В задачи курса “Информатика и информационные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Выполнение проектов в рамках уроков информатики служит этим целям.
Поскольку понятие “проект” довольно широко используется в настоящее время, и за него иногда принимают просто практическую работу над какой-либо темой или групповую работу, нужно обозначить, что метод проектов предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт, готовый к применению. Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Кафедра информатики лицея №84 г. Новокузнецка в своей работе постоянно использует такую технологию. Не будем касаться сейчас проектов, работа над которыми происходит во внеурочное время, в рамках спецкурсов и индивидуальных занятий. Такие проекты бывают довольно объемными и требуют больших временных затрат. Хотя эти работы иногда могут вытекать из проектов, выполняемых в рамках урока. Например, обучающимся создан модуль, раздел, а в рамках курсовой работы будет получен готовый программный продукт или иная разработка по какой-либо проблеме.
Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: “Программирование на языке “Turbo Pascal”, “Графика языка Turbo Pascal”, “Логические функции MS Excel”, “Использование текстового процессора MS Word как издательской системы”, “Создание презентаций с помощью PowerPoint”, “Системы управления базами данных MS Access”. Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова.
Для применения метода проектов необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко — группой. По своим типам проекты, над которыми работают ученики под руководством преподавателей информатики, чаще всего— информационные, прикладные, творческие (хотя в принципе любой проект требует творческого подхода). В третьих, необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.
Работа над индивидуальным проектом по моделированию объекта, процесса, явления из любой предметной области состоит из следующих этапов: <рисунок 1>
Тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Например, в среде PowerPoint учениками в разные годы разрабатывались такие темы, как: “История анархизма в России” (Смирнов С., Фенстер В., 11 класс, 2001г., гуманитарный профиль), “Экологические проблемы нашего города”, “Плантарная дерматоглифика” (Телегина О., Ткачук Ю., 2001-2002г., 10-11 класс, химико-биологический профиль), “Скелет человека” (Ашурков А., 2001г., 10 класс, химико-биологический профиль), “Политические партии в России” (Белов А., 11 класс, 2005г., экономический профиль), “Виртуальный журнал “Хип-хоп культура” (Чермошенцева Е., 11 класс, гуманитарный профиль, 2003г.), “Прямая и плоскость” (Васенина Е., 2004г., физико-технический профиль) “Призма” (Соловьева Е., экономический профиль, 2005г.), различные темы по краеведению, английскому языку, биологии, антропологии. А также: “Библиотека лицея”, “Личная фонотека” в среде MSAccess, игры, обучающие программы, написанные средствами языка Turbo Pascal. В других случаях тематика проектов выбирается учителем, с учетом учебной ситуации по своему предмету. Например, “Разработка тестов в среде MS Excel”, “Подбор эмпирических формул для обработки статистических данных”, “Расчет площади фигур, ограниченных графиками функций”, обучающие, контролирующие, тестирующие программы. Иногда тематика проектов определяется необходимостью углубить знания отдельных обучающихся по какому-либо разделу лицейской программы, например, “Устройство и функционирование персонального компьютера”, “Реализация циклических структур в языках программирования”, “Страны мира”, “Неправильные глаголы в английском языке”, “Прямая и косвенная речь”. Все эти задачи требуют интегрированного знания, исследовательского поиска для своего решения, привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, появляется вполне естественная интеграция знаний – освоение программных сред осуществляется в процессе работы над индивидуальными проектами, в процессе их создания реализуются определенные образовательные цели, кроме того, у обучающихся имеется возможность на уроках информатики закреплять и углублять знания, полученные при изучении других дисциплин.
В качестве творческого проекта можно рассматривать создание газетной полосы, Web-страницы, сборника сочинений класса, сборника стихов и прозы своих одноклассников, рассказ (рекламный буклет) о любимом исполнителе (вышеперечисленные работы обучающиеся выполняют в среде MSWord). Структура этих проектов в начале работы только намечается, чаще всего жесткого плана по выполнению не устанавливается, оговариваются лишь сроки, прогнозируемые результаты и возможные формы их представления (электронный документ, страница формата А4, буклет, брошюра). Примеры информационных проектов— это вышеназванные презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах PowerPoint, MS Access, MS Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время. При выполнении прикладных проектов сразу четко обозначается результат работы: “Расчет площади фигур, ограниченных графиками функций”, “Реализация циклических структур в языках программирования”, разработка справочных материалов по заданной теме, и т.д. В этих работах конкретно оговорено, как будет оформлен результат, организована его презентация, как будет оцениваться проект.
