Литература
-
Цифровая антропология учителя русского языка и литературы: трансформация профессиональной деятельности в эпоху цифровых ресурсов 2025
Цель статьи: выявить антропологические изменения в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы при использовании цифровых ресурсов, а также предложить модель сбалансированного цифрового преподавания.
-
Занятие кружка «Чтение с увлечением». Рассказ Н.М.Артюховой «Большая берёза» 2025
Цель занятия для учителя: создание условий для работы над функциональной грамотностью (читательской, информационной, глобальной), выведению и анализу основных правил безопасного поведения, подкрепленного эмоциональной темой учащихся 3-го класса через включение их во внеурочную деятельность по рассказу Н.Артюховой «Большая берёза».
-
Квиз "Семья" 2025
Представлена презентация для проведения квиза по теме "Семья".
-
Сквозь строки и ноты: Англия вдохновляет 2025
Статья предназначена для организации внеклассного мероприятия по учебной дисциплине Иностранный язык по теме «Сквозь строки и ноты: Англия вдохновляет» для студентов I курса. Внеаудиторное мероприятие подобного формата вносит значительный вклад в личностное развитие студентов, создавая основу для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка и культуры стран изучаемого языка, вдохновляя студентов на дальнейшее познание мира через иностранные языки и литературу.
-
Презентация к реадаптационому занятию для учащихся 4-х классов "История в литературе. И.А.Крылов "Волк на псарне" 2025
Представлена презентация реадаптационому занятию для учащихся 4-х классов "История в литературе. И.А.Крылов "Волк на псарне".
-
Предательство – наивысшая жестокость 2025
Цели урока: проанализировать произведение и понять, что поведение сына по отношению к матери преступное; осмысление учащимися такой нравственной категории, как "сыновний долг"; духовно-нравственное воспитание обучающихся; предоставление учащимся возможности для конструирования собственного знания по её пониманию.
-
Тема исследовательской работы: «Лицом к лицу по произведениям Евгения Чеширко» 2025
Цель работы: более подробно познакомиться с произведениями Евгения Чеширко, проанализировать некоторые из них («Ужин», «Письмо»), показать как автор раскрывает образ Смерти, показать как ведут себя герои, встречаясь лицом к лицу со смертью.
-
Тема исследовательской работы: «Люди и нелюди» 2025
Цель работы: на примере двух небольших рассказов исследовать проблему отношений к матерям детей и матерей к детям.
-
Сценарий устного журнала «Мы с Пушкиным спасли страну» 2025
Цель: раскрытие значения творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.
-
О роли фразеологизмов в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» 2025
Русский язык, подобно фениксу, ежедневно восстает из пепла новизны. Модные словечки вливают в него свежую кровь, порой меняя смысл устоявшихся выражений. Но что же остается незыблемым, составляя квинтэссенцию русской души? Что роднит нас с предками, отражая культурные и исторические вехи развития? Конечно же, фразеологизмы – живые свидетели эпох. Что же есть фразеологизм в теоретическом смысле?
-
Презентация к уроку литературы «Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С.Пушкина "Дубровский"» 2025
Представлена презентация к уроку литературы по теме «Честь и бесчестие как нравственная проблема романа А.С.Пушкина "Дубровский"».
-
Сценарный план урока «Быт и нравы Запорожской Сечи. Анализ главы III повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"» 2025
Цель урока: сформировать представление о Запорожской Сечи как о своеобразной казачьей республике с её особыми законами и обычаями; понять, как быт и нравы казаков отражают их характер и идеалы.
-
Материалы для изучения литературы Древнего Китая 2025
Представлены материалы для изучения литературы Древнего Китая.
-
Анализ рассказа "Холодная осень" И.А.Бунина (материал к уроку внеурочного чтения в 11-м классе) 2025
Рассказ И.А.Бунина «Холодная осень» крайне сложен по своей структуре. В нём судьба русского дворянства показана через судьбу одной женщины, а судьба этой женщины, в свою очередь, раскрывается не столько через подробное жизнеописание, сколько через её рассказ о любви и композиционное построение, в котором несколько дней такого близкого писателю и повествовательнице прошлого воспринимаются полнее, нежели пролетевшие вслед за ними тридцать лет. Автор пробуждает в сознании читателя систему ассоциативных связей, утверждая, что в прошлом оставлено, растоптано лучшее: простота, добро, чистота помыслов, наивность суждений…
-
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Подготовка к написанию домашнего сочинения 2025
Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, дома напишете сочинение.
-
Материалы для изучения литературы Древней Индии 2025
Автором предложены материалы для изучения литературы Древней Индии.
-
Обучение словесному рисованию на уроках литературы в 5-х классах 2025
Задания по словесному рисованию пробуждают интерес к слову, позволяют отразить собственные эмоции, способствуют постижению авторского стиля. Задания по словесному рисованию ставят участников в диалоговую позицию, где каждый имеет право слышать, видеть, понимать собеседника, оценивать его ценностные установки и нравственные ориентиры.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества. История создания комедии "Горе от ума" 2025
Цели урока: создать условия для формирования знаний об А.С.Грибоедове как литераторе и общественном деятеле, познакомить учащихся с историей создания комедии «Горе от ума»; создать условия для развития навыков логического мышления; овладения навыками анализа, навыками составления тезисного плана по лекции учителя; способствовать привитию чувству любви к русскому языку на уроках литературы; формированию навыков связанного ответа.
-
Формирование функциональной читательской грамотности обучающихся посредством технологий критического анализа художественного текста 2025
Статья посвящена проблеме повышения эффективности преподавания русского языка и литературы в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и международных исследований PISA, акцентирующих внимание на формировании функциональной читательской грамотности. Представлена методическая модель, интегрирующая приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ) в процесс анализа художественного текста. Доказана релевантность данной модели для развития навыков интерпретации, верификации информации и аргументированного высказывания.
-
Путь сквозь время и пространство 2025
Центральная фигура статьи – прадед автора, Фёдор Семёнович Алексанкин, который прошел всю войну и был непосредственным участником прорыва блокады Ленинграда. Его судьба – это персональный пример мужества, ставший основой для исследования и глубоких личных переживаний автора.
-
Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 2025
Цель урока: показать, как русский человек проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность; раскрыть понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
-
Зачетный урок в 11-м классе с углубленным изучением литературы 2025
Представлены 28 билетов к зачетный уроку литературы в 11-м классе (углубленное изучение литературы).
-
Практические работы по литературе 2025
Представлены практические работы по литературе.
-
Воспитательной мероприятие по литературе «С чего начинается Родина...» 2025
Цели мероприятия: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре родного края; формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины; воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
-
Сценарий конкурса «Читалочка» для учащихся 1–9-х коррекционного класса (для детей с интеллектуальными нарушениями) 2025
Цели конкурса: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова; привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов как к одному из условий совершенствования речевой деятельности.
-
Разработка внеклассного мероприятия к неделе русского языка и литературы «Мой любимый А.С.Пушкин» для учащихся 6–7-х классов 2025
Цель мероприятия: закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, воспитывать у детей интерес к произведениям поэта, повысить уровень мотивации к изучению литературы.
-
География мифологического Китая. Материалы для сочинения волшебной сказки 2025
Урок проводился в рамках экспериментального курса литературы Древнего мира. На первом этапе мы изучали построение сюжета волшебной сказки (по В.Проппу). Если дети учатся по обычной программе, то теория дается на примерах русских сказок. Материал может быть упрощен в зависимости от уровня класса. Второй этап. Во время рассказа учителя о китайской мифологии дети составляют словарь мифологических персонажей. На дом дети получают задание сделать игровой кубик, на каждой из 6 граней которого будет изображение того или иного животного, птицы, дерева, растения, местности. На следующем уроке дети придумывают сюжет своей сказки с использованием кубика.
-
Методическая разработка по родной (осетинской) литературе 2025
Представлен сценарий к проведению литературно-художественного конкурса, посвященного 166-летию со дня рождения Коста Левановича Хетагурова.
-
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена "Путешествие по морю Фантазии" 2025
Ханс Кристиан Андерсен или «король сказок» – так называли писателя взрослые и дети – родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденесе, в семье сапожника. День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. А еще, именем великого сказочника, назвали Международную премию – это золотая медаль. Премию Андерсена дают писателям, которые создали лучшие книги для детей.
-
Открытый урок по литературному чтению рассказ М.М.Зощенко «Самое главное» 2025
Цель урока: совершенствование у обучающихся читательских навыков и умений литературного анализа произведения.