Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашем Лицее был создан интеллектуальный клуб “ВУНДЭР” и разработана программа его развития, которую наше педагогическое содружество предлагает в качестве инновационного проекта для работы с одаренными детьми. Идея создания клуба связана с желанием заключить творческий союз “учитель+ученик” в сфере интеллектуальной деятельности.

Игровая технология позволяет нам в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра, с нашей точки зрения, создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Работа нашего клуба целенаправленна на:

  • Создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития лицеиста;
  • В рамках интеллектуального клуба, на уровне творческого содружества “учитель+ученик”, предоставить каждому игроку возможность “отыскать себя в обществе”, “себя в человечестве”, “себя во Вселенной!”.

Программа работы клуба связана с решением учебно-воспитательных задач, характерных для лицейской образовательной системы:

  • объединить преподавателей Лицея разных кафедр в целях апробации нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности;
  • через взаимодействие преподавателей различных кафедр выйти на создание творческих групп, обеспечивающих мировоззренческое развитие лицеистов;
  • апробировать форму организации интеллектуального клуба как мотивацию и улучшение результатов учебного труда на уроке;
  • расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам;
  • повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.

Интеллектуальный клуб имеет свой устав, символику и манифест с изложением взглядов и этических норм нашего содружества.

Основной формой работы клуба стала интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”.

Каждая команда в целях саморазвития и воспитания чувства товарищества и взаимопонимания формируется при условии соблюдения статуса “разновозрастной”, т.е. ее членами должны быть лицеисты 8–11-х классов в старшей лиге и лицеисты 6-, 7-х классов в младшей лиге.

Капитан команды, имеющий высший авторитет у партнеров, выполняет функцию диспетчера: он руководит обсуждением во время игры, не дает партнерам останавливаться на одном варианте ответе, заставляет игроков прислушиваться к каждому мнению. Он же имеет право выбрать одну версию из нескольких, а при отсутствии версий берется отвечать сам.

Интеллектуальный поединок происходит между командами, находящимися за игровыми столами при соблюдении четко установленного фактора времени (одна минута на размышление). Эрудиция участников нашей игры проявляется в умении не только ответить на вопрос, но и придумать его.

При разработке игровой темы приходится воссоздавать реальную деятельность в нескольких аспектах, и это приводит к необходимости использования материала отдельных предметов в их взаимообусловленности и взаимопроникновении. Квалифицированное руководство на всех этапах осуществляет оргкомитет клуба, который представляет собой творческое содружество преподавателей разных кафедр с капитанами команд. Оргкомитет клуба определяет тему игр и разрабатывает методические рекомендации к тренировкам и встречам.

Вся интеллектуальная деятельность клуба развивается по пяти направлениям, которые представлены в нашей программе. <Приложение 1> Рейтинговая система оценивания является количественной характеристикой качества учебной деятельности в рамках клуба, которая фиксируется в “Таблице результатов” за ответ команды и индивидуальной системе. По итогам работы и творческим достижениям учащихся определяются номинации “Лучшая команда сезона”, “Лучший игрок сезона”.

Все интеллектуальные игры согласно современной классификации создают два больших блока – викторины и стратегии. Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. На базе интеллектуального клуба проводятся как тестовые викторины (“Брейн-ринг”, “Что? Где? Когда?”), так и сюжетные.

Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие, потому что организаторам его нужно обязательно придумать какой-либо игровой сюжет, а участникам приходится отработать стратегию и тактику своего поведения в зависимости от создавшихся условий данной игры. Здесь обязательно включается творческое воображение, ибо приходится применять элементы театрализации.

Примером таких викторин является серия запланированных игр “Уроки классики”, посвященных, например, героической судьбе М.Утемисова, творческой судьбе И.С. Тургенева или великолепной сказке Н.Д. Телешова “Белая цапля”. <Приложение 2>

Игровой сюжет присутствия сказочных и литературных героев позволил не только разрешить учебные цели, но и вынести на обсуждение морально-этические вопросы нашей жизни, которые обеспечивают мировоззренческое развитие лицеистов. Для нас особенно важно, чтобы игра помогала ребятам испытать чувство сопричастности к тем ценностям и научным понятиям, отражающим опыт и мысль всего человечества. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку. Сколько умственных усилий требовалось от капитанов в литературно-исторической игре “Древняя Русь” (8 кл.), <Приложение 3> чтобы под свой княжеский стяг собрать отважную дружину и повести за собой на интеллектуальное сражение. Или в конце игры, держа в руках братину, обратиться со словами пожелания ко всем сидящим в зале, которые вспоминали великую историю, дарующую веру в торжество и величие человеческих помыслов.

Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.

В основе классификации стратегии лежит принцип доминирующего пути к успеху. В боевой стратегии доминирующий путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы). В экономической – через успешное приобретение и продажи (“Менеджер”). А в ролевой – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью (“Экспромт-театр”, “Яхта”).

В нашей практике отработана ролевая стратегия, где доминирующий путь к успеху лежит через достижение целей, определяемых заданной игроку ролью. Иллюстрацией сценарной ролевой стратегии является литературный суд, где участникам необходимо вжиться в представляемый на сцене образ и разыграть защиту и обвинение по всем законам судопроизводства.

Последнее время на базе нашего клуба проходит такая сложная форма игры, как литературный бал. Бал становится традиционной формой проведения различных праздников в Лицее. Заданная роль участкам этой игры требует глубоких знаний о представляемой эпохе и в плане существующего этикета, и в литературно-музыкальном самовыражении, поэтому без интеграционных связей с преподавателями музыки, хореографии, живописи просто невозможно.

Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, т.е. о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

Весь интеллектуальный капитал, накопленный за пятилетнюю работу нашего клуба, собран в деловых папках. В этом материале все моменты нашей жизни: рождение, награды, рекламные буклеты, информационные листы, разработки интеллектуальных рингов, календарное планирование, пригласительные билеты.

Наш клуб имеет уже богатую методическую копилку. В содружестве с историко-филологической кафедрой был подготовлен к печати и опубликован первый сборник “Интеллектуальные игры для школьников” (литература, 9 кл.), который содержит различные формы игр, способствующих развитию внимания, логики, нестандартного и творческого мышления.