XXI век … В настоящее время особенно требуется сделать ум сердечным, а сердце умным. В каждом сверкает искра, надо лишь помочь разгореться ей и направить действия на истинное добро, служение людям. Человек может увидеть и убедиться как можно раньше, что его судьба полностью в его руках и во многом зависит от внутреннего содержания, от того, что человек излучает в мир во всех сферах жизни. И главный путь, по которому следует направить все усилия – это путь по линии развития сердца. Душа каждого человека – бутон прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит во многом от нравственного и духовного образования.
С 1997 года я веду уроки русского языка и литературы в нашей школе. За это время наши 40-минутные встречи бывали разными. Но особенно мы с ребятами ждали уроков развития речи. Миг творчества окрылял всех. Так начинались детские размышления, творческие работы и стихи. И ребячьи афоризмы в такие минуты просто ложились на бумагу. Они получались прекрасными. Мною предлагались два или три слова, звучала музыка и начинало править Вдохновение…
“Пауза – это хранитель восхитительной тишины .” (Богдан Галина, 6 класс, 1998г.)
“Случай, как колесо, изменит все невзначай.” (Варенников Роман, 7 класс, 1999г.)
“И я вошла в игру жизни, неожиданно поняв, что будут и слезы, и радость, и миг озарений.” (Тарабрина Татьяна, 7 класс, 1999г.)
“Книга жизни приоткрывает тайны желающему.” (Юсифов Анар, 6 класс, 2001г.)
В 1999 году мною была разработана образовательная программа экспериментального спецкурса “Наш мир и я” творческой и духовно-нравственной направленности. И наше сотрудничество с ребятами одновременно стало продолжаться на встречах по спецкурсу. В процессе совместного общения главное виделось нам в познании собственного и окружающего мира, в рождении мысли и творческого экспромта.
Целями образовательной программы спецкурса стали:
- постижение единства мира через эмоциональные переживания, интеллектуальные и философские размышления, сердечное чувствознание;
- пробуждение интереса к самим себе через осознание своего предназначения в жизни,
- создание условий на занятиях-встречах для реализации индивидуальных творческих способностей учащихся,
Важной особенностью образовательного спецкурса является совместное сотрудничество учителя и ученика в процессе творческого, практического и философски направленного познавания себя. Другими словами, самопознания себя как личности окружающего мира, реальной жизни с помощью литературы, истории, науки, философии, искусства.
Программа образовательного спецкурса “Наш мир и я” рассчитана на три ступени образования и построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности между разделами курса и возрастными группами.
Так, образовательная программа I ступени предлагает учащимся 8-10 лет начать задумываться об окружающем и внутреннем мире, обозначив круг вопросов для своего познания, простейшее постижение и объяснение. Отдельно выделяется возрастная группа 5-х классов. Сложный процесс адаптации при переходе из начальной школы в подростковую, может поставить перед детьми много невыясненных вопросов практического порядка и нравственных проблем.
Программа второй ступени образования учитывает возрастные особенности учащихся 6-7 классов, у которых возникает спектр вопросов и порой они не решаются открыто задавать их. Процесс самоутверждения себя как личности и признание авторитета в общении – главное для них. И важным в этот период является процесс самоопределения, выбор нравственных и духовных ориентиров личности и самореализация своих способностей.
Программа третьей ступени выстраивается с учетом своих “картинок мира” у учащихся 8-9 классов, которые с разной степенью осознанности самоопределяются и самореализуются в мире.
В процессе трехступенчатого образования у школьников возможно осознанное выстраивание “картинки” мира как своего, так и окружающего. По желанию учащихся 10-11 классов возможно продолжение деятельности по образовательной программе, предложенной дополнительно к спецкурсу “Наш мир и я”.
Деятельность по образовательной программе “Наш мир и я” предполагает разные формы и виды сотрудничества. Это ролевые игры, дискуссии, тренинги, духовные беседы, ведение творческого дневника, альбома, “вглядывание” в себя, погружение в мир образов, чувств, мыслей, где главным является единство собственной гармонии с гармонией окружающего мира. Главное отличие данной образовательной программы в том, что искусство мысли, образа, цвета, чувствознания становятся предметностью взаимоотношений. Основной задачей стало создание учениками своих произведений творчества. Именно индивидуальные произведения ребят – как продукт образовательной деятельности, а процесс создания – как один из вариантов способов познания своего и окружающего мира.
Так творческая деятельность становится наиболее эффективной в процессе самопознания, самовыражения, самореализации. Через детское творчество мир словно открывает, расширяют свое пространство. И маленькие “шедевры” детского творчества становятся живыми собеседниками на пути познания себя и окружающего мира.
“Встречи-занятия – это образец труда, когда упорство с любопытством, взявшись за руки, устремляются к удовольствию в гости за жизненным уроком и творческим вдохновением.” (Дьячук Наталья, 8 класс, 2000г.)
Жизнь. Загадочная, чудесная. Удивляет, творит, исполняет. Жизнь дарит понимание и любовь. Гармония. (Филиппова Любовь, 8 класс, 2002г) |
Мой мир. Чудесный, яркий, неизвестный. Вдохновляет, учит, меняет. Во всей вселенной он неповторим. Тайна. (Криворучко мария, 8 класс, 2002 г.) |
Обращение к звезде
Милая звездочка! Ты такая маленькая, но освещаешь весь мир своим прекрасным и таинственным сиянием. Мне кажется порой, что я всего лишь за одну ночь полюбила тебя как что-то родное и близкое. Ты – моя звезда, звезда моего сердца, счастья и любви. Ты словно звезда из моего будущего и смотришь на меня своей лукавой улыбкой.
(Мороз Мария, 6 класс, 2000г.)
