Предмет: Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Чтение с увлечением».
Основное направление: научно-познавательное.
Класс: 3 класс.
Тема: Рассказ Н.М.Артюховой «Большая берёза».
Технология: РКМЧП.
Цель занятия для учителя: создание условий для работы над функциональной грамотностью (читательской, информационной, глобальной), выведению и анализу основных правил безопасного поведения, подкрепленного эмоциональной темой учащихся 3 «А» класса через включение их во внеурочную деятельность по рассказу Н.Артюховой «Большая берёза».
Учебные задачи:
- направленные на достижение личностных результатов обучения:
гражданско-патриотическое воспитание:
- формирование представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственное воспитание:
- освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям;
- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественного произведения в ситуации нравственного выбора;
- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетическое воспитание:
- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения художественной литературы;
- понимание образного языка художественного произведения, выразительных средств, создающих художественный образ;
экологическое воспитание:
- неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
ценности научного познания:
- понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные универсальные учебные действия
базовые логические действия:
- нахождение закономерности и противоречия при анализе сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий;
- выявление недостатка информации для решения учебной задачи на основе предложенного алгоритма;
- установление причинно-следственных связей в сюжете художественного текста при пересказе, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- формулирование с помощью учителя цели;
- сравнение несколько вариантов решения задачи, выбор наиболее подходящего (на основе предложенных критериев);
- формулирование выводов и подкрепление их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозирование возможного развития процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- нахождение в предложенном источнике информации, представленной в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- распознавание достоверной и недостоверной информации самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- анализирование и создание текстовой, графической информации в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельное создание схемы представления информации;
коммуникативные универсальные учебные действия
общение:
- восприятие и формулирование суждения, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдение правил ведения диалога и дискуссии;
- признание возможности существования разных точек зрения;
- корректное и аргументированное высказывание своего мнения;
- создание речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей;
- создание устного и письменного текста (описание, рассуждение, повествование);
регулятивные универсальные учебные действия
самоорганизация:
- планирование действия по решению учебной задачи для получения результата;
- умение выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- установление причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректирование своих учебных действий для преодоления ошибок;
совместная деятельность:
- формулирование краткосрочных целей в стандартной ситуации на основе предложенного формата планирования;
- принятие цели совместной деятельности, коллективное построение действий по её достижению: обсуждение процесса и результата совместной работы;
- оценивание своей работы;
- направленные на достижение предметных результатов обучения:
- нахождение в литературном произведении отражение нравственных ценностей народа, ориентирование в нравственно-этических понятиях в контексте изучаемого произведения;
- чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использование разных видов чтения (поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
- понимание содержания, смысла прочитанного произведения;
- владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирование темы и главной мысли, определение последовательности событий в тексте произведения, выявление связи событий, эпизодов текста;
- создание портрета героев, описание характера, оценка поступков героев, составление характеристик персонажей; выявление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнение героев одного произведения и сопоставление их поступков (по контрасту);
- объяснение значение незнакомого слова с опорой на контекст;
- осознанное применение изученных понятий (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части);
- участие в обсуждении прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- пересказывание произведения выборочно от третьего лица;
- при анализе и интерпретации текста использование разных типов речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики художественного текста;
- составление устных и письменных высказываний на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения, корректировка собственного письменного текста;
- составление синквейна о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
- использование в соответствии с учебной задачей аппарата издания: обложку, иллюстрации.
Цель для детей: выведение (формулирование) правил безопасного поведения (на основе рассказа).
Задачи для детей:
- рассуждать о поведении героев, давать им характеристику;
- расширять словарный запас по теме «Характер человека»;
- оценивать поступки героев рассказа, свою работу, своё настроение.
Оборудование:
- карточки с темой, целью и задачами урока;
- карточки с планом текста и для работы с таблицей;
- плакат «Эмоции» (на доске); кубики «Эмоции» (у каждого ученика);
- карточки-смайлы, с изображением основных чувств и эмоций;
- карточки для парной работы (шифр и задания к нему, кластер «Характер Алёши» и слова- опоры);
- карточка-таблица для работы с текстом и самооценки (каждому);
- магниты;
- проектор;
- ноутбук;
- презентация к уроку (мультимедийная, в программе Microsoft PowerPoint).
Форма проведения: кружок, творческая лаборатория (с элементами исследования).
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение.