Зачетный урок в 11-м классе с углубленным изучением литературы

Разделы: Литература

Класс: 11


Первое полугодие

  1. Назвать термин по определению.
  2. Назвать автора и произведение по отрывку.
  3. Общий вопрос.
  4. По отрывку назвать художественное средство.

Билет № 1

  1. Стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с напряженным сюжетом.
  2. «А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный... Когда его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, прибежала его дочь, уже совсем наряженная к обеду жена, у которой рот был круглый от ужаса. Но тут он уже и головой перестал мотать».
  3. Назовите роды литературы.
  4. Назовите художественное средство. «Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала».

Билет № 2

  1. Вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ.
  2. «Да, конечно, лучшие минуты. "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи..." Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"...»
  3. «Пощечина общественному вкусу» - манифест поэтов какого направления.
  4. Назовите художественное средство. «Я очень люблю читать Чехова».

Билет № 3

  1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
  2. «Она крепко обхватила рукой мою руку повыше раны и, низко склонившись к ней лицом, стала быстро шептать что-то. Когда же выпрямилась и разжала свои пальцы, то на пораненном месте осталась только красная царапина...»
  3. Назовите двух писателей, получивших Нобелевскую премию.
  4. Назовите художественное средство. «В дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет».

Билет № 4

  1. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
  2. «Вера собралась с силами и открыла дверь. В комнате пахло ладаном, и горели три восковые свечи. Наискось комнаты лежал на столе Желтков. Голова его покоилась очень низко, точно нарочно ему, трупу, которому все равно, подсунули маленькую мягкую подушку, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь.»
  3. Как называется произведение М.Горького, в который вошел рассказ «Легенда о Данко».
  4. Назовите художественное средство. «Обеды задавал он отличные».

Билет №5

  1. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
  2. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память. А теперь вот кончено, брат! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты.. это, брат, как.. водка! Бывало, выйду, встану вот так. Встану и ничего не помню, ни слова не помню! Любимое стихотворение.. плохо это, старик?.»
  3. Назовите писателя второй половины XX >в., который был киноактером, сценаристом >и режиссером кино.
  4. 4. Назовите художественное средство. «Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят».

Билет № 6

  1. Последовательность и связь событий в художественном произведении.
  2. «Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз
    Впереди — Исус Христос...».
  3. Как назывался пароход, на котором путешествовал «господин из Сан-Франциско».
  4. Назовите художественное средство. «Он отворяет дверь в сени, идёт по тропинке за угол дома. И глядит во двор.»

Билет № 7

  1. Скрытое сравнение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова.
  2. «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый,
    и то, что сердце — холодной железкою.
    Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское..».
  3. Какой новый постоялец появился в ночлежке в пьесе М.Горького «На дне»?
  4. Назовите художественное средство.
    «И капли сока, точно слёзы,
    Текли прозрачною струёй".

Билет № 8

  1. Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Помогает передать мысли и чувства, усиливает эмоциональность речи.
  2. «А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?»
  3. Как зовут чёрного большого кота из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
  4. Назовите художественное средство. «Мой край, задумчивый и нежный».

Билет № 9

  1. Изображение неживых предметов в виде живых существ.
  2. «Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой,
    Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой.
    Все перепуталось навек, И мне не разобрать
    Теперь, кто зверь, кто человек»
  3. Кто из поэтов родом из Рязани.
  4. Назовите художественное средство. «Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя».

Билет № 10

  1. Короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл
  2. «И глухо, как от подачки,
    Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
    Золотыми звёздами в снег.»
  3. Как называется известнейшее произведение Солженицына о концлагере.
  4. Назовите художественное средство.
    «И жёлтый шёлк ковров, и грубые следы,
    И понятая ложь последнего свиданья,
    И парков чёрные, бездонные пруды,…»

Билет №11

  1. Картина природы в художественном произведении.
  2. «Братья дрались отчаянно. Клевали Степана, как стервятники падаль. Несколько раз Гришка катился наземь, сбитый Степановой кулачной свинчаткой. Жидковат был против заматеревшего Степана.»
  3. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?
  4. Назовите изобразительно-выразительное средство. «Царь зверей издал громоподобный рык и совершил прыжок».

Билет № 12

  1. Вымышленное имя под, которым автор публикует свои произведения.
  2. «На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.»
  3. Назовите поэтов-шестидесятников.
  4. Назовите изобразительно-выразительное средство.
    «Прямо дороженька, насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.»

Билет № 13

  1. Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности.
  2. «Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. Белая шея была разостлана в навозе, и крылья заходили над убитой птицей.»
  3. Какова главная тема сборника Бунина «Темные аллеи».
  4. Назовите изобразительно-выразительное средство. «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка».

Билет № 14

  1. Произведение, написанное для сцены.
  2. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.»
  3. Тема стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с в Маяковским летом на даче.»
  4. Назовите изобразительно-выразительное средство. «А между прочим — такая серость в вагонах допущается. Ведь это башку отломить можно».

