Обучение словесному рисованию на уроках литературы в 5-х классах

Разделы: Литература

Класс: 5


Современные образовательные стандарты ставят одной из задач развитие коммуникативных навыков у школьников. Уроки литературы предполагают развитие подобных навыков, навыков выразительной, образной речи. Одним из важных, на мой взгляд, методических приёмов для достижения этой цели служит словесное рисование.

Новые концепции образования школьников рекомендуют развивать умения самостоятельно добывать и осваивать новые знания. При работе с художественным произведением на уроке литературы – это осмысление текста на основе собственного читательского опыта. Восприятие произведения читателем – акт индивидуальный, не поддающийся никаким алгоритмам, формализации, но воспитание квалифицированного читателя, способного понимать эмоциональную тональность текста, ассоциативное поле автора, толковать интертекстуальные элементы, требует глубокого погружения в текст, анализа. Цель школьного анализа – помочь осознать художественные смыслы в процессе чтения, особенно значимые для себя, представить словесные образы, соотнести их со своим внутренним миром и миром общечеловеческих ценностей. В стандартах второго поколения такое чтение именуется как смысловое и рефлексивное. Созидательную роль слова отмечал А.А.Потебня, ученый подчеркивал, что слово – это не только средство познания другого, но и средство самопознания. «Превращению чужого слова в свое» способствует прием словесного рисования.

Словесное рисование – это методический приём, заключающийся в создании словесных картин на основе прочитанного художественного текста, а также личных наблюдений и впечатлений детей. Словесное рисование развивает воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально-образной речью, влияет в целом на развитие литературного вкуса. В наших учебниках литературы представлены задания по формированию умения словесного рисования, но количество таких заданий и их разнообразие оставляет желать лучшего.

Работу по обучению словесному рисованию в своей практике начинаю с 5 класса на уроках литературы. Учащимся разъясняю и приглашаю к размышлению, зачем нам нужно учиться рисовать словесно: художники слова, писатели, поэты стремятся в ярких картинах изобразить окружающую жизнь и, если мы научимся в своём воображении вслед за автором создавать эти картины, ярко, точно описывать в речи, значит мы станем внимательными, вдумчивыми читателями. Для овладения данным приёмом учащиеся, безусловно, должны хорошо уметь различать изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Понимать, что такое художественная деталь для эмоционального восприятия произведения. Также пятиклассникам необходимо учиться выражать эмоционально-личностную оценку изображаемому – это непременное условие создания словесной картины. Словесная картина предполагает выражение чувств автора, его отношения к изображаемому. Поэтому важно школьникам научиться осознавать, рефлексируя, свои чувства и сообразно выражать их в словах. Можно использовать такие вспомогательные вопросы: «Что я чувствую, создавая воображаемую картину, как отношусь к тому, что изображаю словами?». Вначале освоения приёма словесного рисования учащиеся прежде всего чётко учатся разграничивать, находить тропы в художественном тексте. Затем овладевают навыками эмоционально-образной речи. В своей практике использую на уроках литературы конструирование микросочинений из 3-4 предложений с использованием образных средств языка с яркой эмоциональной окраской. Например, в 2-3 предложениях нарисуйте образ, отразив характер предмета («старое зеркало», «мельница» и т.п.). В классе зачитываем микросочинения, отмечаем удачные варианты, редактируем неудачные. Неплохой результат показывает работа со свободными ассоциациями, где учащимся даётся некий трамплин - заданное начало: «Передо мною первый распустившийся цветок...». Хорошим импульсом может стать для создания словесных картин и наглядная иллюстрация или даже предмет: «Я держу в руках мягкую, пушистую...». Точкой отправления могут быть музыкальные произведения великих композиторов, прослушав которые, пятиклассники пишут всё, что им в этот момент послышалось.

В результате такой планомерной работы на уроках литературы (которая, разумеется, должна быть систематической) уже пятиклассники совсем иначе начинают воспринимать изучаемые художественные произведения. У ребят появляется возможность «погружаться» в мир героев, рисовать в воображении картины на основе художественных деталей. Если такая работа систематически будет проводиться хотя бы в течение последующих двух лет, то к седьмому классу ребята научатся чутко фиксировать своеобразие художественной речи, особенности художественной формы произведения. Но до этого должна быть кропотливая работа, когда пятиклассники самостоятельно отражают с помощью точной художественной речи в воображаемых образах самые глубокие переживания, когда умеют находить точные эпитеты, необычные метафоры, выразительные ритмические структуры.

Такая система заданий, помогает читателям «входить» в мир литературных героев, рисовать целостные картины на основе художественных деталей, взятых из текста. Развивая образное мышление ученика, мы учим устанавливать новые связи между объектами, замечать детали, важные для смыслового понимания произведения, создавать авторский текст, критически оценивать прочитанное, работать в соавторстве. Устанавливая ассоциации, читатель становится соавтором текста: через сопереживание, осмысление значения слова ему открывается многогранность смыслов. Обретают выразительность собственные мысли читателя. В.Ф.Асмус видел в творческом акте осмысления текста, как «читатель самостоятельно, на свой страх и риск» пройдет «в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором». А учитель в этом пути будет Ариадной, давшей волшебную нить, помогающую ориентироваться в лабиринтах художественных текстов.

Задания по словесному рисованию пробуждают интерес к слову, позволяют отразить собственные эмоции, способствуют постижению авторского стиля. Задания по словесному рисованию ставят участников в диалоговую позицию, где каждый имеет право слышать, видеть, понимать собеседника, оценивать его ценностные установки и нравственные ориентиры.

Список используемой литературы

  1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. - М.: Искусство, 1968 -56 с.
  2. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Правда, 2000 -306 с.
  3. Москвина М.Л. Учитесь видеть. Уроки творческих взлётов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 -352 с.
  4. Потебня А.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989 -156 с.