Современные подходы к организации предпрофильного и профильного обучения в ОУ

Разделы: Общепедагогические технологии


Общество представляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка. Новые социально – экономические условия, в которых функционирует российское образование, предполагают наличие у человека общественно значимых компетенций, владение которыми позволяет адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики. Очевидно, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного обучения.

На решение указанных проблем направлена Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., которая предполагает организацию профильного образования обучающихся старшей ступени для формирования у них готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В соответствии с этим в 2002г. утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. При этом важным вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направления профилизации, а также модели организации предпрофильного и профильного обучения.

В 2004г. был разработан проект “Образовательная система предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ СОШ №6.”

Цели:

  • Создание условий обучающимся для самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности.
  • Постепенная реструктуризация образовательной системы МОУ СОШ №6 в связи с переходом на профильное обучение.

Задачи:

  • Обеспечить углубленное, разноплановое изучение отдельных общеобразовательных предметов.
  • Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, ориентированного на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков.
  • Организовать деятельность по оказанию обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов индивидуальных образовательных траекторий продолжения обучения в старшей школе, в учреждениях профессионального образования в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
  • Сформировать у обучающихся готовность к принятию решения о выборе индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей школы или профессионального учебного заведения.
  • Сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
  • Выработать различные формы развития сетевого взаимодействия ОУ.

Создать образовательную карту продолжения обучения выпускников основной школы.

Гипотеза.

Если,

  1. преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования, устранить принцип “учить всех и всему” вне зависимости от способностей учащегося, его интересов и склонностей;
  2. определить и разработать новое содержание профильного образования для учащихся старшей ступени, экспериментально проверить его и практически реализовывать в школьном учебном плане;
  3. обеспечить возможность дифференцировать обучение учащихся старшей ступени по различным направлениям профильной общеобразовательной и предпрофессиональной подготовки;
  4. обеспечить учащимся свободу выбора профиля образования с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей,
  5. то это позволит:

    • активизировать инновационную творческую деятельность педагогического коллектива;
    • полно и последовательно реализовать в процессе профильного образования принцип индивидуализации и уровневой дифференциации, создавая условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности;
    • обеспечить учащимся широкое общее образование, практическую подготовку и знания прикладного характера по всему блоку предметов избранного профиля, используя их для формирования у учащихся творческого, критического стиля мышления, воспитания устойчивого интереса к избранному профилю;
    • обеспечить оптимизацию условий, при которых наиболее полно сочетаются интересы личности и общества, создаются условия для социализации выпускников школ, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Основные проблемы.

При переходе к профильному обучению необходимо учитывать ряд факторов.

  1. Для определения учащимися 9-х классов осознанного выбора профиля обучения в 10-м классе, а также профессионального выбора необходима серьезная целенаправленная предпрофильная подготовка, которую следует организовать в 8 – 9 классах.
  2. Для эффективной организации профильной ориентации необходимо использовать ресурсы социокультурной среды. К сожалению, Абдулинский район располагается в некотором удалении от ВУЗов, что затрудняет установление более тесного сотрудничества с ними.
  3. Необходимо повышение материально-технической база школы, создание информационно-ресурсного центра.
  4. Обновление методического обеспечения, недостаточность учебной, научно-познавательной, методической литературы, электронных обучающих материалов.
  5. Изменение формы итоговой аттестации выпускников основной школы, а также поступление в старшую школу, в том числе и с использованием накопительной оценки портфолио.
  6. Переход к профильному обучению предполагает введение существенных изменений в организацию учебного процесса: изменение учебных планов, создание индивидуальных образовательных планов учащихся, гибкое формирование классов, профильных групп, сетевая организация обучения, применение новых образовательных технологий.
  7. При переходе на профильное обучение необходимо обеспечить подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров. Рассмотреть возможности стимулирования педагогов, работающих в системе профильного обучения.
  8. Реализация профильного обучения должна осуществляться при обеспечении необходимыми диагностическими и нормативно-правовыми материалами по подготовке, осуществлению и анализу профильного обучения, при организации психолого-педагогической поддержки учащихся, открытого информационного пространства для всех участников: педагогов, родителей, детей.
  9. Снижение контингента учащихся в связи с демографическими процессами.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. На локальном уровне.
    1. Доступность профильного обучения.
    2. Успешность проведения итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.
    3. Повышение качества знаний.
    4. Приобретение учащимися навыков пробно-поисковых действий в решении учебно-исследовательских задач, закрепление самостоятельной позиции в совершаемом выборе.
    5. Обученность учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного плана.
    6. Создание портфеля индивидуальных достижений учащегося - “портфолио”.
    7. Осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности или профессионального самоопределения выпускниками.
  2. На муниципальном уровне.
    1. Создание муниципальной образовательной сети.
    2. Создание муниципальной информационно – образовательной карты.
    3. Создание нормативно-правового, информационного, методического банка.
    4. Возможность педагогам сопоставлять свой опыт с опытом коллег, оценивать его, предлагать на рынке образовательных услуг.
    5. Информированность социума о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения учащимся.
    6. Разработка программ по изучению социального заказа общества на образовательные услуги.
    7. Разработка программ по изучению рынка труда, востребованности выпускников.
    8. Разработка программ психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.

