Пояснительная записка к курсу
"Природные святыни России"
Программа учебного курса "Природные святыни России" предназначена для дополнительного образования детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательных школ и дополнительного образования.
Основой для разработки данного курса послужила программа доктора педагогических наук, профессора И.Ф.Гончарова и доктора географических наук, профессора А.А.Григорьева, предназначенная для детей среднего школьного возраста.
Основными отличиями являются:
- Курс "Природные святыни России" создан для детей младшего школьного возраста.
- В программу включены два новых раздела, позволяющих познакомить детей с историей возникновения города Новоуральска, городов Свердловской области, с историей возникновения Уральского горнозаводского края.
- Для обратной связи с учащимися создана рабочая тетрадь, в которой детям предлагаются задания поискового и творческого характера.
- В соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста, изменены и дополнены формы обучения.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность.
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познавания тех ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и вырос. Курс "Природные святыни России" позволяет решить эти проблемы.
Цель курса: воспитание патриота, гражданина, человека любящего родной край, страну, их историю, культуру и традиции.
Задачи курса:
1. Развитие у детей познавательного интереса к
истории родного края, страны через знакомство с
историческими и архитектурными памятниками,
памятниками природы, народными промыслами.
2. Формирование устойчивых представлений об
истории образования крупных городов Урала,
России, о животном и растительном мире
Свердловской области, России.
Программа учебного курса "Природные святыни России" рассчитана на два недельных часа и наряду с традиционными формами обучения предполагает использование следующих форм:
- библиографические уроки с обзором дополнительной справочной литературы;
- уроки-экскурсии (в том числе заочные экскурсии);
- викторины, игры.
совместная поисковая работа родителей и детей, которая заключается:
- в сборе материалов о родственниках - жителях родного города и края участников Великой Отечественной войны и работниках тыла;
- в совместных экскурсиях по музеям Свердловской области;
- в написании творческих работ.
Результатом изучения данного курса должно стать:
- духовное и интеллектуальное развитие детей;
- повышение общегуманитарной культуры;
- чувство любви и гордости за родной край.
Природные святыни России
Первый год обучения. 34 часа
Город Новоуральск и его окрестности
№ | Содержание. |
Всего часов. | Теоретических. | Практических. |
---|---|---|---|---|
1. | Введение. | 2 ч. | 2 ч. | |
2. | Города России. | 6 ч. | 5 ч. | 1 ч. |
3. | Памятники природы окрестностей города Новоуральска. | 8 ч. | 5 ч. | 3 ч. |
4. | Животный и растительный мир. | 6 ч. | 4 ч. | 2 ч. |
5. | Экскурсии. | 12 ч. | 12 ч. | |
Всего. | 34 ч. | 28 ч. | 6 ч. |
Природные святыни России
Второй год обучения. 34 часа
Памятники природы Свердловской области
№. | Содержание. |
Всего часов. | Теоретических. | Практических. |
---|---|---|---|---|
1. | Богатства земли уральской. | 4 ч. | 3 ч. | 1 ч. |
2. | История горно-заводского Урала. | 12 ч. | 8 ч. | 4 ч. |
2.1 | Город Невьянск – первый город-завод на Урале. | 3 ч. | 1 ч. | |
2.2 | Город Нижний Тагил – центр уральской промышленности. | 2 ч. | 1 ч. | |
2.3 | Город Екатеринбург: в прошлом и настоящем. | 2 ч. | 1 ч. | |
2.4 | История основания города Каменск-Уральска. | 1 ч. | 1 ч. | |
3. | Памятники природы Урала. | 8 ч. | 6 ч. | 2 ч. |
Река Чусовая. | 1 ч. | 1 ч. | ||
Северный Урал. | 1 ч. | 1 ч. | ||
Дуб. Дубрава в Красноуфимском районе. | 2 ч. | |||
Пещеры. | 2 ч. | |||
4. | Народные промыслы Урала. | 5 ч. | ||
Каслинское чугунное литье. | 1 ч. | 1 ч. | ||
Подносный промысел. | 2 ч. | 1 ч. | ||
5. | Уральский федеральный округ. | 5 ч. | ||
Самая солнечная Башкирия. | 1 ч. | 1 ч. | ||
Челябинская область. | 1 ч. | |||
Тюменская область. | 1 ч. | |||
Пермская область. | 1 ч. | |||
Всего. | 34 ч. | 24 ч. | 10 ч. |
Природные святыни России
Третий год обучения. 34 часа
Памятники природы России
№. | Содержание. |
Всего часов. | Теоретических. | Практических. |
---|---|---|---|---|
1. | Великие города России. | 12 ч. | 8 ч. | 4 ч. |
1.1 | Москва – столица нашей Родины. | 4 ч. | 2 ч. | |
1.2 | Санкт-Петербург – северная столица России. | 4 ч. | 2 ч. | |
2. | Памятники природы России. | 12 ч. | 9 ч. | 3 ч. |
2.1 | Река Волга – водная артерия России. | 3 ч. | 1 ч. | |
2.2 | Легенды и предания. Жигулевские горы. | 1 ч. | 1 ч. | |
2.3 | Ладожское озеро. | 1 ч. | ||
2.4 | Беломорье. Соловецкие острова. | 1 ч. | ||
2.5 | Озеро Байкал – загадка природы. | 3 ч. | 1 ч. | |
3. | Исторические памятники России и Урала. | 10 ч. | 7 ч. | 3 ч. |
3.1 | Кижи – памятник деревянного зодчества России. | 1 ч. | 1 ч. | |
3.2 | Нижняя Синячиха – памятник деревянного зодчества Урала. | 1 ч. | 1 ч. | |
3.3 | Музеи-усадьбы русских поэтов и писателей. | 5 ч. | 1 ч. | |
Всего. | 34 ч. | 24 ч. | 10 ч. |
Первый год обучения. 34 часа
Введение - 2 часа.
Основные понятия курса: святыни, природные святыни, памятники природы, их классификация.
Города России - 6 часов.
Город Новоуральск – моя малая Родина. История основания города. Любимые места жителей нашего города. Бунарка – река города Новоуральска.
Памятники природы окрестностей города Новоуральска - 8 часов.
Река Нейва и озеро Таватуй. Легенды о реке Нейве и озере Таватуй. Легенды о скалах “Семь братьев”. Каменный пояс. Легенды о “Каменном поясе”. Богатства недр уральской земли. Граница “Европа – Азия”.
Животный и растительный мир окрестностей города Новоуральска - 6 часов.
Животный мир окрестностей города. Растительный мир окрестностей города. Береза – символ России.
Экскурсии - 12 часов.
Городской краеведческий музей.
- Город Новоуральск.
- Животные окрестностей города.
- Растения окрестностей города.
- Полезные ископаемые
Пешеходные экскурсии:
- Любимые места жителей города.
- Историческая часть города.
Туристические экскурсии:
- Бунарка – главная река города.
- Скалы Семь братьев.
- Верх-Нейвинский пруд.
Автобусные экскурсии:
- Предприятия города Новоуральска.
- Новостройки.
Второй год обучения. 34 часа
Богатства земли уральской - 4 часа.
Легенда о Каменном Поясе. Страницы биографии Уральских гор. Богатства уральских недр. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Самоцветы. Наш зеленый друг.
Животный мир Урала. Реки и озера. Люди Урала. Экскурсия в геологический музей.
История горнозаводского Урала - 12 часов.
Город Невьянск – первый город-завод на Урале. Начало строительства. Первое железо.
Передача завода Демидовым. Невьянск в годы Великой Отечественной войны.
Современный Невьянск. Исторический памятник – Невьянская наклонная башня. Легенды и предания. Экскурсия на башню.
Город Екатеринбург в прошлом. В. Татищев – основатель города. Исторические места и памятники (экскурсия). Современный Екатеринбург.
Легенды и предания о горе Магнитной. Город Нижний Тагил – центр уральской промышленности. Основание заводов. Первое полосовое железо. Н.Тагил в годы Великой Отечественной войны. Н.Тагил сегодня.
Первые на Урале доменные печи. Монастырская домница. История основания города Каменск-Уральска. Город “крылатого металла”.
Памятники природы Урала - 8 часов.
Река Чусовая. Данные о реке (географическая справка). Историческое название.
Описание берегов, скал, пещер (фото-экскурсия). Чтение рассказа Мамина-Сибиряка “Бойцы”. Северный Урал. Мансийское сказание. Горы на севере – вершины и хребты.
Богатства уральского севера.
Дуб. Описание дуба, его значение в жизни человека. Ареал распространения дуба на Урале. Климатические условия роста дуба. Народный фольклор и классики литературы о дубе.
