Преподавание дисциплины “Правовое обеспечение профессиональной деятельности” имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с дисциплинами “Основы права”, “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “Документационное обеспечение управления”, “Экономика отрасли”. Одной из важных тем курса является “Деятельность юридической службы (отдела) в строительном комплексе” и в качестве закрепления материала рекомендуется проведение описанного в пособии практического занятия. Занятие рекомендуется проводить в форме деловой игры, с использованием персонального компьютера.
В методическом пособии представлены теоретическое обоснование значимости деловой игры в учебной деятельности студента, а также методические рекомендации по организации конкретной деловой игры.
Роль деловой игры в учебной деятельности.
Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дают возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.
Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.
Структурными основными компонентами деловой игры являются:
- правила;
- индивидуальная работа;
- групповое обсуждение;
- результат игры.
При подготовке к занятию, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.
При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:
- Правила игры должны быть простыми.
- Формулировка заданий – доступна пониманию учащихся.
- Каждый студент должен быть активным участником игры.
- Учет результатов соревнования должен быть открытым.
- Игру нужно закончить на занятии, получить результат.
Деловые игры приводят к тому, что студенты не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у студентов доброе рабочее настроение.
Разработка практического занятия.
Тема занятия: Документация юридической службы предприятия.
Тип занятия: практическое занятие.
Цели занятия:
- Систематизация и контроль знаний учащихся по разделу “Деятельность юридической службы на предприятии”.
- Развивать профессиональные навыки учащихся по работе с юридическими документами.
- Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу, этические и эстетические качества будущего специалиста, сотрудничество в коллективной деятельности.
Межпредметная связь: осуществляется с предметами “Основы права”, “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “Документационное обеспечение управления”, “Экономика отрасли”.
Форма занятия: деловая игра.
Оборудование: ПЭВМ, текстовый процессор MS Word. Конкурсные задания, правила игры (приведены в приложениях).
План занятия:
- Сообщение темы и целей занятия. Знакомство студентов с правилами игры. (Приложение 1.)
- Определение уровня “профессиональной подготовки” специалистов фирмы с помощью компьютерного тестирования (тест в приложении 2).
- Подготовка “пакета” договоров для фирмы-заказчика (задание в приложении 3).
- Консультирование клиентов фирмы по письмам (приложение 4).
- Подготовка протоколов-разногласий для фирм-заказчиков (приложение 5).
- Подведение итогов занятия:
- Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника.
- Выполнение целей занятия.
Ход урока
Цель деловой игры – воссоздание контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах, выполнение “профессиональной” деятельности, сочетающей в себе учебный и профессиональный элементы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примерное время, мин. |
Сообщение темы, целей и задач урока. Знакомство с правилами игры. | Сообщает тему и цели урока. Объясняет правила игры (приложение1). | Слушают объяснения учителя. Рассматривают прейскурант цен. |
7 |
Определение уровня “профессиональной подготовки” специалистов фирмы с помощью компьютерного тестирования. | Объясняет специалистам фирмы их
задание. Устанавливает “уровень квалификации” персонала фирмы по оценочной шкале (приложение 2) и сообщает результаты участникам игры. |
Находят на компьютере тест, отвечают на
его вопросы. Показывают результат работы с тестом преподавателю. |
15 |
Конкурс подготовка “пакета” договоров для фирмы-заказчика | Выдает “заказы” специалистам фирмы. (приложение 3) | Получают задания. Выполняют различные по степени сложности задания сотрудники фирмы определенной квалификации. Полученное решение показывают заказчику, при необходимости дают пояснения. |
20 |
Конкурс- консультирование клиентов фирмы по письмам | Выдает письма клиентов специалистам
фирмы. (приложение 4) Сотрудники фирмы делятся на команды по 4 человека. |
Обсуждают ответ на письмо группой и представляют ответ другим сотрудникам. Отвечает один сотрудник от команды, остальные члены команды слушают ответы коллег и конкурентов, после чего высказывают дополнения к ответам “коллег” и замечания к ответам “конкурентов”. | 23 |
Конкурс-подготовка протоколов-разногласий для фирм-заказчиков | Выдает задания. (приложение
5) Проверяет правильность составления “пакета” договоров для фирмы. Заполняет оценочную таблицу |
Получают задания. Составляют протоколы-разногласий с помощью программы MS Word на компьютере. |
15 |
Подведение итогов урока: - Выполнение целей урока. Оценка работы в целом фирмы и ее каждого сотрудника. |
Подводит итоги занятия, обращая особое
внимание на коррекцию допущенных ошибок. Выставляет оценки за урок. Дает рекомендации учащимся по дальнейшей работе над ошибками. |
Слушают. Анализируют свою работу и работу товарищей. | 10 |