Влияние безотметочного обучения на состояние здоровья детей

Разделы: Общепедагогические технологии


Здоровье учащихся – одна из проблем современной жизни. Проблема многогранна, требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни, а также наиболее эффективные методы здоровьетворчества. С каждым годом число детей, имеющих различные патологии, увеличивается. Поэтому на первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитание у них потребности в здоровье, как жизненно важной ценности; сознательного стремления к внедрению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат.

Говорят, сложнее всего жить в переходный период. Новые типы школ, новые технологии. Изменилось общество, изменился и его запрос на образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые сами могут нести ответственность за свою жизнь.

Нам нужна личность – гармонично развитая, творческая, активная.

С другой стороны, возможна ли гармоничная личность без здоровья? Восточные мудрецы говорят: “Если вопрос затронул сердце, ответ уже на пути к вам”. Ответом на поставленный вопрос стало вступление нашей школы в широкомасштабный эксперимент, который начался с 1 сентября 2000года. Его целью стала апробация различных способов оценки учебных достижений учащихся и определение их влияния на психическое состояние и здоровье ребенка младшего школьного возраста.

.Несмотря на то, что наш опыт реализации безотметочного обучения в начальной школе небольшой, мы четко определили те концептуальные позиции, на основе которых оно должно выстраиваться. По нашему мнению обязательным условием успеха в решении проблемы обучения без отметок является установление новых взаимоотношений между ребенком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и рефлексивной деятельности учителя.

Новая система оценивания должна быть направлена на искоренение проблем традиционной системы оценивания, некоторыми из которых являются: искажение отношений ученика с учителем и родителями, и самим собой; повышение тревожности и невротизации детей; искажение учебной мотивации; невозможность отслеживать динамику школьной успешности. В соответствии с этим, в практику начального образования в условиях широкомасштабного эксперимента вводится система безотметочного обучения, позволяющая, по мнению педагогов и ученых, решить указанные проблемы, но с полной уверенностью утверждать, что это действительно так, можно только по окончании эксперимента на начальной ступени школы. В комплексе с безотметочным обучением мы вводим новый режим работы в связи с новым базисным планом. Это 35 минутные уроки, 40 минутные динамические паузы после третьего урока, обязательная зарядка до начала занятий, проведение 2–х физкультминуток на уроке.

Все это на наш взгляд помогает осуществить решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления школьников, не причинять вреда психическому здоровью ребенка.

. В связи с этим учитель должен перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблемы детского незнания. Незнание – это не порок, это стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, сомнение, совет, поддержку и сотрудничество. Иногда помогает просто улыбка, кивок головой, выражение удивления, огорчения или беседа наедине – все это стимулирует, подбадривает ребят.

Для формирующейся личности маленького школьника нужно не обозначение на бумаге его успехов, а терпеливое объяснение, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности

Ребенку необходимо сопереживание учителя с ним в связи с результатами учения, оказание помощи в преодолении трудностей и неудач. Оценка должна отражать его оптимистическое отношение к ребенку. Младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже будет рад его успехам и огорчится в случае неудачи.

При оценивании устных и письменных работ ребят необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от его успехов: "Молодец! Мне нравится, как ты стараешься", "Отлично! Ты пишешь лучше меня"! "Хорошо, спасибо, тебя было интересно слушать". "Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так,…". "Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!". Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: "Молодец! Но…" Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно – на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

При коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать) и т.п. Коллективную оценку мы чаще всего применяем при оценивании конкурсов рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом обсуждении.

Важным результатом обучения без отметок, на содержательно-оценочной основе становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, уважать свои собственные и чужие достижения, у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи, взаимоподдержки. Развивать у детей эти чувства легче всего на уроках труда. Ведь порой учителю очень трудно успеть помочь каждому, кто уже справился с заданием. Дети понимают друг друга быстрее. Постепенно от этого вида взаимопомощи мы перешли к взаимопроверке на уроках русского языка и математики: если ты не уверен в результате, сверься с ребятами или с учителем – ведь мы хотим научиться.

При безотметочном обучении очень важно научить детей способам самооценки. Надо учить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления, в процессе этой работы могут быть использованы различные формы самооценки:

Обсуждение ребенком вслух собственной работы (он говорит, что у него получилось хорошо, особенно хорошо, а где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание).

Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха.

Принцип градации трудности учебного материала, который предполагает в структуре любого учебного материала предусмотреть виды заданий, с которыми способны справиться учащиеся любого уровня подготовки.

Принцип свободы выбора учеником трудности учебного задания, реализация которого позволяет учащимся осознать свою ответственность за результаты учебной деятельности и формировать адекватную самооценку. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).

Принцип постепенного накопления достижений означает, что темп накопления достижения у каждого ученика может быть индивидуальным. Учащиеся с низким темпом обучения смогут почувствовать себя успешными даже на первых этапах формирования учебных умений, если не ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

Принцип свободы, предназначенный для улучшения учеником своих учебных достижений. Данный принцип означает, что в любой момент времени учащийся должен иметь возможность улучшить свои старые достижения. Для этого учащимся врем от времени необходимо предлагать вернуться к заданиям изученных учебных тем или к ранее оцененным умениям.

Безотметочное обучение сориентировано на решение важной и стратегической задачи модернизации всей российской школы – выращивание самостоятельных инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально- экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.

По нашему мнению, главная проблема отметочного обучения состоит в том, что при этой системе учитель делает акцент на недостатках, тогда как при безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика. Отметочная система не позволяет ученику (т.е. тому, кто еще чего-то не знает и не умеет) чувствовать себя успешным, т.к. ориентирует его на некий идеальный результат, который для ребенка не всегда является достижимым.

