Общепедагогические технологии

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Способ диалектического обучения. Практический аспект 2004

    Автор: Солошенко Наталья Поликарповна

    Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости - естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение; яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).

  • Лекционно-зачетная система 2004

    Автор: Федосова Надежда Викторовна

    Лекционно-зачётная система в последнее время является одной из распространённых форм учебных занятий в старших классах. При хорошо спланированной, продуманной и подготовленной рабате данная система может привести к заметному повышению качества обучения. Лекционно-зачётная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачёт как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме.

  • Нестандартные формы урока 2004

    Автор: Агапеева Наталья Александровна

    Нестандартный урок - это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель - дирижер, а дети - ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль "солиста", в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся. В статье, в качестве примера, приведены два урока.

  • Необычный огород – логопедическое пособие для игры "Соберем урожай" 2004

    Автор: Гуськова Светлана Анатольевна

    Слово представляет собой основной элемент языка и речи. Значение слова является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого мышления. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать системный характер лексического уровня языка; тесную связь развития лексики с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза и др.; деятельный подход, предусматривающий формирование, прежде всего лексических операций процесса порождения речи. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий.

  • Программа логопедического обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Центре помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей "Наш дом" 2004

    Автор: Гуськова Светлана Анатольевна

    Данная программа рассчитана на преодоление речевых дефектов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 5 до 18 лет, воспитывающихся в детских домах, центрах помощи детям, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных центрах. Возрастные границы коррекции речи расширены не случайно, так практика работы с данной категорией детей, которым вовремя не была оказана логопедическая помощь из-за разных причин, показывает, что дети поступают в учреждение в возрасте до 18 лет и у них обнаруживается ряд речевых расстройств: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи; нарушение звукопроизношения, которое может быть отягощено дизартрическим синдромом; нарушение письма и чтения.

  • Опыт использования индивидуально-ориентированной системы обучения в образовательном процессе 2004

    Авторы: Колманович Екатерина Федоровна, Свириденко Андрей Геннадьевич

    Идеи и принципы ИОСО использованы для организации учебно-воспитательного процесса. Создано открытое разноуровневое развивающее пространство, в котором дети и педагоги выбирают приемлемую индивидуальную траекторию. Действует система психолого-педагогического мониторинга за развитием личности ребенка.

  • Создание пространства успешной деятельности — путь к компетентности 2004

    Авторы: Нефедьева Людмила Георгиевна, Свириденко Андрей Геннадьевич

    Используя идеи ИОСО, разработана модель пространственно-временной организации разноуровневого научно-методического обеспечения и сопровождения всех субъектов образовательного процесса. Это позволило существенно расширить информационное учебное и социальное пространство, изменить акценты в формировании профессиональной компетентности педагогов.


  • Ролевые позиции педагога в новой образовательной парадигме 2004

    Автор: Валяева Елена Ивановна

    Гуманистическая парадигма внесла в образовательную педагогическую систему значительные коррективы: личностно-ориентированными и личностно-деятельными стали подходы к обучению. Имея некоторый педагогический опыт, мы отмечаем, что в подростковом и юношеском возрасте очень значительным становится понимание других людей, это оказывает большое влияние на развитие их самосознания, формирование позиции взрослого человека. Понимание учащимися своих педагогов способствует установлению хороших взаимоотношений между учителями и учащимися в совместной деятельности, что ведёт к повышению качества учебно-воспитательной работы. Педагог - ключевая фигура в образовательной парадигме, которая играет важнейшую роль в "построении" личности учащегося. Осуществляя такую "стройку", важно знать о требованиях предъявляемых к педагогу. Одним из них, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

  • Модульное обучение на уроках математики 2004

    Автор: Могильная Наталья Викторовна

    Данная разработка урока является элементом модуля по теме: "Одночлен. Многочлен". К работе даны некоторые пояснения и разобраны образцы примеров, что способствует благоприятному и индивидуальному темпу работы учащегося на уроке, ученик сам определяет свои возможности и получает хорошие результаты. В результате применения формируются навыки самообучения, самоорганизации, самооценки. Данный материал можно использовать многократно.