Как красивы осенние дни,
Все листвою чудесной одето,
Как прекрасно все: посмотри!
И заметь тот час ты это.
Вот подул ветерок озорной,
Затем скользнул за ограду.
И пошел листопад расписной,
Листопад, подобный граду.
Листья вихрем летают по небу,
Красно-желтые в небе парят.
Большинство исчезли в метели
И в наш город не прилетят.
(Брюханов Павел, 5 класс, 1999г.)
И продолжалось наше сотворчество: создавались “книги откровений”, оформлялись “творческие альманахи”, велись дневники “листки размышлений”. Дети постепенно вырастали, и мы вместе стали задумываться о продолжении наших встреч в старших классах. Так возникла идея создания образовательной программы, основанной полностью на детском творчестве, размышлениях, понимании важнейших ценностных и мировоззренческих вопросах. Философия, будучи “живой душой” культуры естественно вошла в содержание программы.
Новизна образовательной программы “Штрихи к портрету: Я – философия в размышлениях” заключалась в простраивании параллельного постижения основ изобразительного искусства, развития речи, своего внутреннего мира. Развития индивидуального творчества. Особенностью образовательной программы “Штрихи к портрету: Я – философия в размышлениях” является направленность на оформление своего “портрета” через творческое осмысление своего внутреннего и окружающего мира в философской парадигме. Как формы, так и содержание образовательной программы предполагают собственное творчество учащихся (размышления, эссе, афоризмы, стихотворения, ассоциативные рисунки, эскизы, зарисовки). Определились варианты рефлексивной деятельности:
- азбука чувств, мыслей, образов, языка (психологический, философский аспекты);
- “творческое раскрытие лепестков цветка жизни” (предъявление разных граней творческого аспекта личности);
- “портрет в размышлениях” (презентации собственного творческого выражения, осмысления своего внутреннего и окружающего мира).
Таким образом, содержание данной программы не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Содержание программы “Штрихи к портрету: Я – философия в размышлениях” построено по спирали и на каждом витке усложняется и расширяется рассматриваемые вопросы, понятия, проблемы.
Главным условием каждой встречи является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознавания и понимания. На таких встречах у старшеклассников рождалось свое видение и осознавание мира.
Пусть позже. не сейчас
Заполыхает чудо света.
В круговороте слов и фраз
На свой вопрос найдешь ответы.
И вдохновение опять
Заполнит разум или душу.
И что тут можно пожелать,
Когда твой мир почти разрушен?
Начни все с чистого листа,
Найди свою дорогу к цели.
И вновь чудесна жизнь, чиста,
Что звон у утренней капели.
(Брюханов Павел, 10 класс, 2004 год).
ЗАЧЕМ ?
Зачем мы врем ?
Зачем страдаем ?
Зачем мы мучим и опьяняем?
Зачем мы любим?
Зачем скучаем?
Зачем мы ждем и доверяем?
Зачем мы верим?
Зачем ругаем?
Зачем клянемся и нарушаем?
Зачем мы рады?
Зачем грустим?
Зачем мы терпим и молчим?
Зачем мы дразним?
Зачем встречаем?
Зачем мы лечим и разбиваем?
Зачем вернулись?
Зачем простили?
Зачем мы плачем на могиле?
Зачем мы искренне?
Зачем мы умоляем?
Зачем мы рвем и разрываем?
Ответ так близок и знаком,
Все очень просто – мы живем!
(Прокопьева Кристина, 11 класс, 2004год)
Пусть вновь слетает вдохновенье,
И сердце сердцу шлет невидимый привет.
Любовь таит в себе мгновенье,
И бесконечность дарит свет.
Поющий голос – символ сказки,
Мелодия – любовный плен
Окутывает сердце лаской
В минуты главных перемен.
(Мороз Мария, 10 класс,2004 год)
Ситуации–размышления… Ситуации–погружения в свой внутренний мир… Ситуации – открытия себя…Ситуации, царящие на встречах… Учитель тоже вместе с детьми творит, и процесс со-творчества окрыляет. Во время таких встреч и у меня рождались образы, мысли, слова:
Вдохновение словно души откровение.
Вдохновение это высшим лучом озарение.
Вдохновение словно мысли парение.
Вдохновение –это разных миров единение…
Единение миров…Что может быть прекрасней! Мир старшеклассников, мир подростка, мир младшего школьника…Единение всех миров в своей разности и неповторимости. Мы проводили совместные встречи-встречи разных возрастов, разных пониманий, разных осознаваний, на которых рождались творческие портреты “миров”. Постепенно зарождалась мысль о создании образовательной программы для младшего школьника. Сегодня выстраивается такая образовательная программа – “Вхождение в мир образов, чувств и мыслей” для совместной деятельности с младшими школьниками. По этой становящейся программе мы третий год сотрудничаем с детьми, которые в этом учебном году учатся во 2 классе. А наши встречи с ними начались еще в детском саду: встречи-тренинги, встречи-сказки, встречи-путешествия, встречи-открытия. Их было немного, и на каждой из них Гномы приглашали в путешествие по миру образов, чувств, размышлений.
И круг словно замыкается, или цепочка простраивается, или высвечиваются новые витки спирали: и образовательные программы обретают некий смысл, перетекают и дополняют друг друга . “Вхождение в мир образов, чувств, мыслей”, далее “ Наш мир и я”, далее “Штрихи к портрету: Я – философия в размышлениях”. На мой взгляд, сложилось целостное видение совместного со- творчества ребенка и взрослого, школьника и учителя. Отличительной особенностью всех данных образовательных программ является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, чувствознания. Собственное произведение творчества каждого и есть продукт образовательной деятельности. Сам процесс создания является одним из вариантов постижения своего мира и окружающего мира.