Переход на рейтинговую систему обучения по курсу дисциплины “Психология” является актуальным, потому как содержание программы и корректность индивидуального подхода, повышение мотивации, познавательной активности студентов требуют гибкости в оценке знаний студентов по психологии. Именно установление занимаемого места студента по его успешности в обучении способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и, в конечном счете, улучшению его профессиональной подготовки. Рейтинговая система контроля позволяет реализовать: непрерывность контроля самостоятельной работы студентов, дифференцированность оценки усвоения студентами каждого вида учебных занятий по уровню получаемого рейтинга, гласность контроля.
В рамках локального эксперимента рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине “Психология” была разработана и проведена в группах четвертого курса, где общее содержание дисциплины рассчитано на 36 часов.
Методической основой рейтинговой системы являются три основополагающих принципа:
- самостоятельность изучения;
- индивидуализация обучения;
- объективность оценки знаний и самооценки.
Раскроем технологию рейтингового управления обучением студентов. Для оценки знаний студентов используется рейтинг, который складывается из сдачи теоретической части разделов (модуля), написания контрольных работ и выполнения практических заданий.
Прежде всего, рейтинговая система была скорректирована с имеющимися требованиями к основным умениям и знаниям студентов имеющейся программы “Психология”.
Требования к основным умениям и знаниям студентов.
Требования к основным знаниям и умениям основаны на Государственном стандарте среднего профессионального образования. Задачи дисциплины “Психология”:
- ознакомление студентов с современным представлением о человеке как целостном психическом образе
- развитие интереса к познанию своего внутреннего мира, стремление к самоактуализации, развитию собственного творческого потенциала;
- овладение студентами навыками коммуникации, общения,
- толерантности, принятия другого.
Студент должен знать:
- основные понятия изучаемых разделов;
- познавательные психологические процессы;
- структуру индивидуальной деятельности человека;
- основы взаимоотношений в группах, учебном и трудовом коллективах;
- природу, психологию и разрешение межличностных конфликтов;
- социально-психологические основы адаптации на производстве;
- психологические механизмы управления в среднем звене.
Студент должен уметь:
- пользоваться методами психологического познания;
- различать составляющие структуры личности, компоненты образа “Я”;
- распознавать типы темперамента, акцентуации характера;
- создавать благоприятный психологический климат, владеть различными тактиками
- поведения, культурой общения;
- выходить из сложной ситуации с наименьшими потерями;
- применять психологические методы в принятии управленческих решений;
- переносить полученные теоретические знания на практику.
Основное содержание рейтинговой системы контроля знаний. Весь курс обучения по предмету разбивается на разделы (модули), контроль за которыми обязателен, он производится согласно разработанным в бальной системе разнообразным видам работ.
Виды работы:
1. Теоретическая часть (конспекты лекций)
Модуль 1. Онтология и жизнедеятельность человека.
Модуль 2. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека.
Модуль3. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе .
Модуль 4. Взаимодействие, сотрудничество, конфликт.
Модуль 5. Социально-психологическая адаптация молодежи.
Вхождение в профессию.
Модуль 6. Психологические аспекты управления.
2. Проверочные работы.
Проверочная работа №1 (познавательные психические процессы, модуль.1)
Проверочная работа №2 (межличностные отношения, модуль3)
Проверочная работа №3 (итоговая)
3. Практические работы.
Практическая работа №1 (типы темперамента)
Практическая работа №2 (акцентуация личности)
Практическая работа №3 ( публичное выступление, искусство критики)
Практическая работа №4, 5 (назначение на должность, выбор стиля руководства)
4. Самостоятельная работа. (конспекты отдельных тем №4,6,9,)
5. Работа над психологическими заданиями (на лекциях).
6. Работа в группе. (Выполнение практических заданий, участие в тренинге).
7. Регулярное посещение занятий. (Пропуск без уважительной причины отрабатывается и влияет на рейтинг)
Критерии оценки знаний студентов.
При оценке знаний студентов учитывается:
- индивидуальные особенности познавательной сферы студентов;
- осознанность знаний;
- умение обобщать, анализировать изучаемый материал;
- полнота и точность ответа;
- применение самостоятельно приобретенных знаний на практике;
- логика изложения материала;
- умение составлять развернутый план ответа, тезисы, конспекты;
- умение работать в группе, коммуникативные умения, культура общения.
Критерии оценок в баллах:
1. Оценка10 баллов,( в журнал выставляются две отметки: выставляется “5” и “5”) – оценка ставиться при полном, развернутом ответе, прослеживается систематичность знаний, привлекается дополнительный материал, подкрепление материала примерами, активно используются основные понятия изучаемого раздела.
2. Оценка 9 баллов, (выставляется “4”, “5”) – оценка ставится по выше изложенным критериям, допускается одна-две несущественных ошибок.
3. Оценка 8 баллов , выставляется “4”, “4”) - оценка ставится при недостаточно систематизированном изложении материала, допущены неточности, примеры приводятся с трудом, нет связи с окружающей жизнью.
4. Оценка 7 баллов, (выставляется “3”, “4”) – оценка ставится при недостаточном усвоении основных понятий, низком уровне самостоятельности при изучении материала, в ответе допущены ошибки, нет логики изложения материала.
5. Оценка 6 баллов, (выставляется “3”, “3”) – оценка ставится при отсутствии логики изложения материала, невозможности приведения примеров, допущены грубые ошибки.
6. Оценка 5 баллов, ( выставляется “2”, “3”) – материал изложен на половину, общие фразы отвечающего при отсутствии логики лишь придерживаются темы.
7. Оценка 4 балла, (выставляется “2”, “2”) – частичное изложение материала с помощью преподавателя при наличии выполненного письменного задания.
8. Оценка 2 балла, (выставляется “1”) – отказ от ответа при наличии выполненного письменного задания, а также отсутствия уважительных причин.
9. Оценка не выставляется (1балл вычитается или добавляется “5” баллов) – если студент имеет пропуск без уважительной причины и он не отработан на консультации, то в итоговом рейтинге за каждый пропуск снимается один балл. Если студент не имел ни одного пропуска в течение всех занятий, то к итоговому рейтингу добавляется пять баллов.
10. Коефициент важности, ответственности и своевременности.
В зависимости от важности выполнения задания своевременности сдачи его выставляется дополнительный бал или вычитается.
Краткие выводы и замечания.
Этот метод работы позволяет студентам получить итоговою оценку досрочно, что служит своеобразным стимулом к их более активной самостоятельной работе в течение семестра. Те кто, не набрал необходимое число баллов или не согласен с предварительной итоговой оценкой и хочет ее получить могут сдать зачет.
Рейтинговое оценивание позволяет повысить познавательную активность студентов. Эта система проявляет себя при оценке индивидуальных заданий и практических работ. Существуют и трудности в рейтинговом оценивании – для эффективной работы необходимо наличие множительной техники; предъявляются и высокие квалификационные требования к преподавателю, как в методической, так и в предметно-профессиональной его деятельности. Задачу уменьшения нагрузки преподавателя можно решить путем передачи контрольных функций компьютеру. И еще одна особенность: система срабатывает на старших курсах, где ценится студентом время и существует уже достаточно сформированный уровень мотивации (профессиональная направленность).
Одна из особенностей рейтинговой технологии обучения в том, что она требует принципиально нового материально-технического и информационного обеспечения.
Рейтинговая технология уместна и эффективна лишь тогда, когда созданы необходимые условия для ее осуществления.