Общество представляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка. Новые социально – экономические условия, в которых функционирует российское образование, предполагают наличие у человека общественно значимых компетенций, владение которыми позволяет адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики. Очевидно, что для дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школьного обучения.
На решение указанных проблем направлена Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., которая предполагает организацию профильного образования обучающихся старшей ступени для формирования у них готовности к ответственному выбору дальнейшего жизненного пути с целью самоопределения и самореализации. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В соответствии с этим в 2002г. утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. При этом важным вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направления профилизации, а также модели организации предпрофильного и профильного обучения.
В 2004г. был разработан проект “Образовательная система предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ СОШ №6.”
Цели:
- Создание условий обучающимся для самоопределения в отношении профилирующего направления собственной будущей деятельности.
- Постепенная реструктуризация образовательной системы МОУ СОШ №6 в связи с переходом на профильное обучение.
Задачи:
- Обеспечить углубленное, разноплановое изучение отдельных общеобразовательных предметов.
- Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, ориентированного на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков.
- Организовать деятельность по оказанию обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов индивидуальных образовательных траекторий продолжения обучения в старшей школе, в учреждениях профессионального образования в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
- Сформировать у обучающихся готовность к принятию решения о выборе индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей школы или профессионального учебного заведения.
- Сформировать у обучающихся общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
- Выработать различные формы развития сетевого взаимодействия ОУ.
Создать образовательную карту продолжения обучения выпускников основной школы.
Гипотеза.
Если,
- преодолеть единообразие структуры и содержания школьного образования, устранить принцип “учить всех и всему” вне зависимости от способностей учащегося, его интересов и склонностей;
- определить и разработать новое содержание профильного образования для учащихся старшей ступени, экспериментально проверить его и практически реализовывать в школьном учебном плане;
- обеспечить возможность дифференцировать обучение учащихся старшей ступени по различным направлениям профильной общеобразовательной и предпрофессиональной подготовки;
- обеспечить учащимся свободу выбора профиля образования с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей,
- активизировать инновационную творческую деятельность педагогического коллектива;
- полно и последовательно реализовать в процессе профильного образования принцип индивидуализации и уровневой дифференциации, создавая условия для свободного развития интеллектуальных способностей личности;
- обеспечить учащимся широкое общее образование, практическую подготовку и знания прикладного характера по всему блоку предметов избранного профиля, используя их для формирования у учащихся творческого, критического стиля мышления, воспитания устойчивого интереса к избранному профилю;
- обеспечить оптимизацию условий, при которых наиболее полно сочетаются интересы личности и общества, создаются условия для социализации выпускников школ, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
то это позволит:
Основные проблемы.
При переходе к профильному обучению необходимо учитывать ряд факторов.
- Для определения учащимися 9-х классов осознанного выбора профиля обучения в 10-м классе, а также профессионального выбора необходима серьезная целенаправленная предпрофильная подготовка, которую следует организовать в 8 – 9 классах.
- Для эффективной организации профильной ориентации необходимо использовать ресурсы социокультурной среды. К сожалению, Абдулинский район располагается в некотором удалении от ВУЗов, что затрудняет установление более тесного сотрудничества с ними.
- Необходимо повышение материально-технической база школы, создание информационно-ресурсного центра.
- Обновление методического обеспечения, недостаточность учебной, научно-познавательной, методической литературы, электронных обучающих материалов.
- Изменение формы итоговой аттестации выпускников основной школы, а также поступление в старшую школу, в том числе и с использованием накопительной оценки портфолио.
- Переход к профильному обучению предполагает введение существенных изменений в организацию учебного процесса: изменение учебных планов, создание индивидуальных образовательных планов учащихся, гибкое формирование классов, профильных групп, сетевая организация обучения, применение новых образовательных технологий.
- При переходе на профильное обучение необходимо обеспечить подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических кадров. Рассмотреть возможности стимулирования педагогов, работающих в системе профильного обучения.
- Реализация профильного обучения должна осуществляться при обеспечении необходимыми диагностическими и нормативно-правовыми материалами по подготовке, осуществлению и анализу профильного обучения, при организации психолого-педагогической поддержки учащихся, открытого информационного пространства для всех участников: педагогов, родителей, детей.
- Снижение контингента учащихся в связи с демографическими процессами.
Ожидаемые результаты проекта:
- На локальном уровне.
- Доступность профильного обучения.
- Успешность проведения итоговой аттестации выпускников основной и средней школы.
- Повышение качества знаний.
- Приобретение учащимися навыков пробно-поисковых действий в решении учебно-исследовательских задач, закрепление самостоятельной позиции в совершаемом выборе.
- Обученность учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного плана.
- Создание портфеля индивидуальных достижений учащегося - “портфолио”.
- Осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности или профессионального самоопределения выпускниками.
Механизмы выполнения проекта.
Сроки реализации проекта – март 2004г. – март 2008г.
