Занятие кружка «Чтение с увлечением». Рассказ Н.М.Артюховой «Большая берёза»

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: внеклассное чтение


Предмет: Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Чтение с увлечением».

Основное направление: научно-познавательное.

Класс: 3 класс.

Тема: Рассказ Н.М.Артюховой «Большая берёза».

Технология: РКМЧП.

Цель занятия для учителя: создание условий для работы над функциональной грамотностью (читательской, информационной, глобальной), выведению и анализу основных правил безопасного поведения, подкрепленного эмоциональной темой учащихся 3 «А» класса через включение их во внеурочную деятельность по рассказу Н.Артюховой «Большая берёза».

Учебные задачи:

  • направленные на достижение личностных результатов обучения:

гражданско-патриотическое воспитание:

  • формирование представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественного произведения в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

эстетическое воспитание:

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведения художественной литературы;
  • понимание образного языка художественного произведения, выразительных средств, создающих художественный образ;

экологическое воспитание:

  • неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ценности научного познания:

  • понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные универсальные учебные действия

базовые логические действия:

  • нахождение закономерности и противоречия при анализе сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий;
  • выявление недостатка информации для решения учебной задачи на основе предложенного алгоритма;
  • установление причинно-следственных связей в сюжете художественного текста при пересказе, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • формулирование с помощью учителя цели;
  • сравнение несколько вариантов решения задачи, выбор наиболее подходящего (на основе предложенных критериев);
  • формулирование выводов и подкрепление их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозирование возможного развития процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • нахождение в предложенном источнике информации, представленной в явном виде, согласно заданному алгоритму;
  • распознавание достоверной и недостоверной информации самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • анализирование и создание текстовой, графической информации в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельное создание схемы представления информации;

коммуникативные универсальные учебные действия

общение:

  • восприятие и формулирование суждения, выражение эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявление уважительного отношения к собеседнику, соблюдение правил ведения диалога и дискуссии;
  • признание возможности существования разных точек зрения;
  • корректное и аргументированное высказывание своего мнения;
  • создание речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей;
  • создание устного и письменного текста (описание, рассуждение, повествование);

регулятивные универсальные учебные действия

самоорганизация:

  • планирование действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • умение выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • установление причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректирование своих учебных действий для преодоления ошибок;

совместная деятельность:

  • формулирование краткосрочных целей в стандартной ситуации на основе предложенного формата планирования;
  • принятие цели совместной деятельности, коллективное построение действий по её достижению: обсуждение процесса и результата совместной работы;
  • оценивание своей работы;
  • направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • нахождение в литературном произведении отражение нравственных ценностей народа, ориентирование в нравственно-этических понятиях в контексте изучаемого произведения;
  • чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использование разных видов чтения (поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • понимание содержания, смысла прочитанного произведения;
  • владение элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулирование темы и главной мысли, определение последовательности событий в тексте произведения, выявление связи событий, эпизодов текста;
  • создание портрета героев, описание характера, оценка поступков героев, составление характеристик персонажей; выявление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнение героев одного произведения и сопоставление их поступков (по контрасту);
  • объяснение значение незнакомого слова с опорой на контекст;
  • осознанное применение изученных понятий (автор, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части);
  • участие в обсуждении прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
  • пересказывание произведения выборочно от третьего лица;
  • при анализе и интерпретации текста использование разных типов речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики художественного текста;
  • составление устных и письменных высказываний на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения, корректировка собственного письменного текста;
  • составление синквейна о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • использование в соответствии с учебной задачей аппарата издания: обложку, иллюстрации.

Цель для детей: выведение (формулирование) правил безопасного поведения (на основе рассказа).

Задачи для детей:

  • рассуждать о поведении героев, давать им характеристику;
  • расширять словарный запас по теме «Характер человека»;
  • оценивать поступки героев рассказа, свою работу, своё настроение.

Оборудование:

  • карточки с темой, целью и задачами урока;
  • карточки с планом текста и для работы с таблицей;
  • плакат «Эмоции» (на доске); кубики «Эмоции» (у каждого ученика);
  • карточки-смайлы, с изображением основных чувств и эмоций;
  • карточки для парной работы (шифр и задания к нему, кластер «Характер Алёши» и слова- опоры);
  • карточка-таблица для работы с текстом и самооценки (каждому);
  • магниты;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • презентация к уроку (мультимедийная, в программе Microsoft PowerPoint).

Форма проведения: кружок, творческая лаборатория (с элементами исследования).

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение.

Ход занятия

Приложения