Билет № 15

  1. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика с особым характером и складом речи.
  2. «Имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения. Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых...»
  3. Назовите псевдоним писателя Алексея Пешкова.
  4. Определите изобразительно-выразительное средство.
    «Око зрит – невидимейшую даль,
    Сердце зрит – невидимейшую связь,
    Ухо пьет – невидимейшую молвь»

Билет № 16

  1. Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.
  2. «А ведь, если я вам прикажу – вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом – и под поезд. Но какой-то идиот вздумал его удерживать. Да не осилил. Прапорщик как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало.»
  3. В какой сборник Бабеля входит рассказ «Письмо».
  4. Определите изобразительно-выразительное средство. «Сегодня мы работали до седьмого пота».

Билет № 17

  1. Персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в художественном произведении.
  2. «Жалел он немца. Может, не столько жалел, сколько не представлял, как будет вести его куда-то... К стенке, наверно, надо, и безоружного, беспомощного стрелять будет... Очень много видал Сашка смертей за это время - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании, и он пролепетал:.».
  3. Какое было первоначальное название романа «Мастер и Маргарита»: «Черный маг, «Инженер с копытом», «Князь Тьмы»?
  4. Определите изобразительно-выразительное средство. «И жить, храня веселье горя, помня радость прошлых вёсен».

Билет № 18

  1. Трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии.
  2. "Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным миром.»
  3. Укажите, в каком произведении М.Горького по­ставлена проблема о двух типах гуманизма.
  4. Определите изобразительно-выразительное средство.
    «Серым веретьем стоят камыши,
    Глухо баюкают хлюпь камыши».

Билет № 19

  1. Стихотворение их 14 строк , обладающее канонической системой.
  2. «От Зины пахло лекарствами, какими-то духами, немного потом, и он знал, эти запахи останутся с ним навечно и всегда будут связаны с нею, всегда будут напоминать об этом вечере. И он упивался ими, близостью Зины, но, даже задыхаясь в поцелуях, не ощущал он желания - только нестерпимая нежность заполняла до краев».
  3. Назовите две пьесы Вампилова.
  4. Определите изобразительно-выразительное средство. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь».

Билет № 20

  1. Изображение одного предмета путем сопоставления его с другим.
  2. «— Ваша взяла, — сказал он. — Жрите, сволочи. — И пошел в деревню. На растерзанного коня старался не смотреть. Но не выдержал, глянул. И сердце сжалось от жалости, и злость великая взяла на тестя.»
  3. Назовите жанр произведения Горького «На дне».
  4. Определите изобразительно-выразительное средство.
    «Привольем пахнет дикий мёд,
    Пыль — солнечным лучом».

Билет № 21

  1. Торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или лицу.
  2. «А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.»
  3. Назовите главного героя из произведения Шолохова «Тихий Дон».
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство. «И какой же русский не любит быстрой езды?»

Билет № 22

  1. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, отношение к нему автора.
  2. «Вы говорили:
    Нам пора расстаться,
    Что вас измучила Моя шальная жизнь,
    Что вам пора за дело приниматься,
    А мой удел — Катиться дальше, вниз...».
  3. В каком журнале начали публиковать свои стихи поэты-шестидесятники.
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство. «Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам».

Билет № 23

  1. Предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании реального и фантастического.
  2. «Всех нас побрали в плен и брат Федор Тимофеич попались папаше на глаза. И папаша начали Федю резать, говоря — шкура, красная собака, сукин сын и разно, и резали до темноты, пока брат Федор Тимофеич не кончился.
  3. Кто написал «Донские рассказы».
  4. Назовите художественное средство. «Всё спит — и человек, и зверь, и птица».

Билет № 24

  1. Короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
  2. «Что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. «Эге! - Разрисую-ка я ее». Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено; коляску не узнать..»
  3. К какому литературному направлению относилась А.Ахматова.
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство. «Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!

Билет № 25 >

  1. Момент наивысшего действия в художественном произведении.
  2. «Не с теми я, кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам.».
  3. Назовите жанр произведения Шолохова «Тихий Дон».
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство. «Он был ранен во время атаки и в мгновение ока стал совершенно беспомощным».

Билет № 26

  1. Стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.
  2. «Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века -
    Все будет так. Исхода нет...»
  3. Перечислите роды литературы.
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство. «Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит».

Билет № 27

  1. Произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
  2. «САРАФАНОВ (прислушивается). Невероятно. Свои дети бегут - это я еще могу понять. Но чтобы ко мне приходили чужие да еще взрослые! Сколько ему лет?
    ВАСЕНЬКА. Лет двадцать».
  3. Сколько сюжетных линий в романе «Мастер и Маргарита».
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство.
    «Полюбил богатый — бедную,
    Полюбил учёный — глупую,
    Полюбил румяный — бледную,
    Полюбил хороший — вредную:
    Золотой — полушку медную.
    ».

Билет № 28

  1. Момент наивысшего действия в художественном произведении.
  2. «Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась она уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».
  3. К какому произведению эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
  4. Назовите выразительно-изобразительное средство. «Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце».