Современный мир характеризуется высокой динамичностью. Система ценностных ориентаций и умонастроений в обществе так же перешли из разряда относительно статичных в быстро изменяющиеся категории. Как следствие изменяется роль педагогики и психологии в образовании, которые вынуждены пересматривать свои концептуальные подходы к развитию личности. Так, оценочные процедуры, традиционно существующие в системе образования, не позволяют справедливо судить о наиболее важных результатах педагогического процесса, т.к., во-первых, результаты выполнения различными учениками задания слишком отличаются друг от друга. Эти различия очень трудно выразить в баллах по любому небольшому числу “шкал”. Во-вторых, процедуры оценивания не позволяют должным образом выделить учеников, достигших развития компетенции высочайшего уровня.
Введение ЕГЭ в форме тестирования призвано снять ряд проблем. Предполагается, что ЕГЭ обеспечит:
- Доступность профессионального образования молодежи.
- Преемственность между уровнями общего и профессионального образования.
- Объективную проверку компетентности выпускников.
В настоящее время издается достаточное количество педагогической и методической литературы по организации процедуры тестирования, по разработке заданий к тестам, предлагаются уже имеющиеся варианты тестов. Однако, к сожалению, практически никто не учит выполнять педагогические тесты.
Вместе с тем соответствующие навыки очень полезны. Во-первых, они повышают эффективность подготовки к тестированию, позволяют более успешно вести себя во время тестирования. Во-вторых, способствуют развитию общей культуры мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Формирование подобных навыков будет полезно абсолютно всем учащимся старших классов.
Метод педагогического тестирования широко используется в практике.
Современное понимание тестов и тестирования можно представить на двух уровнях.
Первый – “бытовой” уровень. Пот тестами в данном контексте понимается набор заданий с вариантами ответов. Такая трактовка теста ставит его в один ряд с кроссвордами, головоломками, основная цель которых заключается в удовлетворении познавательных потребностей и развлечений.
Второй уровень может быть назван “научным” здесь тест понимается как фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий. В основе тестирования лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющий объективно и надежно оценить уровень достижений на основе использования статистических методов.
Возросшая популярность тестов по сравнению с главным образом традиционными устными и письменными экзаменами объясняется следующими их достоинствами.
- Стандартизация условий и результатов.
- Оперативность и экономичность.
- Количественный дифференцированный характер оценки.
- Оптимальная трудность.
- Надежность.
- Справедливость.
- Возможность компьютеризации.
- Психологическая адекватность.
Среди недостатков педагогического тестирования можно назвать следующие моменты:
- Опасность “слепых” (автоматических) ошибок.
- Стрессогенность тестирования.
- Потеря индивидуального подхода.
- Отсутствие доверительной обстановки.
Руководствуясь вышеизложенным и в соответствии с объективной проверкой компетентности выпускников (ЕГЭ, централизованное тестирование, абитуриентское тестирование) группа педагогов МОУ СОШ № 11 г. Екатеринбурга разработала “Программу психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям”.
Психолого-педагогическая адаптация учащихся к тестированию – процесс, требующий временных затрат, а так же специальных знаний. Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данном виде деятельности, но и способность к преодолению негативных последствий тестирования.
При подготовке учащихся к тестированию работа педагогического коллектива МОУ СОШ № 11 выстроена по следующему алгоритму:
- Диагностика учащихся, направленная на выявление личных особенностей, влияющих на результаты тестирования.
- Развивающая психолого-педагогическая работа по подготовке к тестированию.
- Консультативная работа с учащимися и их родителями по результатам проведенной диагностики и в связи с проблемами, выявленными в ходе подготовки к тестированию.
- Методическая работа, построенная на основе результатов анализа первичной диагностики и тренировочных тестов и направленная на совершенствование методики подготовки учащихся к тестированию.
- Коррекционная работа, ориентированная на оказание помощи учащимся, испытывающим трудности приспособления к тестированию, связанные с индивидуально-типологическими особенностями.
Этапы, цели и направления работы “Программы психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям” представлены ниже:
“Программы психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям”
Представленная программа проходит апробацию в классах с углубленным изучением химии на этапе развивающего практикума. Автор отмечает заинтересованность, увлеченность не только свою собственную, но и учащихся и их родителей, то есть всех участников образовательного процесса.