Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Индивидуализация обучения осуществляется по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий законченный блок информации, целевую программу действий ученика, рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Исходные научные идеи модульного обучения:
1. Деятельностный принцип обучения, что обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Развивающее обучение. Выполнение заданий в зоне своего ближайшего развития с дозированной помощью учителя или одноклассников способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
3. Программированное обучение.
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Предлагаемая разработка модульной программы “Соединения химических элементов” предназначена для учащихся 8 класса, обучающихся по учебно-методическому комплекту О.С. Габриеляна. Структура модуля соответствует содержанию учебника за исключением темы “Кристаллические решетки”, которую, на мой взгляд, целесообразно изучать после ознакомления с видами химической связи, чтобы создать более целостное представление о строении вещества на всех уровнях его организации. В процессе работы с модулем ученики заполняют карту самоконтроля, которая отражает требования к их подготовке по данной теме и может быть использована при подготовке к выходному контролю.
Модульная программа “Соединения химических элементов”.
Комплексная дидактическая цель:
Овладение содержанием тематического блока, обеспечивающее усвоение учащимися:
- понятия “степень окисления”;
- основных понятий о классах неорганических веществ на уровне атомно-молекулярного учения;
- общих принципов составления формул неорганических веществ, их названий;
- знаний о составе основных классов неорганических веществ и их основных представителей.
Учащиеся должны научиться:
- определять степень окисления химического элемента по формуле;
- составлять формулы оксидов, водородных соединений, оснований, кислот, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу по их химической формуле;
- характеризовать причины многообразия веществ:
а) различие в качественном составе;
б) различие в количественном составе; - пользоваться таблицей растворимости;
- характеризовать состав, строение, применение, нахождение в природе CaO, CO2, H2O, HCl, NH3, NaOH, KOH, Ca(OH)2, NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2;
- распознавать растворы кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Структура модуля.
М1. Степень окисления.
М2. Бинарные соединения.
М3. Оксиды и водородные соединения.
М4. Основания.
М5. Кислоты.
М6. Соли.
М7. Выходной контроль.
Литература.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 8".
- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы.
- Книга для чтения по неорганической химии. Часть 1.
- Эткинс П. Молекулы.
Карта самоконтроля.
Должен знать | Еще не знаю | Знаю | Могу объяснить, помочь |
Что называют степенью окисления? | |||
Какие вещества называют бинарными? | |||
Какие вещества называют оксидами? | |||
Физические свойства СаО, СО2, Н2О. | |||
Нахождение оксидов в природе. | |||
Состав, классификацию, физические свойства водородных соединений. | |||
Какие вещества называют основаниями? | |||
Классификацию оснований. | |||
Физические свойства NaOH, KOH, Ca(OH)2, их применение. | |||
Какие вещества называют кислотами? | |||
На какие группы делятся кислоты: а) по растворимости в воде; б) по наличию атомов кислорода; в) по основности? |
|||
Физические свойства кислот, их применение. | |||
Какие вещества называют солями? | |||
Физические свойства солей, их применение. | |||
Что такое индикаторы? | |||
Цвет метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса в различных средах. | |||
Типы кристаллических решеток простых и сложных веществ. | |||
Формулы (названия) веществ: CaO, CO2, H2O, HCl, NH3, NaOH, KOH, Ca(OH)2, HCl, HNO3, H2SO4, H2SO3, H2CO3, H3PO4, H2SiO3, NaCl, CaCO3, Ca3(PO4)2. |
Должен уметь | Еще не умею | Умею выполнять по алгоритму | Могу сделать сам и объяснить другому |
Определять значение высшей и низшей степени окисления химического элемента по Периодической системе. | |||
Определять значение степеней окисления элементов по формулам веществ. | |||
Составлять формулы бинарных соединений по значениям степеней окисления элементов. | |||
Составлять формулы кислот, оснований, солей. | |||
Определять по формулам веществ их принадлежность к классам неорганических соединений. | |||
Называть оксиды, водородные соединения, основания, кислоты, соли по формулам. | |||
Пользоваться таблицей растворимости. | |||
Определять наличие кислоты и щелочи в растворе с помощью индикаторов. | |||
Предсказывать основные физические свойства веществ. |
Модуль – 1. “СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ”.
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием действий | Рекомендации по выполнению заданий |
||||||||||||||
УЭ-0 | В процессе работы над модулем Вы
должны: Узнать что такое "степень окисления". Научиться определять степень окисления химического элемента по Периодической системе химических элементов и по формуле вещества. Знать значение степени окисления атомов водорода и кислорода. |
Внимательно причитайте цель урока. | ||||||||||||||
УЭ-1 | Цель: узнать о степени
окисления, научиться определять степень
окисления. I. Изучите по учебнику: Что такое степень окисления? Запишите в тетради: Правила определения степеней окисления Высшая степень окисления элемента = № группы ХЭ Низшая степень окисления элемента = (№ группы ХЭ – 8) Степень окисления атомов в простых веществах равна 0. Металлы имеют только положительные степени окисления. Фтор в соединениях всегда имеет степень окисления –1. Кислород в большинстве соединений имеет степень окисления –2. Водород в соединениях с неметаллами имеет степень окисления +1, а в соединениях с металлами –1. II. Выполните задания: Определите высшие и низшие степени окисления следующих элементов: H, C, N, O, F, Na, Mg, Al, P, S, Cl, K, Ca. Ответ оформите в виде таблицы. III. Проверьте и оцените свою работу. Отметка "5" – без ошибок. Отметка "4" – 1 ошибка. Отметка "3" – не более 3 ошибок. Если у тебя более 3 ошибок, вернись к правилам определения степеней окисления. Прочитай их внимательно. Попробуй выполнить работу еще раз. |
Работайте индивидуально, смотри
учебник, §17.
Запиши в тетрадь.
Будьте объективны. |
||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: научиться определять
значение степени окисления атома химического
элемента по формуле веществ. I. Изучите алгоритм определения степени окисления по формуле.
Обсудите алгоритм в группе. II. Выполните задания: 1) Определите степени окисления всех химических элементов в следующих соединениях: N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5; 2) Определите степени окисления атомов в веществах следующего состава: PCl3, ClO2, K3N, O3. 3) Выберите формулы соединений, в которых сера проявляет степень окисления, равную –2: а) SO2; б) CS2; в) SF6; г) SO3; д) MgS 4) В каких соединениях водород проявляет степень окисления, равную –1? Выберите их формулы: а) H2S; б) CaH2; в) LiH; г) NH3; д) AlH3; е) HCl. III. Проверьте и оцените свою работу. Отметка "5" – без ошибок. Отметка "4" – 1 ошибка. Отметка "3" – не более 3 ошибок. Если у тебя более 3 ошибок, вернись к алгоритму определения степени окисления по формуле вещества. Изучи его еще раз. Попробуй выполнить работу сначала. |
Работайте самостоятельно
Работа в группе
Работайте самостоятельно, в тетради.
Будьте объективны. |
||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: закрепить полученные на
уроке знания. Д/з. §17 (стр.59-61), запиши в словарь определение степени окисления. Определи значение степени окисления атомов в соединениях: Cu2O, Mg2Si, SiCl4, Na3N, FeS, Fe2S3. |
Домашнее задание. | ||||||||||||||
УЭ-4 | Рефлексия. 1.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали? 2.Что вызвало наибольшую трудность: а) изучение правил и алгоритмов; б) применение этих правил и алгоритмов для определения степеней окисления. Почему? 3.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? |
|||||||||||||||
Вы хорошо поработали, желаем удачи в дальнейшем изучении химии. |
Алгоритм определения степени окисления атомов химических элементов по формуле вещества можно представить в виде презентации.
Модуль – 3 “ОКСИДЫ. ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ”.
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием действий | Рекомендации по выполнению заданий | ||||||
УЭ-0 | В процессе работы над модулем Вы
должны: Повторить правила составления формул и названий бинарных соединений; Среди многообразия бинарных соединений подробно рассмотреть оксиды, выявить их общие и отличительные черты; Научиться выбирать из общего списка формулы: а) оксидов; б) гидридов; в) летучих водородных соединений. Научиться различать по составу (по формулам) оксиды металлов и неметаллов. Уметь составить рассказ о составе, нахождении в природе, свойствах, и применении следующих веществ: вода, углекислый газ, оксид кальция, хлороводород, соляная кислота, аммиак. |
Внимательно причитайте цель урока. | ||||||
УЭ-1 | Цель: познакомиться с веществами
класса оксидов. Оксиды – широко распространенный в природе класс неорганических соединений. К оксидам относят такие хорошо известные соединения, как песок SiO2, вода Н2О, углекислый газ СО2 и т.д. К оксидам относится и большинство руд черных металлов: Fe2O3 – красный железняк, Fe3O4 – магнитный железняк. Познакомимся с некоторыми оксидами. Лабораторная работа “Ознакомление с образцами оксидов”. Перед вами находятся образцы оксидов. Рассмотрите их, заполните таблицу “Характеристика оксидов”.
Проанализируйте содержание таблицы. По каким признакам оксиды различаются? Что общего, почему все эти разные вещества объединяют в одну группу? Попробуйте дать определение оксидов. Оксиды – это _________ вещества, состоящие из атомов _____ химических элементов, один из которых ____________ в степени окисления _________. Посмотрите определение в учебнике. |
Работа в группе (групповая лабораторная работа.). Используйте материал учебника §18. Сделайте выводы на основании лабораторной работы; составьте определение. |
||||||
УЭ-2 | Цель: Познакомиться с
водородными соединениями. Прочитайте по учебнику характеристику водородных соединений. Ответьте на вопросы. На какие группы делят водородные соединения? Каковы общие физические свойства веществ, относящихся к каждой группе? Составьте и заполните таблицу “Характеристика летучих водородных соединений”. |
Работайте самостоятельно Используйте материал учебника §18. |
||||||
УЭ-3 | Цель: Проверить уровень усвоения
содержания данного модуля. Выполните следующие задания: 1. Выбери формулы оксидов: Cr2O3, Cl2O, Fe(OH)3, OF2, CaCO3, BaO2, SiO2. 2. Выбери формулы оксидов металлов: N2O5, CuO, SO3, Na2O, Cl2O7, BaO. 3. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота (II): NO, N2O5, NO2, N2O. 4. Выберите формулы летучих водородных соединений: HCl, Li2O, NaH, H2S, KOH, H2SO4. 4. Сравните по составу гидрид кальция и оксид кальция. 5. Сравните по составу и свойствам соединения с водородом: а) азота, б) натрия. Оцените свою работу. Отметка "5" – без ошибок. Отметка "4" – 1 ошибка. Отметка "3" – не более 3 ошибок. Если у тебя более 3 ошибок, изучи этот модуль еще раз. Попробуй выполнить работу сначала. |
Внимательно читайте вопрос. В каждом вопросе 1 или несколько правильных ответов.
Будьте объективны. |
||||||
УЭ-4 | Цель: закрепить знания,
полученные на уроке. Д/з.: §18, упр. 1, 2, 3, 6. Запиши определения в словарь. |
Домашнее задание. | ||||||
УЭ-5 | Рефлексия. 1.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали? 2.Что вызвало наибольшую трудность: а) выполнение лабораторной работы, заполнение таблицы; б) сравнение оксидов, вывод определения; в) применение полученных знаний при выполнении контрольных заданий. Почему? 3.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? |
|||||||
Вы хорошо поработали, желаем удачи в дальнейшем изучении химии. |