Отказ от отметок позволяет учитывать учебные достижения в единицах выполненных учебных заданий, которые легко можно ранжировать по сложности и трудоемкости. Это создает предпосылки к тому, что для каждого этапа обучения (уровня усвоения учебного материала) в принципе можно подобрать выполнимые учебные задания. Их фиксация и накопление дают картину реального продвижения ученика в учебном материале. В практике оценивания это приводит к использованию нескольких (многих) норм, каждая из которых соответствует определенной степени трудности учебного задания, вместо одной средней нормы, имеющей место при использовании единой отметочной шкалы.

Идея множественности норм, каждая из которых может быть оценена в бинарной системе (“да” или “нет”), создает предпосылки для некой плавной нормативной траектории усвоения учебных целей по каждому умению и навыку. Каждый учащийся при переходе от одной нормы к другой (более высокой) может почувствовать себя успешным, т.к. может осознать уровень своего продвижения даже на самых ранних этапах обучения, при отметочной системе таковыми могут себя почувствовать только ученики, получившие отметки “4” или “5”, и только на заключительных этапах формирования учебных умений. Отсюда следует, что важным психологическим следствием введения безотметочной системы должно стать желание учеников учиться и их растущий уровень притязаний, как результат успешности учебной деятельности.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик предъявляет для оценки. Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении нужно использовать особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик предъявляет для оценки. Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении нужно использовать особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания, так как традиционная пятибалльная система оценивания:

  • не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

Общепринятая “отметочная” система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);

  • затрудняет индивидуализацию обучения.

Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивания этот результат с некоторой среднестатистической нормой (Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?”), и фиксацией успешности результата для данного ребенка (“ Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять”). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка (“Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец!”), официальный статус отметки (“Всё равно за такую работу нужно ставить три”) сводит на “нет” все страдания педагога;

  • является малоинформативной.

В силу своей формализованности и скрытности критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, – что именно надо улучшить, над, чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка. В результате ученику не ясно самое важное: почему у него именно такая отметка? Что в его ответе было хорошо? Что – плохо? Что нужно сделать. чтобы стало лучше? Заметил ли учитель его старания? Тревожность ребенка из-за возможных недоразумений в семье ( там ждали “5”, а не “3”!) дополняется и чувством несправедливости и неудовлетворенности.

  • часто имеет травмирующий характер.

Полностью сосредоточенная в руках учителя, “отметочная” система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка: “ Ну, что сегодня получил? “4” ? Молодец! “2”? Бездельник!”. Отметка внушает ребенку, что он не может учиться “без кнута и пряника”, если у него постоянно “2” и “3” , то он плохой. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья. Появляются “беспричинные” пропуски, когда ребенок, без всякой, казалось бы, уважительной причины, не посещает образовательное учреждение. А причина есть: это самозащита организма от перегрузки, дискомфорта “выталкивает” ребенка за порог школы.

Следовательно, поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении, является объективной необходимостью современной образовательной практики. С поиском таких форм и связано появление идеи и практики безотметочного обучения.

Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению отечественных психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную деятельность у детей, делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становиться и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.

Оно дает возможность сохранить здоровье детей, сделать учебу достаточно привлекательной для каждого.

А основным критерием оценки здоровья является адаптивность, т. е. стойкость к невзгодам, выносливость, работоспособность, психическая и физическая гармоничность.

Мы оказались первой школой в нашем поселке и районе, которая начала обучение с первого класса без отметок и подошли к четвертому классу. На этом пути у нас было немало ошибок, но были и удачи, интерес детей, заинтересованность родителей, которые дали возможность двигаться дальше.

Несмотря на то, что наш опыт реализации безотметочного обучения в начальной школе очень мал, мы хотим продолжить начатое дело в среднем звене.

Что дал нам эксперимент по безотметочному обучению?

Во-первых, эмоциональное здоровье детей, их желание учиться, добиться успешности в учебной деятельности.

Проведенное анкетирование показало, что 80 % учащихся считают себя успешными, им интересно учиться при безотметочной системе обучения, когда оценивание идет индивидуально учебных достижений каждым ребенком в сравнении с самим собой.

Во-вторых, повышение уровня обученности (качество образования повысилось на 8%).

Сравнительный анализ качества обучения.

  2000–2001 2001–2002 2002–2003 2003–2004 2004–2005
% успеваемости 99 % 99 % 100 % 100 % 100 %
% качества 56 % 56% 58 % 64 % 64 %
Кол-во 226 231 210 218 194
На 4 и 5 126 130 114 121 126

В третьих, улучшение показателей здоровья детей, улучшение состояния здоровья на 20%. Сравнительный анализ показал, что показатель здоровья и психологического благополучия возрос по сравнению с тем периодом, когда дети учились с отметками.

Схема 1

В четвертых, наличие стабильного постоянного психологического климата, обеспечивающего высокий образовательный воспитательный уровень.

Схема 2

В целом, проанализировав состояние здоровья и психологическое благополучие в течение четырех лет обучения в классах, перешедших на безотметочное обучение, мы отмечаем благополучное состояние психологического и физического здоровья, и можно предполагать, что количество беспричинных пропусков, явление нетипичное и может снизиться.

При анкетирование 97% детей хотят каждый день ходить в школу, они не любят без причины пропускать занятие.

Психологически благополучная обстановка может поддерживать у детей оптимистическое настроение и сохранить здоровье в норме.