Пещеры – удивительные творения природы. Описание Кунгурской ледяной пещеры.
Народные промыслы Урала - 5 часов.
Каслинское чугунное литье. Талантливость русского народа. Чугунное литье: пушки, архитектурные детали, решетки парков, камерное литье.
Художники Худояровы. Подносный промысел на Урале. Секрет “жемчужного” лака.
Уникальные заказы.
Уральский федеральный округ - 5 часов.
Самая солнечная Башкирия. Административное деление Урала. Первые люди на Южном Урале. Предания и легенды. Добровольное вхождение Башкортостана в русское государство. Столица Башкирии – город Уфа.
Географическое положение Челябинской области, ее богатства и достижения.
Географическое положение Тюменской области. Историческая справка, богатства, достижения.
Географическое положение Пермской области. Историческая справка, богатства, достижения.
Содержание курса “Природные святыни России”Третий год обучения. 34 часа
Города России - 12 часов.
Основание Москвы князем Юрием Долгоруким. Московский Кремль – памятник истории.
Деревянный, белокаменный Кремль. Современный Кремль: башни, соборы, колокольня, церковь, палаты, знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол. Москва – столица России.
Москва в годы Великой Отечественной войны. Мировой центр культуры и искусства.
Заочное путешествие по Москве.
Основание Санкт-Петербурга. Крепость на острове Заячьем. Город – порт. Морская держава России. Северная столица России. Названия города. Духовный центр страны.
Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Мужественные и стойкие горожане.
Заочное путешествие по Петербургу.
Памятники природы России - 12 часов.
Волга – мать русских рек. Река слез и народного горя. Бурлацкие базары. Стихи о Волге. Сказка “Волга и Вазуза”. Водная дорога – река труженица.
Жигулевские горы. Легенды и предания. Утесы над Волгой. Жизнь человека и надежные убежища. Красота Жигулевских гор.
Ладожское озеро (географическая справка). Реки, впадающие в Ладогу. Река Нева и ее историческое прошлое. Вдохновительная природа для художников, поэтов, музыкантов.
Новый Валаам.
Беломорье. Соловецкие острова. Знаменитые Соловки. Соловецкий монастырь, плывущий по морю. Окружающая природа. Деревянные и каменные соборы. Место захоронения и ссылки. Бухта благополучия.
Озеро Байкал – загадка природы. Глубокое сердце Сибири. Мнения ученых об озере.
Обитатели водоема. Байкальский мираж. Баргузинский заповедник. Экологическая проблема озера Байкал. Роль человека в проблемах Байкала.
Культурные и исторические памятники Урала и России - 10 часов.
Кижи – памятник деревянному зодчеству России. Онежское озеро и его острова.
Новгородское княжество. Переселенцы – кочевники. Архитектурные сооружения. Музей под открытым небом. Лекарство для Кижей.
Нижняя Синячиха – памятник деревянного зодчества Урала.
Музей – усадьба Михайловское (заочное путешествие).
Царское село. Ясная поляна.
Требования к изучающим курс“Природные святыни России”
Учащиеся должны знать:
к концу первого года обучения:
- названия родного города, реки, названия рек, озер, скал в окрестностях города;
- любимые места жителей города;
- названия основных видов животных и растений окрестностей города.
к концу второго года обучения:
- название некоторых полезных ископаемых и их применение;
- названия городов – центров металлургической промышленности (Невьянск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральск);
- названия памятников природы: река Чусовая, гора Народная, Кунгурская ледяная пещера;
- названия народных промыслов: чугунное литье, роспись подносов;
- названия областей и республик, граничащих со Свердловской областью.
к концу третьего года обучения:
- название двух столиц России;
- основные исторические сведения о Москве и Санкт-Петербурге (дата основания, имя основателя, история образования и развития городов);
- значение реки Волги в жизни русского человека;
- названия исторических памятников России: Кижи, Михайловское, Царское Село, Ясная Поляна.
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать легенды и предания Урала;
- уметь отличать дуб от других растений;
- уметь работать с географической картой “Природные святыни”, с картой Урала, России;
- пользоваться дополнительной художественной и справочной литературой;
- представлять прочитанную книгу, статью, образ через словесное описание или рисунок;
- слушать учителя, одноклассника, экскурсовода.
Учащиеся должны иметь представление:
- о природных святынях и памятниках природы России и Урала;
- об истории создания городов, развитии металлургии на Урале, богатствах края, о вкладе Урала в экономику всей России;
- о культурных ценностях России.