Механизмы выполнения проекта.

Сроки реализации проекта – март 2004г. – март 2008г.

Этапы реализации:

  • подготовительный – март 2004г. – август 2004г.
  • пропедевтический – сентябрь 2004г. – август 2005г.
  • основной – сентябрь 2005г. – август 2007г.
  • завершающий – сентябрь 2007г. – март 2008г.

Основные направления деятельности:

  • нормативно-правовое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • организационно-методическое и информационная деятельность;
  • исследовательская и экспериментальная деятельность.

Выполнение проекта предполагается на базе МОУ СОШ №6.

Проект ориентирован на учащихся 8 – 10 классов.

Реализация проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами:

  • Отделом образования и воспитания;
  • Методическим отделом;
  • ООИПКРО;
  • Образовательными учреждениями района;
  • Высшими учебными заведениями: Оренбургский государственный университет, Самарская СХГА, физико-математическая заочная школа при МГУ и др.;
  • Системой дополнительного образования.

(План реализации проекта см. Приложение 1.)

Профильное обучение для школы №6 – это не нечто новое, а скорее закономерное продолжение того, что уже на протяжении более десяти лет поэтапно вводилось и совершенствовалось. С 1992г. проблеме дифференцированного, личностно-ориентированного обучения уделялось особое внимание. В 1993г. был набран 10-а класс физико-математического направления, начата предпрофильная подготовка в 8-9 классах по физико-математическому и естественному профилям. С 1996г. в 10-11 классах начинается работа по естественному направлению. А с 2002г. оформляется в профиль и работа по гуманитарному циклу.

Однако, в настоящее время, для реализации Концепции профильного обучения возникла необходимость пересмотра системы организации данного процесса в школе, и в первую очередь предпрофильной подготовки. Так, при подготовке учебного плана на 2004 – 05 учебный год большое внимание было уделено именно учебному плану 9-х классов. И не случайно.

“Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершенствования ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности” (Концепция профильного обучения). Эта основная цель предпрофильной подготовки – системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Выпускник 9 класса должен иметь информацию о возможных путях продолжения образования, при чем совершенно конкретно – в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное решение.

Предпрофильная подготовка решает задачи:

  1. Подготовка к выбору профиля
  2. Организация пробы сил.
  3. Информирование об условиях и особенностях профилизации.
  4. Реализация профессионально – образовательных потребностей.

При составлении учебного плана опирались на базовую модель, предусматривающую выделение для данных целей 102 часа: 1/3 – профильная и информационная работа, 2/3 – курсы по выбору.

Количество часов на предпрофильное обучение за счет

школьного компонента

внеклассной работы

всего часов

в неделю

в год

в неделю

в год

в неделю

в год

2

68

1

34

3

102

Особенности организации предпрофильной подготовки.

Сохранение классного коллектива Деление классов на группы по выбору
Ориентационные курсы – 40ч.

Психолого-педагогический курс – 10ч.

Информационный, профориентационный курс – 14ч.

Предметные курсы (38ч.)

- 2 курса по 14ч.

- 1 курс по 10ч.

Структура учебного плана (на одного ученика).

  • Профильная ориентация и информационная работа – 24часа в год
  • Ориентационные курсы (обязательные для каждого)– 40 часов в год
  • Предметные курсы (по выбору) – 38 часов в год.

В расписании данные курсы стоят последними уроками. В начале учебного года заложено для каждого учителя в это время свободные часы. Это дает возможность “гибкой” организации предпрофильной подготовки.

Учебный план по предпрофильной подготовке составлен таким образом, чтобы сначала все учащиеся смогли самоопределиться в выборе дальнейшего профиля обучения, пройдя ориентационные, психолого-педагогические, информационные курсы, а затем попробовали свои силы уже на предметных курсах: каждый ученик выбирает тот предметный курс, который ему необходим для продолжения дальнейшего обучения.

Четверть

9А класс

9Б класс

9В класс
1ч.,

9 недель

Физико – математический профиль (ориентационный курс) – 8 ч. Естественный профиль (ориентационный курс)

– 8ч

Информационно-технологический профиль (ориентационный курс)

–8 ч

Естественный профиль (ориентационный курс)

– 8ч

Социологический профиль (ориентационный курс)

– 8ч

Физико-математический профиль (ориентационный курс) – 8 ч.
Информационно-технологический профиль (ориентационный курс)

– 2ч

Гуманитарный профиль (ориентационный курс)

–2ч

Естественный профиль (ориентационный курс)

– 2ч

Психолого-педагогическая работа–5ч. Психолого-педагогическая работа–5ч. Психолого-педагогическая работа–5ч.
2 ч.,

7 недель

Информационно-технологический профиль (ориентационный курс)–6ч Гуманитарный профиль (ориентационный курс)

– 6ч.

Естественный профиль (ориентационный курс) – 6ч.
Гуманитарный профиль (ориентационный курс)– 8ч Информационно-технологический профиль (ориентационный курс)–6ч Социологический профиль (ориентационный курс)–8ч
Психолого-педагогическая работа–5ч. Психолого-педагогическая работа–5ч. Психолого-педагогическая работа–5ч.
Информационная работа

- 2ч.

Информационная работа

- 2ч.

Информационная работа

- 2ч.

3 ч.,

10 недель

Социологический профиль (ориентационный курс)

– 8 ч.

Физико-математический профиль (ориентационный курс) – 8 ч. Гуманитарный профиль (ориентационный курс)

– 8 ч.

Физика

(предметный курс) – 12ч.

Химия

(предметный курс)– 12ч.

Иностранный язык (предметный курс) - 12ч.
Информационная-8ч. Информационная-8ч. Информационная-8ч.
Математика

(предметный курс) – 2ч.

География

(предметный курс)– 2ч.

Русский язык

(предметный курс)– 2ч.

4 ч.,

8 недель

Физика

(предметный курс) - 2ч.

Химия

(предметный курс) – 2ч.

Иностранный язык (предметный курс) – 2ч.
Информатика

(предметный курс) – 14ч.

Биология

(предметный курс) – 14ч.

История

(предметный курс)– 14ч.

Математика

(предметный курс) – 8ч.

География

(предметный курс) – 8ч.

Русский язык

(предметный курс) – 8ч.

Курсивом выделены часы, которые ведутся за счет внеклассной работы.

Всеми педагогами данные курсы (см. Приложение 2)разработаны в соответствии с требованиями к программам курсов по выбору.

Основные характеристики курсов по выбору:

  • Избыточность;
  • Вариативность;
  • Краткосрочность;
  • Оригинальность содержания;
  • Не стандартизированность.

Список разработанных курсов для предпрофильной подготовки.

Вид курса

Направление

Название

Кол-во часов

Преподаватель

Ориентационный Физико-математический профиль “Некоторые аспекты влияния физико-математических наук на развитие общества”

8

Тюшевская Л.Н.
Ориентационный Естественный профиль “Системный взгляд на мир”

8

Алексеева Т.И.
Ориентационный Гуманитарный профиль “Взаимовлияние двух языков”

8

Хакимова Э.С.
Ориентационный Социологический профиль “Я и мир”

8

Окунеева Л.А.
Ориентационный Информационно-технологический профиль “В мире информации”

8

Кривцова С.А.
Предметный По физике “Практикум по решению физических задач по темам: “Основы кинематики и “Основы динамики”

14

Тюшевская Л.Н.
Предметный По информатике “Компьютерная графика”

14

Кривцова С.А.
Предметный По математике “Элементы математической логики”

10

Азарникова Т.Н.
Предметный По химии “Химия и здоровье человека” (Валеология на уроках неорганической химии)

14

Алексеева.Т.И.
Предметный По биологии “Окружающая среда и здоровье человека”

14

Паряева Т.А.
Предметный По географии “Объекты природного наследия Абдулинского района”

10

Хожайнова Н.В.
Предметные курсы По иностранному языку “Разговорная грамматика”

14

Хакимова Э.С.
Предметный По истории “Человек в обществе: элементарные начала социологии”

14

Окунеева Л.А.
Предметные курсы По русскому языку “История грамматики русского языка”

10

Яковлева З.Г.
Психолого-педагогическая работа

10

Калмыкова О.В.
Информационная, профориентационная работа

14

Калмыкова О.В.

Краткая характеристика курсов по выбору.

Курс Задачи Продолжительность
Ориентационный 1.Создать базу для ориентации учащихся в мире профессий относительно профиля обучения.

2.Подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения.

3.Учебно-практическое знакомство с проблематикой и особенностями разных профилей обучения.

4. Уточнение готовности учащихся к освоению выбранного профиля дальнейшего обучения.

8 часов
Предметно-ориентированные 1.Дать возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

2.Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

3.Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т. е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

10, 14 часов
Психолого–педагогический 1.Выявить психологические особенности учащегося, его возможности для изучения профиля.

2.Оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании варианта продолжения дальнейшего обучения.

3.Поддерживать мотивацию ученика.

10 часов
Информационный, профориентационный 1.Создать базу для ориентации учащихся в мире профессий.

2.Познакомить учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

14 часов

Проект “Образовательная система предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ СОШ №6.” успешно реализуется. Нами пройдены подготовительный и пропедевтический этапы. В 2004 – 2005 учебном году апробированы модель организации в 9 классах предпрофильного обучения, представленный учебный план. Прошла апробация курсов по выбору.