Применение фреймовой технологии в кружке "Цветоводство"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


В настоящее время в системе дополнительного образования возникает необходимость поиска новых форм и методов преподавания, разработки новых педагогических технологий, которые придавали бы уникальные, присущие только им качества.

Педагогика дополнительного образования есть особого рода профессиональная деятельность человека “владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы”.

Одна из целей дополнительного образования – освоение учащимися знаний, умений и навыков, поэтому важно научить школьников выделять главное, структурировать и систематизировать полученную информацию, а также самостоятельной поисковой деятельности и применению полученных знаний на практике.

Поставленные перед собой задачи педагог может решить путем применения активных форм и методов обучения, а также с помощью фреймовой технологии.

Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной последовательности. Основной признак технологии – увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени.

Фреймы уже были популярны в середине семидесятых годов, создателем теории которой является М. Минский

Фреймовая технология содействует решению проблемы целостного формирования личности через решение трех задач:

  1. формирование целостных знаний ученика
  2. формирование абстрактного мышления
  3. формирование волевого стремления к познанию.

Рассмотрим пример применения фреймовой технологии.

Данная фреймовая схема (рисунок 1) состоит из слотов, которые обязательно должны быть заполнены конкретным содержанием и раскрашены в определенные цвета, например:

  • освещение – желтым,
  • полив – синим,
  • температура – красным,
  • влажность – голубым,
  • происхождение – зеленым.

С помощью цвета (опорного сигнала) как бы привлекается внимание к определенному слоту, через зрительное восприятие. Это дает возможность учащимся быстрее ориентироваться в предложенных схемах.

Ход занятия можно разделить на четыре этапа:

  1. предложение учащимся определенной схемы,
  2. самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации,
  3. заполнение слотов,
  4. анализ проделанной работы, оценка, сопоставление найденной информации.

Данная схема позволяет:

  • трансформировать обучение в самообучение;
  • развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать;
  • находить связи и структурировать полученную информацию;
  • активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

Источником знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются литература и справочники по цветоводству.

Рисунок 1

Тема: Декоративнолистное комнатное растение - Бегония

Предложенная технология отличается от других тем, что в процессе обучения на уроках благодаря структурированию учебного материала экономится время.

При изучении теоретического материала первой темы учащиеся впервые знакомятся с использованием фреймов на уроке. Они занимаются репродуктивной деятельностью, их продуктивная деятельность близка к нулю. Но при этом преподавателю очень важно показать учащимся, как увязан теоретический материал внутри темы. При изучении второй темы, когда учащиеся уже знают, как использовать фрейм, процесс восприятия происходит быстрее и на уроке остается время для продуктивной деятельности. За это время учащийся может:

  • анализировать услышанную учебную информацию (обдумывать, раскрывать, рассуждать, сравнивать),
  • синтезировать информацию (комбинировать, придумывать, составлять, творить),
  • проводить сравнительную характеристику (оценивать, обсуждать).

На этапе, когда фреймовый сценарий учебного материала войдет в сознание учащихся полностью, будет применяться ими автоматически и без усилий, продуктивная деятельность вытеснит репродуктивную.

Схематичное представление базовой информации позволит сэкономить время для самостоятельной работы учащегося, цель которой:

  1. систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений учащегося;
  2. углубление и расширение теоретических знаний;
  3. выработка умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
  4. развитие познавательных способностей и активности учащегося; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  5. формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся развить познавательную активность, самостоятельное мышление и творческие способности.

Использованная литература:

  1. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск 2002г
  2. Колодочка Т.Н. Школьные технологии. №1 2004 г.
  3. Колодочка Т.Н. Школьные технологии №1 2005 г.
  4. Махмутова Л.Л. Авторская образовательная программа “Декоративное цветоводство с основами фитодизайна” 2005г.
  5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М. “Кладезь – Букс” 1999 г.
  6. Периодические издания: Журналы “ Комнатные и садовые растения”. Изд. “Премьера” 2004г.