“Природные святыни России”.
Наглядные пособия.
- действующий стенд “Памятники природы Свердловской области”;
- альбомы с фотографиями и открытками:
“Красавица Чусовая”,
“Урал мастеровой”,
“Город Нижний Тагил”,
“Свидетели истории города Екатеринбурга”,
“Каслинское литье”,
“Рассказ о Башкирии”,
“Город Москва”,
“Река Волга”.
- репродукции:
“Природа Урала”,
Репин “Бурлаки на Волге”,
“Церковь Преображения погоста Кижи”,
архитектура города Санкт-Петербурга: Казанский собор, памятник Петру I, Дворцовая площадь и здание главного штаба, адмиралтейство, Исаакиевский собор, памятник А.С.Пушкину, памятник М.И. Кутузову, Казанский собор;
архитектура города Москвы: памятник Минину и Пожарскому, памятник А.С. Пушкину, храм Василия Блаженного, печатный двор, Спасская башня Кремля, Петровский дворец, общий вид Московского Кремля, здание университета им. Ломоносова, барельеф “Народное ополчение 1812 г.”, памятник первопечатнику И. Федорову;
- папки-раскладушки:
“Урал”, “Город Екатеринбург”, “Город Новоуральск”, “Природные святыни России и Урала”.
Дидактические пособия: тетрадь, карты: “Физическая карта Урала и России”.
Коллекции: “Растения России”, “Полезные ископаемые, минералы Урала”.
Видеофильмы:
“Кто в лесу живет”,
“Тайны старого пруда”,
“Водные насекомые”,
“Тайны зеленого короля”,
“Московский Кремль. Историко-архитектурные и художественные памятники”,
“Архитектурные памятники древней Москвы” (“Златоглавая столица.”, “Являя свету вид младой”, “В тиши ее усадеб”, “В поисках истины”),
“Русские императорские дворцы” ( “Петергоф”, “Царское село”, “Гатчина”, “Павловск”),
“Дорога жизни”,
“Блокадный Ленинград”,
“Город – герой на карте нашей Родины”,
“Великие творения людей. Московский Кремль”,
“Священный Байкал”,
“Наш город Новоуральск”,
“Легенда о Бунарке”,
“О городе”.
ЛИТЕРАТУРА
Акмаков И.Г. Рассказы по истории Башкортостана.
Уфа: Башкирское книжное издательство,1992.
Александров С.Г. Золотые звезды Свердловска.
Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1972.
Анурьев Ю.П. Новоуральск. Екатеринбург: Средне -
Уральское книжное издательство, 1995.
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской
области. Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1984.
Архипова Н.П. Окрестности Свердловска.
Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1972.
Барановский В.М. Санкт-Петербург. С.Пб.: Лениздат,
1992.
Бахмутова В.А. Урал мастеровой. Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1986.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с
природой. М.: Просвещение, 1989.
Галицын С.В. Сказание о земле Московской. М.:
Детская литература, 1991.
Долгушин И.В. и др. Невьянск. Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский. Тула:
Голубая звезда, 1989.
Кукарцева З.И. Ваши храним имена. Поселок
Верх-Нейвинск: Ольга, 1995.
Кулагина Г.А. История родного края. Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1983.
Ковалевич В.К. Нижний Тагил. Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1971.
Комаров В.В., Комарова И.Ф. Настольный
энциклопедический словарь. Новоурольск 1998.
Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории.
Свердловск: 1990.
Лялин И.И. Вторая жизнь дерева. М.: Лесная
промышленность, 1970.
Муртазин Г.М., Янгиров Р.М. Родная Башкирия. Уфа:
Башкирское книжное издательство, 1978.
Осетров Е.И. Твой Кремль. М.: Малыш, 1974.
Осетров Е.И. Мое открытие Москвы. М.: Детская
литература, 1985.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной
географии. М.: Просвещение, 1989.
Романовская. Родина. М.: Детская литература, 1990.
Самойлов И.Д. Каталог уральской народной росписи.
Свердловск: Уральский рабочий, 1988.
Свердловск. Справочник-путеводитель.
Свердловская область. Альбом.
Слукин В.М. Тайны уральских подземелий.
Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1988.
Хоринская Е. Наш город. М.: Просвещение, 1985.
Художественный металл Урала. Сборник.
Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1982.
Юному географу. Сборник. Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1982.