Открытый урок по литературному чтению рассказ М.М.Зощенко «Самое главное»

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, М.Зощенко, М.Зощенко «Самое главное»


Предмет

Литературное чтение

 

 

 

 

Цель урока: совершенствование у обучающихся читательских навыков и умений литературного анализа произведения

Задачи

Образовательные:
- сформировать представления о жизни и творчестве писателя;
- формирование навыка правильного и сознательного чтения;
- совершенствовать умения выделять главную мысль рассказа, главных героев;
- формирование основ правильной читательской деятельности.

Развивающие:
- способствовать развитию воображения, фантазии и логического мышления;
- способствовать развитию у обучающихся умениям и навыкам проектирования, целеполагания и планирования, умению действовать по алгоритму;
- развитие личности младшего школьника, как читателя путем формирования основ правильной читательской деятельности.

Воспитательные:
- воспитание человеческих качеств;
- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения;
- совершенствовать систему нравственных и эстетических ценностей;
- способствовать формированию у обучающихся личному учебной мотивации и познавательного интереса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- характеризовать героев произведения;
- определять главную мысль рассказа;
- определять смысл и значение главных качеств и способностей характера человека.

Познавательные:
- Уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;
- Уметь выявлять основную мысль произведения, обсуждать её.

Регулятивные:
- Целеполагание на этапе подготовительной беседы;
- Самоконтроль, контроль других людей в процессе чтения;
- Коррекция при исправлении ошибок в процессе чтения, ответов на вопросы;
- Осознание цели чтения, составление плана рассказа, самоконтроль и контроль за правильностью чтения;
- Рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения.

Коммуникативные:
- Формирование умения слушать.
- Формирования умения выслушивать чужую точку зрения и понимать её.
- Формирование умения работать в паре.
- Формирование умения выражать свои мысли в устной речи.

- Развитие смыслообразования при формировании понимания важности чтения на этапе подготовительной работы.
- Развитие нравственно-этической ориентации при оценке поступков главных героев.
- Осознание потребности в чтении рассказа для выяснения проблемы выбора героя, нравственно-этической ориентации при обсуждении поведения.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Поздороваемся с нашими гостями. Садитесь.

 

Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, а какое произведение мы проходил на прошлом уроке?
Учитель: Кто автор?
Учитель: А сейчас я проверю как вы выполнили домашнее задание.
Возьмите квадратные листики.
Поиграем в игру крестики нолики. Я читаю вам утверждение из рассказа, если вы согласны, то крестик, если не согласны – нолик

  1. Я утверждаю, что озеро в рассказе называлось Светлое, согласны? 
  2. Я считаю, что собаку звали Бим, вы согласны?
  3. Я считаю, что повествование ведётся от имени автора
  4. Я считаю, что Тарас любил Приёмыша, согласны ли вы?
  5. Я считаю, что Тарас жил на озере 40 лет, согласны ли вы?
  6. Я считаю, что у Тараса не было семьи, согласны ли вы?

Обменялись листочками. Проверим, посмотрите на слайде представлены правильные ответы.
Учитель: Поднимите руку кто допустил только одну ошибку?
А кто две?
А кто три?
Учитель: Я надеюсь, что вы дома повторите и на следующем уроке исправите свой результат.
Учитель: Дмитрий Наркисович считал, что «Самое главное в человеке – доброе сердце»
Учитель: Согласны ли вы с ним?
Учитель: Почему вы с ним согласны?
Учитель: Ребята, посмотрите у вас у всех на столах тоже лежат красные сердечки, возьмите и отложите их в сторону, мы к ним обязательно вернёмся в конце урока.

Ученик:

Познавательные
Коммуникативные

3. Подготовительная работа (вступительная беседа) перед чтением текста

1. Знакомство с автором.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с писателем, с творчеством которым мы уже встречались раньше.  Посмотрите на экран. Вам нужно расшифровать имя и фамилию писателя.

  Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
ЛИХАИМ ОКНЗОЩЕ  Ученик: Михаил Зощенко  

Учитель: Правильно это Михаил Михайлович Зощенко.
Учитель: Какие вы помните его рассказы?

Учитель: А сейчас я предлагаю вам освежить наши знания о Михаиле Зощенко. Посмотрите на экран и прочитайте информацию.

Михаил Михайлович Зощенко родился 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника и актрисы. Мальчик получал образование в гимназии, которую окончил в 1913 году. В 1920–1930-е годы Зощенко стал успешным писателем, его книги издавались огромными тиражами. 
Михайлович Зощенко писал повести и пьесы. Но наибольшую популярность писателю принесли его юмористические рассказы. 

Учитель: Где и когда родился Михаил Зощенко?
Учитель: Где он получил образование?
Учитель: Что принесло писателю наибольшую популярность?

Учитель: Молодцы! А сейчас поработаем в парах.  Возьмите жёлтые листочки и вам нужно будет сделать следующее задание. Вы должны дополнить новыми сведениями биографию.
У вас на это 1 минута.

Он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но был отчислен.
Будущий писатель был вынужден работать с самого детства. Писатель сменил множество профессий за время своей юности. Свои первые стихи и рассказы М.М.Зощенко написал, когда ему было 8 лет.
В апреле 1946 года М.М.Зощенко был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

   

Учитель: Кто готов рассказать, что он узнал ещё о Михаиле Зощенко?
Учитель: Ребята, какие вы молодцы!
Учитель: Вспомним с чего мы начинали наш урок?
Учитель: А вам интересно узнать, что является самым главным для героев рассказа Зощенко?
И наконец-то мы узнаем, почему Михаил Зощенко так назвал своё произведение и что для него было самым главным. Открываем учебники на стр. 123.

