Предмет |
Литературное чтение |
|
|
|
|
Цель урока: совершенствование у обучающихся читательских навыков и умений литературного анализа произведения |
Задачи |
Образовательные:
- сформировать представления о жизни и творчестве писателя;
- формирование навыка правильного и сознательного чтения;
- совершенствовать умения выделять главную мысль рассказа, главных героев;
- формирование основ правильной читательской деятельности.
|
Развивающие:
- способствовать развитию воображения, фантазии и логического мышления;
- способствовать развитию у обучающихся умениям и навыкам проектирования, целеполагания и планирования, умению действовать по алгоритму;
- развитие личности младшего школьника, как читателя путем формирования основ правильной читательской деятельности.
|
Воспитательные:
- воспитание человеческих качеств;
- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения;
- совершенствовать систему нравственных и эстетических ценностей;
- способствовать формированию у обучающихся личному учебной мотивации и познавательного интереса.
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- характеризовать героев произведения;
- определять главную мысль рассказа;
- определять смысл и значение главных качеств и способностей характера человека.
|
Познавательные:
- Уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;
- Уметь выявлять основную мысль произведения, обсуждать её.
Регулятивные:
- Целеполагание на этапе подготовительной беседы;
- Самоконтроль, контроль других людей в процессе чтения;
- Коррекция при исправлении ошибок в процессе чтения, ответов на вопросы;
- Осознание цели чтения, составление плана рассказа, самоконтроль и контроль за правильностью чтения;
- Рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения.
Коммуникативные:
- Формирование умения слушать.
- Формирования умения выслушивать чужую точку зрения и понимать её.
- Формирование умения работать в паре.
- Формирование умения выражать свои мысли в устной речи.
|
- Развитие смыслообразования при формировании понимания важности чтения на этапе подготовительной работы.
- Развитие нравственно-этической ориентации при оценке поступков главных героев.
- Осознание потребности в чтении рассказа для выяснения проблемы выбора героя, нравственно-этической ориентации при обсуждении поведения.
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент |
Учитель: Здравствуйте! Поздороваемся с нашими гостями. Садитесь. |
|
Коммуникативные |
2. Проверка домашнего задания |
Учитель: Ребята, а какое произведение мы проходил на прошлом уроке?
Учитель: Кто автор?
Учитель: А сейчас я проверю как вы выполнили домашнее задание.
Возьмите квадратные листики.
Поиграем в игру крестики нолики. Я читаю вам утверждение из рассказа, если вы согласны, то крестик, если не согласны – нолик
- Я утверждаю, что озеро в рассказе называлось Светлое, согласны?
- Я считаю, что собаку звали Бим, вы согласны?
- Я считаю, что повествование ведётся от имени автора
- Я считаю, что Тарас любил Приёмыша, согласны ли вы?
- Я считаю, что Тарас жил на озере 40 лет, согласны ли вы?
- Я считаю, что у Тараса не было семьи, согласны ли вы?
Обменялись листочками. Проверим, посмотрите на слайде представлены правильные ответы.
Учитель: Поднимите руку кто допустил только одну ошибку?
А кто две?
А кто три?
Учитель: Я надеюсь, что вы дома повторите и на следующем уроке исправите свой результат.
Учитель: Дмитрий Наркисович считал, что «Самое главное в человеке – доброе сердце»
Учитель: Согласны ли вы с ним?
Учитель: Почему вы с ним согласны?
Учитель: Ребята, посмотрите у вас у всех на столах тоже лежат красные сердечки, возьмите и отложите их в сторону, мы к ним обязательно вернёмся в конце урока. |
Ученик: |
Познавательные
Коммуникативные |
| 3. Подготовительная работа (вступительная беседа) перед чтением текста |
1. Знакомство с автором.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с писателем, с творчеством которым мы уже встречались раньше. Посмотрите на экран. Вам нужно расшифровать имя и фамилию писателя. |
|
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные |
| ЛИХАИМ ОКНЗОЩЕ |
Ученик: Михаил Зощенко |
|
Учитель: Правильно это Михаил Михайлович Зощенко.
Учитель: Какие вы помните его рассказы?
Учитель: А сейчас я предлагаю вам освежить наши знания о Михаиле Зощенко. Посмотрите на экран и прочитайте информацию.
Михаил Михайлович Зощенко родился 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника и актрисы. Мальчик получал образование в гимназии, которую окончил в 1913 году. В 1920–1930-е годы Зощенко стал успешным писателем, его книги издавались огромными тиражами.
Михайлович Зощенко писал повести и пьесы. Но наибольшую популярность писателю принесли его юмористические рассказы.
Учитель: Где и когда родился Михаил Зощенко?
Учитель: Где он получил образование?
Учитель: Что принесло писателю наибольшую популярность?
Учитель: Молодцы! А сейчас поработаем в парах. Возьмите жёлтые листочки и вам нужно будет сделать следующее задание. Вы должны дополнить новыми сведениями биографию.
У вас на это 1 минута.
Он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но был отчислен.
Будущий писатель был вынужден работать с самого детства. Писатель сменил множество профессий за время своей юности. Свои первые стихи и рассказы М.М.Зощенко написал, когда ему было 8 лет.
В апреле 1946 года М.М.Зощенко был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» |
|
|
Учитель: Кто готов рассказать, что он узнал ещё о Михаиле Зощенко?
Учитель: Ребята, какие вы молодцы!
Учитель: Вспомним с чего мы начинали наш урок?
Учитель: А вам интересно узнать, что является самым главным для героев рассказа Зощенко?