  • Многообразие межпредметных связей в школьном курсе экономики и методика их использования 2004

    Автор: Трунова Татьяна Анатольевна

    Представлен вариант межпредметных связей школьного курса экономики с предметами гуманитарно-эстетического цикла (история, обществознание, этика и психология, языкознание, литература, изобразительное искусство), естественно-научного цикла (география, биология и экология, математика, информатика, физика, химия), а также с предметами образовательной области "Технология" (обслуживающий труд, технический труд и физическая культура). Предложены практические рекомендации по их использованию на уроках экономики.

    межпредметные связи, курс экономики в школе

  • Организация "Круглого стола"на уроках обобщающего повторения 2004

    Автор: Трунова Татьяна Анатольевна

    Урок-дискуссия, в ходе которой происходит коллективное обсуждение и обобщение изучаемого материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся.

    дискуссия на уроке

  • Проблемное обучение на уроках биологии 2004

    Автор: Кожемяко Маргарита Владимировна

    Любой учебный курс имеет свои внутрикурсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Большей эффективности в решении учебных задач можно добиться, используя проблемное обучение.

  • Формы организации профильного обучения 2004

    Автор: Гуторова Любовь Михайловна

    Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии Российской системы школьного образования. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Из опыта работы школы.

  • Технология "ИнтеллекТ"как средство повышения эффективности учебной деятельности 2004

    Автор: Божко Татьяна Александровна

    Это статья о технологии "ИнтеллекТ" доктора педагогических наук Зиганова Марата Александровича. Данная технология применяется в НОУ "Ломоносовская школа" уже более 10 лет и дала положительные результаты. Примером к статье дается одно из развивающих упражнений, которые включены в технологию.


  • Мониторинг в преподавании математики 2004

    Автор: Белкина Светлана Александровна

    Педагогический мониторинг является инструментом управления учебно-воспитательным процессом. Автор данной работы в течение трех лет занимается системой диагностики. Им изучены различные методики проведения мониторинга, указаны ссылки на литературные источники. В статье описываются различные виды: - на всех этапах обучения; - одного учебного года; - предметный рейтинг; - учёт техники устного счёта. Работа сопровождается графиками, диаграммами, таблицами.

  • Доклад на тему: "Роль заместителя директора в формировании единого образовательного пространства учебного заведения по формированию познавательных и творческих способностей учащихся" 2004

    Автор: Сизых Надежда Григорьевна

    В докладе показано, как формируется вариативная часть учебного плана, какова роль предметов и внеклассной работы в формировании личности ребёнка. Отражена результативность, показана роль заместителя директора.

  • Использование проектной методики на уроках иностранного языка как средство овладения учащимися современными фундаментальными знаниями 2004

    Авторы: Мазина Анна Андреевна, Седых Ирина Ивановна

    Сейчас много внимания уделяется коммуникативной компетенции, которая важна не только на уроках английского языка, но и становится частью современного общества. Ведь любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать. Считаю, что помочь в решении данной задачи может метод учебного проекта.

  • Принцип интеграции в организации внеурочной деятельности учащихся 2004

    Автор: Плахова Елена Викторовна

    Принцип интеграции - в основе организации внеурочной деятельности учащихся по физике и астрономии. Сценарий вечера "Звезды… Силой какою вы душу пленяете?" (из цикла "Физики в гостях у лириков").

  • Опыт работы по организации, подготовке и проведению методического семинара "Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса" 2004

    Автор: Арганы Нина Федоровна

    В данной статье представлен опыт проведения семинара по изучению педагогических технологий, развивающих индивидуальный стиль деятельности участников образовательного процесса. Творческим коллективом опробована новая форма работы со слушателями семинара - "мастер - классы", на которых изучались: игровые технологии; метод проектов; учебное сотрудничество; технология блочно-модульного обучения. На наш взгляд, сущность "мастер-классов" заключается в том, что содержание технологии изучается слушателями с применением элементов этой же технологии, рассматриваются, анализируются сильные и слабые её стороны. Слушатели находятся в роли учеников. Затем они посещают открытый урок по данной технологии, слушают самоанализ урока учителем, анализируют его сами. Здесь они выступают в роли экспертов. Цель проведения "мастер - классов" мы видим в том, чтобы каждый слушатель имел возможность познакомиться и выявить сущность рассматриваемого явления, а также определить возможность применения данной технологии в своей педагогической практике.

  • Доклад по теме: "Использование опыта идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания" 2004

    Автор: Каляцкая Нина Яковлевна

    Сегодня гуманистическая педагогика должна быть нравственным ориентиром в воспитании молодого поколения. Именно потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании и развитии личности. На уроках обществознания в 10-м классе делаю акцент на психологические знания о личности, учу видеть в поступках этическое содержание, подвожу учеников на исторических и современных примерах к потребности анализа той или иной ситуации.

  • Повышение вычислительной культуры учащихся 2004

    Автор: Федотова Любовь Николаевна

    Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях целенаправленного их формирования. Перечислю важнейшие вычислительные умения и навыки по каждой параллели.


  • Использование информационных технологий для оптимизации профессиональной деятельности педагога (статья № 1) 2004

    Автор: Губайдуллин Ильшат Актасович

    В современных условиях мультимедийные функции телевизора, радио, магнитофона и проигрывателя успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой. Применение компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям. Первое и наиболее часто используемое - это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности как предметника и классного руководителя. Компьютерные программы - это своего рода помощники и конструкторы для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят время учителя в подготовке к уроку. Тому, как это делаю я, посвящена моя статья.

  • Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?" 2004

    Авторы: Гилязова Светлана Михайловна, Ступина Светлана Александровна, Чебыкина Лидия Геннадьевна

    Как измерить достижения учащихся при переходе из начальной в основную школу? Можно провести традиционные контрольные работы, и мы получим информацию об уровне сформированности знаний, умений, навыков. Но только ли это должно нас интересовать? Контрольная работа "Что я жду от пятого класса" позволяет оценить уровень психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения, выявить уровень социальной зрелости выпускников начальной школы.

  • Технология модульного обобщающего урока в 5-м классе по теме "Решение примеров и задач на множестве натуральных чисел" 2004

    Автор: Савельев Сергей Васильевич

    Новая технология обучения, преемственности, контроля с использованием основных принципов дидактики, особенностей работы над инновациями в период предпрофильной работы в 9-х классах и профильной – в 11-х классах, а также в условиях эксперимента Единого государственного экзамена.

  • Особенности использования дидактических игр на уроках информатики 2004

    Автор: Дергачева Лариса Михайловна

    Дидактическая игра обладает множеством возможностей активного включения учащихся в учебный процесс, что является основой развития познавательной активности. Дидактическая игра позволяет сделать увлекательным учебный материал, создать радостное, рабочее настроение на уроках информатики.

  • Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории 2004

    Автор: Идрисов Александр Есмухамбетович

    Статья рассказывает о нетрадиционных формах уроков, которые стали наиболее популярными у педагогов за последнее десятилетие, дается теоретическое обоснование НФУ, раскрывается само понятие НФУ, а также характеристика, показаны психолого-педагогические возможности, раскрывается методика и типология проведения уроков. В статье представлены используемые автором образовательные технологии и методы обучения. Даны выводы и обобщения, приводятся таблицы.

  • Этапы работы над проектом 2004

    Автор: Мухортова Мария Васильевна

    Данная работа позволит учителям, желающим использовать метод проектов для достижения нового качества образования - ключевых компетенций учащихся, на конкретном примере познакомиться с особенностями деятельности ученика и учителя на каждом из этапов проекта.

  • Уроки математики в пятом классе по теме: "Дроби" по систиеме Эльконина-Давыдова в сельской школе 2004

    Автор: Соловьева Люция Петровна

    Уроки отличаются от традиционных тем, что разработаны в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Технология РО способствует сохранению и укреплению учащихся мотивационного компонента учебной деятельности, интереса к содержанию изучаемого материала. Главный результат развивающего обучения - это сохранение глубокого познавательного интереса у учащихся.


  • Опыт применения метода проектов в образовательном процессе средней школы (на примере английского языка) 2004

    Автор: Ракетская Ольга Александровна

    Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы. В предлагаемой методической разработке урока-проекта прослеживаются все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов.

  • Автоматизированное рабочее место "Сельский учитель" (руководитель методического объединения) 2004

    Автор: Макаров Геннадий Алексеевич

    Данная программа лишь попытка автоматизировать и реализовать те основные функции, которые выполняет руководитель методического объединения в сельской школе.