Ученик: Мы начинали его со слов Дмитрия Наркисовича, что для него является главным.

 

4. Первичное чтение текста

Учитель: Читать будете вы мне. Используем с вами знакомый нам прием «чтение с остановками». Вы читаете, а я говорю вам стоп, задаю вопросы и составляем план.

 

Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

5. Физкультминутка

ПРОВОДИТ УЧЕНИК

 

 

6. Вторичное чтение текста по смысловым законченным частям

Учитель: 

1 часть

Начинается со слов «Жил на свете мальчик Андрюша и заканчивается с этими словами пошел гулять во двор»
Учитель: Почему автор называет его трусливым? Найдите и прочитайте.
Учитель: Какая в этой части главная черта характера Андрюши?
Учитель: Значит здесь он нам представлен каким?

ТРУСЛИВЫМ

Учитель: Подберите антоним к слову «Трусливый»
Учитель: Как озаглавим эту часть?
Учитель: Перейдём к прочтению второй части и узнаем, получилось ли у него изменится.

2 часть

Со слов «В одно прекрасное утро и до слов мама я сегодня был храбрый, но ничего хорошего из этого не получилось.
Учитель: Что однажды сказала мама своему сыну? Найдите и прочитайте. 
Учитель: А как вы понимаете лексическое значение слова «храбрый»?
Учитель: Каким человеком решил стать Андрюша?

ХРАБРЫМ

Учитель: Перед кем Андрюша решил проявить свою храбрость?
Учитель: А кого Андрюша боялся наибольше всего? Как нам об этом говорит автор? 
Учитель: А как вы понимаете выражение «бояться как огня»? 
Учитель: Получилось ли у Андрюши проявить свою храбрость? 
Учитель: Как озаглавим эту часть?

3 часть

Со слов «Мама сказала: -Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым и до слов чуть не укусила меня.

Учитель: Почему у Андрюши не вышло ничего хорошего из того, что он был храбрым?  
Учитель: Какой совет мама даёт Андрюши в этой части?

СИЛЬНЫМ

Учитель: Какое качество Андрюша хотел проявить в поединке с собакой?
Учитель: Как вы понимаете выражение «палка прогуляется по голове»?
Учитель: Как озаглавим эту часть? 

4 часть

Со слов «Мама сказала: - Глупый мальчик.  Я забыла сказать. Недостаточно быть храбрым и сильным и до слов, но снова ничего хорошего у меня не вышло.

Учитель: Что не проявил Андрюша по словам мамы?

СМЕКАЛКУ

Учитель: А как вы понимаете лексическое значение слова «смекалка»?

Учитель: Когда Андрюша увидел, что Саня тонет, почему он не бросился в воду спасать его?
Учитель: Кто помог мальчикам доплыть до берега?
Учитель: А как вы понимаете лексическое значения слова «буксир»?
Посмотрите на слайд.
Учитель: А выражение взяли её на буксир?
Учитель: Какое качество Андрюша проявил ещё кроме храбрости, силы и смекалки? 
Учитель: Значит он захотел стать каким?

УМНЫМ

Учитель: Как озаглавим эту часть?

5 часть

Со слов «Мама сказала: - Глупый мальчик. Я забыла сказать тебе самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и до конца»

Учитель: Что самое главное забыла сказать мама мальчику?  Найдите и прочитайте.
Учитель: Какое решение принимает Андрюша?
Учитель:А как вы думаете получилось ли у Андрюши не совершать таких больше поступков?
Учитель: Если получилось, то что ему в этом помогло?

ЗНАНИЯ

Учитель: Что нужно делать, для того, чтобы это всё знать?  
Учитель: Как озаглавим эту часть?

 

Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

7. Обобщение по тексту

Учитель: Как вы думаете, в каких из приведенных пословиц заключается главная мысль рассказа?

«Старый друг лучше новых двух»
«Учение — путь к умению»
«Кто умён, тот силён»
«Что посеешь, то и пожнёшь»

Учитель: Чему учит данный рассказ?

Ученик:

Ученик:

Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

8. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: Ребята, вспомним, что было главным для Дмитрия Наркисовича?
Учитель: Вы узнали, что главным является для Дмитрия Наркисовича и для Михаила Зощенко, а теперь мне хотелось бы узнать, что для вас является самым главным. Вот теперь возьмите сердечки и напишите, что для вас является самым главным?
Учитель: Я предлагаю вам прикрепить ваши сердечки на доску, и мы увидим, что для каждого из вас является самым главным.
Учитель: Мне очень интересно узнать, что же для каждого из вас является самым главным, поэтому я очень хочу прочитать несколько ответов.
Молодцы! Вас так много, но не смотря на это у вас есть не только схожие взгляды, но и отличия.

 

Регулятивные
Коммуникативные

9. Включение в систему знаний

Учитель: Вы сегодня так хорошо поработали, но мне хотелось бы проверить насколько вы были внимательными и как поняли произведение. Поэтому я предлагаю вам поиграть в морской бой.
Учитель: Какие вы молодцы!
Учитель: С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
Учитель: Как назывался рассказ? 
Учитель: Что узнали нового?
Учитель: А какое вам задание понравилось больше всего?
Учитель: Я надеюсь вам понравился сегодняшний урок, я желаю вам всегда наполнять свою голову знаниями, а сердце добротой!

Мне бы хотелось дополнить ваши сердечки своим ответом на этот вопрос, и предложить нашим гостям тоже написать, что же для них является самым главным в жизни? И прикрепить их.

Учитель: Спасибо за урок!

 

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

10. Домашнее задание

Стр. 123-127 пересказ по плану, стр. 127№4 письменно.

 

Коммуникативные