Даже поверхностный взгляд на историю развития цивилизации доказывает, насколько важны для поступательного движения общества идеи, открытия, изобретения, сделанные талантливыми людьми, гениями. Особенности, присущие одарённым, обогащают нашу жизнь во всех её проявлениях и делают их вклад в неё чрезвычайно значимым.
Одарённость сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях. Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Каждый одарённый – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одарённости чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование.
Общим признаком одарённости является повышенная познавательная потребность.
Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает интеллектуальный вид одарённости. Выделяется два основных подвида интеллектуальной одарённости: когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Несколько отличается от интеллектуального тот вид одарённости, который принято называть “академическим”. Академически одарённые школьники – это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного, а потом и студенческого труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.
Ещё один вид одарённости, не представляющий при диагностике особого труда для учителей – это художественный вид одарённости. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребёнок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который мог бы профессионально заниматься с ним.
При определении интеллектуальной одарённости учащихся следует обратить внимание на выраженность следующих признаков:
- способность к анализу и логическому мышлению;
- абстрактное мышление;
- математические способности;
- способности к естественным наукам;
- лингвистические способности;
- учебные способности ;
- технические и конструкторские способности;
- интересы и знания, выходящие за рамки школьной программы.
К числу проявлений творческой одарённости относят следующие:
- любознательность, жажда знаний, интерес к новому;
- богатство идей;
- богатое воображение, фантазия;
- находчивость, изобретательность, выдумка;
- гибкость мышления;
- самостоятельность, независимость суждений;
- широта и глубина интересов;
- хорошее чувство юмора.
Главная цель диагностики - обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребёнка.
КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.
1. Образовательные:
а) ускоренное обучение;
б) обогащённое обучение.
2. Образовательно-развивающие.
3. Развивающие:
а) мышление;
б) личность.
Образовательные программы нацелены на то, что ребёнок должен получить определённый круг знаний, умений и навыков в различных областях. Существует два подхода к построению образовательных программ для одарённых детей. Первый связан с ускорением процесса обучения. Ускорение обучения может достигаться как за счёт, перескакивания, через класс, так и за счёт построения индивидуальных программ прохождения различных школьных предметов для некоторых учащихся. Однако очевидно, что ускоренному обучению свойственны все те недостатки, которые характерны для обычных программ. Весьма спорным является и вопрос о том, насколько может оказаться благоприятным или неблагоприятным ранее окончание школы и связанное с этим вступление во, взрослую жизнь.
Второй подход связан с изменением содержания обучения в сторону обогащения. Это путь углубленного и расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов, позволяющий одарённым детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстникам. Но такой подход малопригоден на начальных ступенях обучения. Дошкольникам и младшим школьникам должна быть предоставлена возможность, испробовать себя в самых разных областях и видах деятельности.
К категории образовательно-развивающих программ можно отнести такие программы, которые ставят задачи усвоений и развития продуктивного мышления и личности ребёнка как равноправные (например, программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направлений, поскольку именно этот путь позволяет построить обучение в соответствии со всеми требованиями к программам для одарённых детей, обеспечивая целостный подход к их обучению.
Задачу развития творческих возможностей ребёнка ставят перед собой различные развивающие программы. К первому виду развивающих программ можно отнести все программы, которые направлены, прежде всего, на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического мышления. Умения решать проблемы. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы. Проблемы эмоционально-личностного плана могут полностью блокировать творческое развитие одарённого ребёнка, поэтому реализация этого вида программ является важнейшим звеном в работе с одарёнными детьми.
Таким образом, успех в обучении и развитии одарённых детей достигается тогда, когда учебная программа соответствует их интеллектуальным, творческим потребностям и возможностям. Тогда при условии подстройки обучения под потребности одарённых можно помочь их развитию и реализации, избежать разных проблем.