Этапы реализации:
- подготовительный – март 2004г. – август 2004г.
- пропедевтический – сентябрь 2004г. – август 2005г.
- основной – сентябрь 2005г. – август 2007г.
- завершающий – сентябрь 2007г. – март 2008г.
Основные направления деятельности:
- нормативно-правовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- организационно-методическое и информационная деятельность;
- исследовательская и экспериментальная деятельность.
Выполнение проекта предполагается на базе МОУ СОШ №6.
Проект ориентирован на учащихся 8 – 10 классов.
Реализация проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами:
- Отделом образования и воспитания;
- Методическим отделом;
- ООИПКРО;
- Образовательными учреждениями района;
- Высшими учебными заведениями: Оренбургский государственный университет, Самарская СХГА, физико-математическая заочная школа при МГУ и др.;
- Системой дополнительного образования.
(План реализации проекта см. Приложение 1.)
Профильное обучение для школы №6 – это не нечто новое, а скорее закономерное продолжение того, что уже на протяжении более десяти лет поэтапно вводилось и совершенствовалось. С 1992г. проблеме дифференцированного, личностно-ориентированного обучения уделялось особое внимание. В 1993г. был набран 10-а класс физико-математического направления, начата предпрофильная подготовка в 8-9 классах по физико-математическому и естественному профилям. С 1996г. в 10-11 классах начинается работа по естественному направлению. А с 2002г. оформляется в профиль и работа по гуманитарному циклу.
Однако, в настоящее время, для реализации Концепции профильного обучения возникла необходимость пересмотра системы организации данного процесса в школе, и в первую очередь предпрофильной подготовки. Так, при подготовке учебного плана на 2004 – 05 учебный год большое внимание было уделено именно учебному плану 9-х классов. И не случайно.
“Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершенствования ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности” (Концепция профильного обучения). Эта основная цель предпрофильной подготовки – системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности. Выпускник 9 класса должен иметь информацию о возможных путях продолжения образования, при чем совершенно конкретно – в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное решение.
Предпрофильная подготовка решает задачи:
- Подготовка к выбору профиля
- Организация пробы сил.
- Информирование об условиях и особенностях профилизации.
- Реализация профессионально – образовательных потребностей.
При составлении учебного плана опирались на базовую модель, предусматривающую выделение для данных целей 102 часа: 1/3 – профильная и информационная работа, 2/3 – курсы по выбору.
Количество часов на предпрофильное обучение за счет
школьного компонента |
внеклассной работы |
всего часов |
|||
в неделю |
в год |
в неделю |
в год |
в неделю |
в год |
2 |
68 |
1 |
34 |
3 |
102 |
Особенности организации предпрофильной подготовки.
Сохранение классного коллектива | Деление классов на группы по выбору |
Ориентационные курсы – 40ч. Психолого-педагогический курс – 10ч. Информационный, профориентационный курс – 14ч. |
Предметные курсы (38ч.) - 2 курса по 14ч. - 1 курс по 10ч. |
Структура учебного плана (на одного ученика).
- Профильная ориентация и информационная работа – 24часа в год
- Ориентационные курсы (обязательные для каждого)– 40 часов в год
- Предметные курсы (по выбору) – 38 часов в год.
В расписании данные курсы стоят последними уроками. В начале учебного года заложено для каждого учителя в это время свободные часы. Это дает возможность “гибкой” организации предпрофильной подготовки.
Учебный план по предпрофильной подготовке составлен таким образом, чтобы сначала все учащиеся смогли самоопределиться в выборе дальнейшего профиля обучения, пройдя ориентационные, психолого-педагогические, информационные курсы, а затем попробовали свои силы уже на предметных курсах: каждый ученик выбирает тот предметный курс, который ему необходим для продолжения дальнейшего обучения.
Четверть | 9А класс |
9Б класс |
9В класс |
1ч., 9 недель |
Физико – математический профиль (ориентационный курс) – 8 ч. | Естественный профиль (ориентационный
курс) – 8ч |
Информационно-технологический профиль
(ориентационный курс) –8 ч |
Естественный профиль (ориентационный
курс) – 8ч |
Социологический профиль
(ориентационный курс) – 8ч |
Физико-математический профиль (ориентационный курс) – 8 ч. | |
Информационно-технологический профиль
(ориентационный курс) – 2ч |
Гуманитарный профиль (ориентационный
курс) –2ч |
Естественный профиль (ориентационный
курс) – 2ч |
|
Психолого-педагогическая работа–5ч. | Психолого-педагогическая работа–5ч. | Психолого-педагогическая работа–5ч. | |
2 ч., 7 недель |
Информационно-технологический профиль (ориентационный курс)–6ч | Гуманитарный профиль (ориентационный
курс) – 6ч. |
Естественный профиль (ориентационный курс) – 6ч. |
Гуманитарный профиль (ориентационный курс)– 8ч | Информационно-технологический профиль (ориентационный курс)–6ч | Социологический профиль (ориентационный курс)–8ч | |
Психолого-педагогическая работа–5ч. | Психолого-педагогическая работа–5ч. | Психолого-педагогическая работа–5ч. | |
Информационная работа - 2ч. |
Информационная работа - 2ч. |
Информационная работа - 2ч. |
|
3 ч., 10 недель |
Социологический профиль
(ориентационный курс) – 8 ч. |
Физико-математический профиль (ориентационный курс) – 8 ч. | Гуманитарный профиль (ориентационный
курс) – 8 ч. |
Физика (предметный курс) – 12ч. |
Химия (предметный курс)– 12ч. |
Иностранный язык (предметный курс) - 12ч. | |
Информационная-8ч. | Информационная-8ч. | Информационная-8ч. | |
Математика (предметный курс) – 2ч. |
География (предметный курс)– 2ч. |
Русский язык (предметный курс)– 2ч. |
|
4 ч., 8 недель |
Физика (предметный курс) - 2ч. |
Химия (предметный курс) – 2ч. |
Иностранный язык (предметный курс) – 2ч. |
Информатика (предметный курс) – 14ч. |
Биология (предметный курс) – 14ч. |
История (предметный курс)– 14ч. |
|
Математика (предметный курс) – 8ч. |
География (предметный курс) – 8ч. |
Русский язык (предметный курс) – 8ч. |
Курсивом выделены часы, которые ведутся за счет внеклассной работы.
Всеми педагогами данные курсы (см. Приложение 2)разработаны в соответствии с требованиями к программам курсов по выбору.
Основные характеристики курсов по выбору:
- Избыточность;
- Вариативность;
- Краткосрочность;
- Оригинальность содержания;
- Не стандартизированность.
Список разработанных курсов для предпрофильной подготовки.
Вид курса |
Направление |
Название |
Кол-во часов |
Преподаватель |
Ориентационный | Физико-математический профиль | “Некоторые аспекты влияния физико-математических наук на развитие общества” | 8 |
Тюшевская Л.Н. |
Ориентационный | Естественный профиль | “Системный взгляд на мир” | 8 |
Алексеева Т.И. |
Ориентационный | Гуманитарный профиль | “Взаимовлияние двух языков” | 8 |
Хакимова Э.С. |
Ориентационный | Социологический профиль | “Я и мир” | 8 |
Окунеева Л.А. |
Ориентационный | Информационно-технологический профиль | “В мире информации” | 8 |
Кривцова С.А. |
Предметный | По физике | “Практикум по решению физических задач по темам: “Основы кинематики и “Основы динамики” | 14 |
Тюшевская Л.Н. |
Предметный | По информатике | “Компьютерная графика” | 14 |
Кривцова С.А. |
Предметный | По математике | “Элементы математической логики” | 10 |
Азарникова Т.Н. |
Предметный | По химии | “Химия и здоровье человека” (Валеология на уроках неорганической химии) | 14 |
Алексеева.Т.И. |
Предметный | По биологии | “Окружающая среда и здоровье человека” | 14 |
Паряева Т.А. |
Предметный | По географии | “Объекты природного наследия Абдулинского района” | 10 |
Хожайнова Н.В. |
Предметные курсы | По иностранному языку | “Разговорная грамматика” | 14 |
Хакимова Э.С. |
Предметный | По истории | “Человек в обществе: элементарные начала социологии” | 14 |
Окунеева Л.А. |
Предметные курсы | По русскому языку | “История грамматики русского языка” | 10 |
Яковлева З.Г. |
Психолого-педагогическая работа | 10 |
Калмыкова О.В. | ||
Информационная, профориентационная работа | 14 |
Калмыкова О.В. |
Краткая характеристика курсов по выбору.
Курс | Задачи | Продолжительность |
Ориентационный | 1.Создать базу для ориентации учащихся в
мире профессий относительно профиля обучения. 2.Подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения. 3.Учебно-практическое знакомство с проблематикой и особенностями разных профилей обучения. 4. Уточнение готовности учащихся к освоению выбранного профиля дальнейшего обучения. |
8 часов |
Предметно-ориентированные | 1.Дать возможность реализовать свой
интерес к выбранному предмету. 2.Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. 3.Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т. е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования. |
10, 14 часов |
Психолого–педагогический | 1.Выявить психологические особенности
учащегося, его возможности для изучения профиля. 2.Оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании варианта продолжения дальнейшего обучения. 3.Поддерживать мотивацию ученика. |
10 часов |
Информационный, профориентационный | 1.Создать базу для ориентации учащихся в
мире профессий. 2.Познакомить учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. |
14 часов |
Проект “Образовательная система предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ СОШ №6.” успешно реализуется. Нами пройдены подготовительный и пропедевтический этапы. В 2004 – 2005 учебном году апробированы модель организации в 9 классах предпрофильного обучения, представленный учебный план. Прошла апробация курсов по выбору.