Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" по теме: "Деятельность юридической службы в строительном комплексе"

Разделы: Общепедагогические технологии


Преподавание дисциплины “Правовое обеспечение профессиональной деятельности” имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с дисциплинами “Основы права”, “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “Документационное обеспечение управления”, “Экономика отрасли”. Одной из важных тем курса является “Деятельность юридической службы (отдела) в строительном комплексе” и в качестве закрепления материала рекомендуется проведение описанного в пособии практического занятия. Занятие рекомендуется проводить в форме деловой игры, с использованием персонального компьютера.

В методическом пособии представлены теоретическое обоснование значимости деловой игры в учебной деятельности студента, а также методические рекомендации по организации конкретной деловой игры.

Роль деловой игры в учебной деятельности.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дают возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

  • правила;
  • индивидуальная работа;
  • групповое обсуждение;
  • результат игры.

При подготовке к занятию, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила игры должны быть простыми.
  • Формулировка заданий – доступна пониманию учащихся.
  • Каждый студент должен быть активным участником игры.
  • Учет результатов соревнования должен быть открытым.
  • Игру нужно закончить на занятии, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что студенты не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у студентов доброе рабочее настроение.

Разработка практического занятия.

Тема занятия: Документация юридической службы предприятия.

Тип занятия: практическое занятие.

Цели занятия:

  • Систематизация и контроль знаний учащихся по разделу “Деятельность юридической службы на предприятии”.
  • Развивать профессиональные навыки учащихся по работе с юридическими документами.
  • Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, этические и эстетические качества будущего специалиста, сотрудничество в коллективной деятельности.

Межпредметная связь: осуществляется с предметами “Основы права”, “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “Документационное обеспечение управления”, “Экономика отрасли”.

Форма занятия: деловая игра.

Оборудование: ПЭВМ, текстовый процессор MS Word. Конкурсные задания, правила игры (приведены в приложениях).

План занятия:

  1. Сообщение темы и целей занятия. Знакомство студентов с правилами игры. (Приложение 1.)
  2. Определение уровня “профессиональной подготовки” специалистов фирмы с помощью компьютерного тестирования (тест в приложении 2).
  3. Подготовка “пакета” договоров для фирмы-заказчика (задание в приложении 3).
  4. Консультирование клиентов фирмы по письмам (приложение 4).
  5. Подготовка протоколов-разногласий для фирм-заказчиков (приложение 5).
  6. Подведение итогов занятия:
  • Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника.
  • Выполнение целей занятия.

Ход урока

Цель деловой игры – воссоздание контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах, выполнение “профессиональной” деятельности, сочетающей в себе учебный и профессиональный элементы.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примерное время, мин.
Сообщение темы, целей и задач урока. Знакомство с правилами игры. Сообщает тему и цели урока. Объясняет правила игры (приложение1). Слушают объяснения учителя.

Рассматривают прейскурант цен.

7
Определение уровня “профессиональной подготовки” специалистов фирмы с помощью компьютерного тестирования. Объясняет специалистам фирмы их задание.

Устанавливает “уровень квалификации” персонала фирмы по оценочной шкале (приложение 2) и сообщает результаты участникам игры.

Находят на компьютере тест, отвечают на его вопросы.

Показывают результат работы с тестом преподавателю.

15
Конкурс подготовка “пакета” договоров для фирмы-заказчика Выдает “заказы” специалистам фирмы. (приложение 3) Получают задания.

Выполняют различные по степени сложности задания сотрудники фирмы определенной квалификации.

Полученное решение показывают заказчику, при необходимости дают пояснения.

20
Конкурс- консультирование клиентов фирмы по письмам Выдает письма клиентов специалистам фирмы. (приложение 4)

Сотрудники фирмы делятся на команды по 4 человека.

Обсуждают ответ на письмо группой и представляют ответ другим сотрудникам. Отвечает один сотрудник от команды, остальные члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего высказывают дополнения к ответам “коллег” и замечания к ответам “конкурентов”. 23
Конкурс-подготовка протоколов-разногласий для фирм-заказчиков Выдает задания. (приложение 5)

Проверяет правильность составления “пакета” договоров для фирмы.

Заполняет оценочную таблицу

Получают задания.

Составляют протоколы-разногласий с помощью программы MS Word на компьютере.

15
Подведение итогов урока:

- Выполнение целей урока.

Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника.

Подводит итоги занятия, обращая особое внимание на коррекцию допущенных ошибок.

Выставляет оценки за урок. Дает рекомендации учащимся по дальнейшей работе над ошибками.

Слушают. Анализируют свою работу и работу товарищей. 10