И наконец-то мы узнаем, почему Михаил Зощенко так назвал своё произведение и что для него было самым главным. Открываем учебники на стр. 123. |
Ученик: Мы начинали его со слов Дмитрия Наркисовича, что для него является главным. |
|
4. Первичное чтение текста |
Учитель: Читать будете вы мне. Используем с вами знакомый нам прием «чтение с остановками». Вы читаете, а я говорю вам стоп, задаю вопросы и составляем план. |
|
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные |
5. Физкультминутка |
ПРОВОДИТ УЧЕНИК |
|
|
6. Вторичное чтение текста по смысловым законченным частям |
Учитель:
1 часть
Начинается со слов «Жил на свете мальчик Андрюша и заканчивается с этими словами пошел гулять во двор»
Учитель: Почему автор называет его трусливым? Найдите и прочитайте.
Учитель: Какая в этой части главная черта характера Андрюши?
Учитель: Значит здесь он нам представлен каким?
ТРУСЛИВЫМ
Учитель: Подберите антоним к слову «Трусливый»
Учитель: Как озаглавим эту часть?
Учитель: Перейдём к прочтению второй части и узнаем, получилось ли у него изменится.
2 часть
Со слов «В одно прекрасное утро и до слов мама я сегодня был храбрый, но ничего хорошего из этого не получилось.
Учитель: Что однажды сказала мама своему сыну? Найдите и прочитайте.
Учитель: А как вы понимаете лексическое значение слова «храбрый»?
Учитель: Каким человеком решил стать Андрюша?
ХРАБРЫМ
Учитель: Перед кем Андрюша решил проявить свою храбрость?
Учитель: А кого Андрюша боялся наибольше всего? Как нам об этом говорит автор?
Учитель: А как вы понимаете выражение «бояться как огня»?
Учитель: Получилось ли у Андрюши проявить свою храбрость?
Учитель: Как озаглавим эту часть?
3 часть
Со слов «Мама сказала: -Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым и до слов чуть не укусила меня.
Учитель: Почему у Андрюши не вышло ничего хорошего из того, что он был храбрым?
Учитель: Какой совет мама даёт Андрюши в этой части?
СИЛЬНЫМ
Учитель: Какое качество Андрюша хотел проявить в поединке с собакой?
Учитель: Как вы понимаете выражение «палка прогуляется по голове»?
Учитель: Как озаглавим эту часть?
4 часть
Со слов «Мама сказала: - Глупый мальчик. Я забыла сказать. Недостаточно быть храбрым и сильным и до слов, но снова ничего хорошего у меня не вышло.
Учитель: Что не проявил Андрюша по словам мамы?
СМЕКАЛКУ
Учитель: А как вы понимаете лексическое значение слова «смекалка»?
Учитель: Когда Андрюша увидел, что Саня тонет, почему он не бросился в воду спасать его?
Учитель: Кто помог мальчикам доплыть до берега?
Учитель: А как вы понимаете лексическое значения слова «буксир»?
Посмотрите на слайд.
Учитель: А выражение взяли её на буксир?
Учитель: Какое качество Андрюша проявил ещё кроме храбрости, силы и смекалки?
Учитель: Значит он захотел стать каким?
УМНЫМ
Учитель: Как озаглавим эту часть?
5 часть
Со слов «Мама сказала: - Глупый мальчик. Я забыла сказать тебе самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и до конца»
Учитель: Что самое главное забыла сказать мама мальчику? Найдите и прочитайте.
Учитель: Какое решение принимает Андрюша?
Учитель:А как вы думаете получилось ли у Андрюши не совершать таких больше поступков?
Учитель: Если получилось, то что ему в этом помогло?
ЗНАНИЯ
Учитель: Что нужно делать, для того, чтобы это всё знать?
Учитель: Как озаглавим эту часть? |
|
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные |
7. Обобщение по тексту |
Учитель: Как вы думаете, в каких из приведенных пословиц заключается главная мысль рассказа?
«Старый друг лучше новых двух»
«Учение — путь к умению»
«Кто умён, тот силён»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Учитель: Чему учит данный рассказ? |
Ученик:
Ученик: |
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные |
8. Рефлексивно-оценочный этап |
Учитель: Ребята, вспомним, что было главным для Дмитрия Наркисовича?
Учитель: Вы узнали, что главным является для Дмитрия Наркисовича и для Михаила Зощенко, а теперь мне хотелось бы узнать, что для вас является самым главным. Вот теперь возьмите сердечки и напишите, что для вас является самым главным?
Учитель: Я предлагаю вам прикрепить ваши сердечки на доску, и мы увидим, что для каждого из вас является самым главным.
Учитель: Мне очень интересно узнать, что же для каждого из вас является самым главным, поэтому я очень хочу прочитать несколько ответов.
Молодцы! Вас так много, но не смотря на это у вас есть не только схожие взгляды, но и отличия. |
|
Регулятивные
Коммуникативные |
9. Включение в систему знаний |
Учитель: Вы сегодня так хорошо поработали, но мне хотелось бы проверить насколько вы были внимательными и как поняли произведение. Поэтому я предлагаю вам поиграть в морской бой.
Учитель: Какие вы молодцы!
Учитель: С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
Учитель: Как назывался рассказ?
Учитель: Что узнали нового?
Учитель: А какое вам задание понравилось больше всего?
Учитель: Я надеюсь вам понравился сегодняшний урок, я желаю вам всегда наполнять свою голову знаниями, а сердце добротой!
Мне бы хотелось дополнить ваши сердечки своим ответом на этот вопрос, и предложить нашим гостям тоже написать, что же для них является самым главным в жизни? И прикрепить их.
Учитель: Спасибо за урок! |
|
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные |
10. Домашнее задание |
Стр. 123-127 пересказ по плану,
стр. 127№4 письменно. |
|
Коммуникативные |