При выполнении обучающимися межпредметных проектов и их последующей оценке требуется участие преподавателей других дисциплин. Поскольку большая часть преподавательского коллектива давно и продуктивно сотрудничает с кафедрой информатики, большинство проектов носит межпредметный характер. Например, работа по расчету площади фигур оценивается дважды: преподавателем математики, который получает выполненную отпечатанную работу и преподавателем информатики, который оценивает программу, написанную на языке программирования и файл в формате MS Excel. Удачные работы с точки зрения не только компьютерных технологий, но и с точки зрения, например, преподавателя литературы, также получают заслуженную оценку. Это собранные и отредактированные сочинения учеников класса по какой-либо теме, оформленная в виде электронного документа биография писателя, анализ произведения в виде гипертекстового документа, и т.д.
Все проекты требуют очень грамотной организации и координации со стороны преподавателя информатики, который должен направлять работу авторов проектов, консультировать их, организовывать отдельные этапы проекта, проявлять определенную эрудицию во многих областях, несвязанных напрямую с его профессиональной деятельностью. Так как изучение нового материала идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным проектом, учитель должен четко определить, какие вопросы и когда он будет обсуждать со всеми, чтобы не повторять потом одно и то же несколько раз, найти время и уделить внимание каждому ученику или группе. Учитель должен провести огромную подготовительную работу, создать необходимые методические и справочные пособия, спланировать работу так, чтобы детям, и без того перегруженным занятиями, не пришлось дома или в кабинете информатики подолгу просиживать за компьютером. В задачу учителя входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.
Критерии оценки каждого проекта различные, но общим является эстетика оформления результатов выполнения, умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов. В качестве примера приведем критерии оценки проекта, выполняемого в среде презентационного процессора.
1) Выбор темы (актуальность, новизна, представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты) | Самооценка | Оценка жюри |
a) Логичность изложения материала | ||
b) Раскрытие темы | ||
c) Наличие вывода (если необходимо) | ||
d) Информативность (количество известной и неизвестной информации) | ||
e) объем переработанного материала | ||
2) Оформление | ||
a) читаемость текста, | ||
b) выбор подходящей цветовой гаммы | ||
c) соответствие дизайна содержанию презентации. | ||
3) Подбор иллюстраций | ||
a) свои рисунки (стандартные рисунки) | ||
b) сканированные фотографии | ||
4) используемые эффекты: | ||
a) анимация | ||
b) звуки (свои, стандартные) | ||
c) видео | ||
5) оправданность (нужность) используемых эффектов | ||
6) навигация по слайдам: (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность их использования) | ||
7) объем работы |
При работе над проектом перед каждым учащимся стоит проблема достижения баланса между временем разработки и качеством проекта. Не все проекты будут высокого качества. При оценке нужно дифференцированно подходить к каждой работе, так как для некоторых учащихся работа в какой-либо программной среде – не проблема, а другие видят ее впервые; для учащихся гуманитарного профиля не вызывает, например, трудностей написание сценария, зато труднее справится с технической частью проекта, зато для учащихся физико-технического профиля – все наоборот. Оформление, разработка дизайна у большинства детей вызывает огромные трудности.
Работа над индивидуальным проектом способствует развитию творческих способностей обучающихся. Создание, например, презентации, открывает перед ними возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д. Работа над проектом способна сформировать у учащихся понимание компьютера не только как вычислительной, а универсальной информационной машины. Изучая, например, раздел “Компьютерная графика”, средства создания и редактирования компьютерного рисунка, важно показать, что это не только набор типовых элементов графической информации, но и выразительное средство, имеющее содержательное наполнение. Так же как аудио- и видеофрагменты могут и помогать, и мешать восприятию материала из любой предметной области.
Работа с проектом способствует развитию логического мышления лицеистов, приучает их планировать свою деятельность. И еще: проект представляет собой уникальную возможность интеллектуального вызова для обучающегося–разработчика.
С точки зрения “массовых целей” сегодняшнего образования, пользовательский аспект – умение использовать компьютерные технологии в своей работе – стоит на одном из первых мест.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. В ходе работы над проектами обучающиеся учатся приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач. Развивают свои коммуникативные навыки (с одной стороны, проект индивидуальный, с другой – автор вынужден постоянно контактировать с другими учениками, преподавателями, обращаться за помощью, советом и конструктивной критикой). Обучающемуся потребуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать их, делать выводы.
Если наши выпускники приобретут хотя бы некоторые их указанных выше навыков и умений, они будут более приспособленными к постоянно меняющимся условиям нашей жизни, смогут лучше ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.