помещении и рассказывать исполнителю о его форме, пропорциях и др. так, чтобы исполнитель мог его графически изобразить. Допускается передача информации вербальными и невербальными средствами, но инструктор не имеет право брать карандаш в руки.

Затем исполнитель рисует предмет, описание которого он прослушал. Преподаватель во время выполнения задания помогает каждой паре, подсказывая некоторые приемы: правильное распределение пропорций предмета, передача фактуры, анализ формы и др.

После выполнения задания учащиеся сверяют рисунки с оригиналом, анализируют их с помощью преподавателя. В конце занятия оценивается не только качество выполненного рисунка, но делается вывод о важности развития вербальных и невербальных средств общения.

Профессия “Администратор, туризм”

Факультативное занятие

Тема “Правила группового взаимодействия”

Для учащихся, которые в будущем станут работниками туристического бизнеса, умения общаться, работать в сотрудничестве с другими, слушать и слышать собеседника, распределять обязанности в группе являются профессионально значимыми. Поэтому факультатив “Работа с другими”, который ведет методист Центра развития модульного обучения ИПКРО Васильева Л.Г., направлен на развитие коммуникативных умений и сотрудничества.

Занятие по групповому взаимодействию начинается с выполнения упражнения “Линейка”: сначала учащиеся индивидуально письменно перечисляют всевозможные способы применения обычной линейки. Затем они объединяются в пары и отвечают на тот же самый вопрос совместно. Количество совместных вариантов, как правило, больше. Результат работы обсуждается всей группой и делается вывод, о продуктивности и эффективности групповой работы. Это упражнение дает возможность преподавателю подвести учащихся к мысли о необходимости сотрудничать с другими для выполнения общих заданий.

Далее каждая пара формулирует три списка, в которых будут отражены преимущества работы в группе для одного человека в качестве члена группы и для группы в целом, и недостатки групповой работы.

Затем проходит общее обсуждение и делается вывод о том, когда групповая работа необходима и эффективна, и какие существуют препятствия для ее осуществления.

После обсуждения предлагается выработать правила работы в группе и требования к взаимоотношениям между членами группы. В качестве подсказок учащимся можно предложить закончить предложения:

  1. Во время работы в группе каждый должен…
  2. Во время работы в группе каждый имеет право…
  3. Во время работы в группе нельзя…
  4. Во время работы в группе никто не должен…

Эта часть работы выполняется в малых группах по 3-4 человека. После совместного обсуждения и обмена мнениями, составляется итоговый список правил, который одобряется всей учебной группой и принимается в качестве основного “кодекса” на все последующие занятия.

В конце занятия учащиеся заполняют лист самооценки своей деятельности.

Вот, какие правила выработали учащиеся на этом занятии:

СПИСОК 1. ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ ЧЛЕНА ГРУППЫ

Выдвижение личных идей, проявление индивидуальности человека, обогащение новыми знаниями, повышение компетентности в обсуждаемом вопросе, более высокие результаты, совершенствование навыков общения и сотрудничества.

СПИСОК 2. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ЦЕЛОМ

Много идей, больше мнений, лучше результат, более качественный результат работы, оказание помощи друг другу.

СПИСОК 3. НЕДОСТАТКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Нельзя полностью сконцентрироваться на своих идеях, не все люди умеют работать в команде, поэтому могут возникнуть конфликты, можно затеряться среди других членов команды, можно “спрятаться за чужие спины” - переложить ответственность на другого человека.

ПРАВИЛА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Во время работы в группе каждый должен:

Высказывать свое мнение

Сделать вклад в общее дело

Считаться с мнением других людей

Во время работы в группе каждый имеет право:

Высказывать свою точку зрения

Не соглашаться с чужим мнением

На ошибку

Во время работы в группе никто не должен:

Проявлять неуважение к другому человеку

Смеяться над идеями других

Игнорировать работу других людей

Унижать другого человека

Перебивать, допускать грубость

 Внеклассное мероприятие

Конкурс “Лучший учащийся профлицея”

Ключевая компетенция “Саморазвитие”

Задание по саморазвитию учащиеся выполняли в течение определенного времени до конкурсного дня и вели дневники своих достижений. Этот конкурс не оценивался, но учитывался при подведении итогов. Каждый конкурсант в произвольной форме готовил отчет о том, как он работает по развитию в себе выбранного качества.

