В настоящее время в системе дополнительного образования возникает необходимость поиска новых форм и методов преподавания, разработки новых педагогических технологий, которые придавали бы уникальные, присущие только им качества.
Педагогика дополнительного образования есть особого рода профессиональная деятельность человека “владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы”.
Одна из целей дополнительного образования – освоение учащимися знаний, умений и навыков, поэтому важно научить школьников выделять главное, структурировать и систематизировать полученную информацию, а также самостоятельной поисковой деятельности и применению полученных знаний на практике.
Поставленные перед собой задачи педагог может решить путем применения активных форм и методов обучения, а также с помощью фреймовой технологии.
Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной последовательности. Основной признак технологии – увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени.
Фреймы уже были популярны в середине семидесятых годов, создателем теории которой является М. Минский
Фреймовая технология содействует решению проблемы целостного формирования личности через решение трех задач:
- формирование целостных знаний ученика
- формирование абстрактного мышления
- формирование волевого стремления к познанию.
Рассмотрим пример применения фреймовой технологии.
Данная фреймовая схема (рисунок 1) состоит из слотов, которые обязательно должны быть заполнены конкретным содержанием и раскрашены в определенные цвета, например:
- освещение – желтым,
- полив – синим,
- температура – красным,
- влажность – голубым,
- происхождение – зеленым.
С помощью цвета (опорного сигнала) как бы привлекается внимание к определенному слоту, через зрительное восприятие. Это дает возможность учащимся быстрее ориентироваться в предложенных схемах.
Ход занятия можно разделить на четыре этапа:
- предложение учащимся определенной схемы,
- самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации,
- заполнение слотов,
- анализ проделанной работы, оценка, сопоставление найденной информации.
Данная схема позволяет:
- трансформировать обучение в самообучение;
- развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать;
- находить связи и структурировать полученную информацию;
- активизировать мышление ученика в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.
Источником знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются литература и справочники по цветоводству.
Тема: Декоративнолистное комнатное растение - Бегония
Предложенная технология отличается от других тем, что в процессе обучения на уроках благодаря структурированию учебного материала экономится время.
При изучении теоретического материала первой темы учащиеся впервые знакомятся с использованием фреймов на уроке. Они занимаются репродуктивной деятельностью, их продуктивная деятельность близка к нулю. Но при этом преподавателю очень важно показать учащимся, как увязан теоретический материал внутри темы. При изучении второй темы, когда учащиеся уже знают, как использовать фрейм, процесс восприятия происходит быстрее и на уроке остается время для продуктивной деятельности. За это время учащийся может:
- анализировать услышанную учебную информацию (обдумывать, раскрывать, рассуждать, сравнивать),
- синтезировать информацию (комбинировать, придумывать, составлять, творить),
- проводить сравнительную характеристику (оценивать, обсуждать).
На этапе, когда фреймовый сценарий учебного материала войдет в сознание учащихся полностью, будет применяться ими автоматически и без усилий, продуктивная деятельность вытеснит репродуктивную.
Схематичное представление базовой информации позволит сэкономить время для самостоятельной работы учащегося, цель которой:
- систематизация и закрепление теоретических знаний и практических умений учащегося;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- выработка умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности учащегося; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся развить познавательную активность, самостоятельное мышление и творческие способности.
Использованная литература:
- Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск 2002г
- Колодочка Т.Н. Школьные технологии. №1 2004 г.
- Колодочка Т.Н. Школьные технологии №1 2005 г.
- Махмутова Л.Л. Авторская образовательная программа “Декоративное цветоводство с основами фитодизайна” 2005г.
- Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М. “Кладезь – Букс” 1999 г.
- Периодические издания: Журналы “ Комнатные и садовые растения”. Изд. “Премьера” 2004г.