Программа психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Современный мир характеризуется высокой динамичностью. Система ценностных ориентаций и умонастроений в обществе так же перешли из разряда относительно статичных в быстро изменяющиеся категории. Как следствие изменяется роль педагогики и психологии в образовании, которые вынуждены пересматривать свои концептуальные подходы к развитию личности. Так, оценочные процедуры, традиционно существующие в системе образования, не позволяют справедливо судить о наиболее важных результатах педагогического процесса, т.к., во-первых, результаты выполнения различными учениками задания слишком отличаются друг от друга. Эти различия очень трудно выразить в баллах по любому небольшому числу “шкал”. Во-вторых, процедуры оценивания не позволяют должным образом выделить учеников, достигших развития компетенции высочайшего уровня.

Введение ЕГЭ в форме тестирования призвано снять ряд проблем. Предполагается, что ЕГЭ обеспечит:

  • Доступность профессионального образования молодежи.
  • Преемственность между уровнями общего и профессионального образования.
  • Объективную проверку компетентности выпускников.

В настоящее время издается достаточное количество педагогической и методической литературы по организации процедуры тестирования, по разработке заданий к тестам, предлагаются уже имеющиеся варианты тестов. Однако, к сожалению, практически никто не учит выполнять педагогические тесты.

Вместе с тем соответствующие навыки очень полезны. Во-первых, они повышают эффективность подготовки к тестированию, позволяют более успешно вести себя во время тестирования. Во-вторых, способствуют развитию общей культуры мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Формирование подобных навыков будет полезно абсолютно всем учащимся старших классов.

Метод педагогического тестирования широко используется в практике.

Современное понимание тестов и тестирования можно представить на двух уровнях.

Первый – “бытовой” уровень. Пот тестами в данном контексте понимается набор заданий с вариантами ответов. Такая трактовка теста ставит его в один ряд с кроссвордами, головоломками, основная цель которых заключается в удовлетворении познавательных потребностей и развлечений.

Второй уровень может быть назван “научным” здесь тест понимается как фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий. В основе тестирования лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющий объективно и надежно оценить уровень достижений на основе использования статистических методов.

Возросшая популярность тестов по сравнению с главным образом традиционными устными и письменными экзаменами объясняется следующими их достоинствами.

  • Стандартизация условий и результатов.
  • Оперативность и экономичность.
  • Количественный дифференцированный характер оценки.
  • Оптимальная трудность.
  • Надежность.
  • Справедливость.
  • Возможность компьютеризации.
  • Психологическая адекватность.

Среди недостатков педагогического тестирования можно назвать следующие моменты:

  • Опасность “слепых” (автоматических) ошибок.
  • Стрессогенность тестирования.
  • Потеря индивидуального подхода.
  • Отсутствие доверительной обстановки.

Руководствуясь вышеизложенным и в соответствии с объективной проверкой компетентности выпускников (ЕГЭ, централизованное тестирование, абитуриентское тестирование) группа педагогов МОУ СОШ № 11 г. Екатеринбурга разработала “Программу психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям”.

Психолого-педагогическая адаптация учащихся к тестированию – процесс, требующий временных затрат, а так же специальных знаний. Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данном виде деятельности, но и способность к преодолению негативных последствий тестирования.

При подготовке учащихся к тестированию работа педагогического коллектива МОУ СОШ № 11 выстроена по следующему алгоритму:

  1. Диагностика учащихся, направленная на выявление личных особенностей, влияющих на результаты тестирования.
  2. Развивающая психолого-педагогическая работа по подготовке к тестированию.
  3. Консультативная работа с учащимися и их родителями по результатам проведенной диагностики и в связи с проблемами, выявленными в ходе подготовки к тестированию.
  4. Методическая работа, построенная на основе результатов анализа первичной диагностики и тренировочных тестов и направленная на совершенствование методики подготовки учащихся к тестированию.
  5. Коррекционная работа, ориентированная на оказание помощи учащимся, испытывающим трудности приспособления к тестированию, связанные с индивидуально-типологическими особенностями.

Этапы, цели и направления работы “Программы психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям” представлены ниже:

“Программы психолого-педагогической адаптации учащихся к новым аттестационным технологиям”

Представленная программа проходит апробацию в классах с углубленным изучением химии на этапе развивающего практикума. Автор отмечает заинтересованность, увлеченность не только свою собственную, но и учащихся и их родителей, то есть всех участников образовательного процесса.

Приложения