Чтобы помочь им в этом организаторами была составлена

ПАМЯТКА:

  1. Назовите личное качество или умение, которое вы хотели бы развивать в себе. Почему это для вас важно?
  2. Спланируйте действия по развитию выбранного качества. Для этого определите конечную цель, которую нужно достигнуть, развивая выбранное качество. Составьте план деятельности и подумайте, что вам необходимо для реализации этого плана.
  3. Выполняйте составленный план последовательно, старайтесь укладываться в определенные вами сроки. Фиксируйте свои достижения в дневнике.
  4. Продолжайте работать над собой и после выполнения запланированного. Ставьте новые цели и достигайте их!

Несколько примеров работы конкурсантов.

Мария: “Выбранное мною качество – самодисциплина. Почему?

Первый курс я закончила недостаточно успешно. Имела оценки ниже, чем могла бы. Очень часто в раппортах группы попадалась моя фамилия, потому что я отвлекалась на уроках, разговаривала с одногруппниками. Поскольку я являюсь старостой группы, такое поведение вызывало у меня самой чувство дискомфорта. А это приводило к неуверенности и сомнениям в своих силах. Я решила поставить себе цель ликвидировать неорганизованность и повысить самодисциплину.

Я хочу научиться концентрировать свое внимание во время учебного процесса, ликвидировать пробелы в знаниях из-за невнимательности, чувствовать себя комфортно в общении с людьми.

Я могу: концентрировать внимание в ответственные моменты, адекватно реагировать на замечания, делать выводы.

Мои действия по достижению поставленной цели: разработать распорядок дня, постоянно контролировать свои эмоции, ввести обязательное 15-минутное молчание в день, вести дневник своих достижений.

На сегодняшний день можно отследить некоторые успехи: повысилась успеваемость, , записи в раппортах почти прекратились, могу более продуктивно организовать свой рабочий день, успеваю больше. Получается лучше.

Теперь я хочу поставить себе еще более серьезную цель: получить красный диплом”.

 Сергей: “Для саморазвития я выбрал совершенствование своей речи. Это умение позволит мне более конкретно формулировать и выражать свои мысли, чувства, знания, сделает мою речь образной, эмоциональной.

Чтобы достичь определенных успехов в любом деле, необходимо владеть в совершенстве родным языком. На уроке литературы при изучении творчества И.Бунина Зоя Павловна прочитала строки, которые заставили меня задуматься: а владею ли я родным языком и почему его называют “великим и могучим”?

И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

Я думаю, что в настоящий момент данное умение развито у меня слабо, потому что в речи присутствуют слова-паразиты, односложные ответы, маленький словарный запас.

Работая над умением правильно говорить, я:

- Стал обращать внимание на грамматические и стилистические правила построения речи на уроках русского языка и литературы.

- Стал больше читать художественной литературы.

- Пользуюсь словарями и энциклопедиями.

- Занимаюсь упражнениями по развитию речи: дословный пересказ, игра в слова, подбор синонимов и др.

- Стараюсь не употреблять слов-паразитов и строить свою речь связно.

Хотя я прилагаю усилия, чтобы в полной мере развить свою речь, это умение нельзя выработать в заданное время, над ним нужно работать постоянно”.

 В заключение хотелось бы отметить, что роводимый в течение 2 лет эксперимент по включению ключевых компетенций в программы подготовки в лицеях и училищах Иркутской области, показал, что рейтинг проводимых занятий по ключевым компетенциям среди учащихся получил высокую оценку - 72% учащихся показали высокий уровень эмоционального благополучия. Средний балл познавательной активности - 7,9 баллов (по девятибальной системе), что соответствует высокому уровню. Адаптационный период в группах, где проводились занятия по ключевым компетенциям, прошёл быстрее и легче по сравнению с другими группами. Ребята в этих группах более открыты, искренни, коммуникабельны, пытаются конструктивно решать проблемы, у них возникает меньше конфликтных ситуаций. У 93% опрошенных сложилось положительное мнение о занятиях, 88% учащихся считают, что им пригодятся полученные знания и умения.

В целом обучающиеся приняли самостоятельную форму обучения ключевым компетенциям, высказали желание обучаться и видят перспективы своего обучения, но тем не менее, задача переориентации учащихся из пассивной позиции в традиционном обучении в активную позицию решается не просто.

Делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых компетенций в образовательные программы можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.