Предмет: литература.
Класс: 9.
Учебник Коровиной В.Я. Литература, 9 класс, 2019 год.
Тип урока: обобщающий урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Оборудование: диапроектор, компьютер; художественные тексты; раздаточный материал; листы А4; карандаши и фломастеры.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
формулируют определение понятия «судьба», какие ассоциации возникают |
4 уровень – творческий, решение проблемы – пишут сочинение |
Регулятивные |
самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся |
планируют собственную деятельность |
1 уровень — совместное с учителем действие |
|
осуществляют контроль и оценку своих действий |
1 уровень - совместное с учителем действие учащихся |
|
Познавательные |
проводят наблюдения, сравнения, анализ, выдвигают предположения и осуществляют их проверку с культурным аналогом | 2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникативные |
обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
2 уровень – совместные (групповые) действия |
Личностные |
проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы |
2 уровень – устойчивый познавательный интерес |
Ход урока
Характер человека на войне (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»).
Класс: 9 класс разделен на 4 группы по желанию детей.
Цель урока:
- показать, как русский человек проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность;
- раскрыть понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
Задачи:
- раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М.Шолохова “Судьба человека”;
- формировать коммуникативные и информационные компетентности;
- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой: Звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача "Священная война".
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- Какую дату в этом году отмечает наша страна? (Ответы учащихся)
- Праздник Победы - великий и святой день для каждого из нас. И потому жители всей нашей страны собираются вместе, собираются, чтобы почтить память ушедших героев-победителей и поклониться ныне здравствующим ветеранам. Они отдают дань памяти тем, кто скончался от ран в госпиталях, кто сложил свои головы на фронте, кто ковал Победу в тылу.
II. Вступительное слово учителя
(Домашнее задание дано накануне: прочитать рассказ, составить проблемные вопросы по рассказу).
- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение, которое возвращает нас к Великой Отечественной войне. Одна английская газета писала: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»".
- Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать? Понравился ли вам этот рассказ?(ответы учащихся)
- У Шолохова судьба одного человека — это судьба всего народа. Судьба народа, победившего врага.Рассказ называется «Судьба человека».
- Какое слово несет логическое ударение?
Судьба. Что означает это слово? Ответы учащихся.
Где мы можем точное определение этого слова?
Тогда найдите определение… в Интернете, в словарях.
Ответы учащихся…
Работа со словарем. (Дети зачитывают.) Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («СУДЬБА - стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий».)Человек не волен выбирать себе судьбу, но способен справиться испытания судьбы.
- Итак, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы справиться с испытаниями, посланными судьбой?
Из наших размышлений, ребята, давайте вместе сформулируем тему урока …
Ответы учащихся. «Характер человека на войне».
- Какая цель вытекает из темы урока?
(Ответы школьников)
Проанализировать рассказ и понять, как человек проявляет свой характер в сложных жизненных ситуациях и сохраняет человечность, несмотря на все испытания, посланные судьбой.
- Узнать, благодаря каким качествам Андрею Соколову удалось преодолеть все испытания, посланные судьбой.
Итак, ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Записываем работы групп, фиксируем на доске(для учителя)
Сегодня мы работаем по группам. Я раздам критерии оценивания работы в группе.
- Работа каждого в группе
- Полные ответы
- Дополнение других групп
- Вопросы другим группам
Будьте внимательны! Формирующее оценивание осуществляется по 5-балльной школе. Дети сами ставят баллы своей группе.
- На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова?
(Ответы учащихся: До войны, война, после войны).
Работа по группам. Дети, сейчас я раздам каждой группе одинаковые иллюстрации: ваша задача – отобрать те иллюстрации, которые отражают эпизоды рассказа согласно вашему заданию.
- Первая группа: Довоеннная жизнь героя.
- Вторая группа: Война. Подвоз снарядов. Плен. Эпизод в церкви.
- Третья группа: В лагере пленных.«Вызов к лагерфюреру Мюллеру»
- Четвертая: Послевоенные события.
- Нужно определить, какими чертами характера обладал герой в разные периоды своей жизни. Составление кластера. Что будет ядром кластера? Черты характера Андрея Соколова.
Условие: внимательно слушать ответы групп, дополнять своими ответами. Работать согласно критериям(формирующее оценивание). После обсуждения каждая группа вывешивает свой кластер и иллюстрации, соответствующие выбранным эпизодам.
(на доску выносятся черты характера)
1 группа
- Расскажите, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?
(ответы подтверждаются зачитыванием отрывков)
Работа с текстом.
«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»
- В чем видит счастье А.Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)
- Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)
Вопросы групп это группе.
Ответы других групп. (любящий муж и чуткий отец)
- Назовите черты характера А.Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).
Кластер на доске с иллюстрациями: Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.
- Формирующее оценивание.
- Работа каждого в группе
- Полные ответы
- Дополнение других групп
- Вопросы другим группам
2 группа
Беседа по тексту.
Сообщение ученика – исторический комментарий о пленных.
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
(Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).
Учитель: Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.
- Как Андрей Соколов оказался в плену?
- Чтение отрывка учащимся.
«Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...».
- Какой эпизод в тексте раскрывает поведение человека в бесчеловечных условиях? (эпизод в церкви)
Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.
- Кто вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение? Почему?
(позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.
- На какой важный поступок решается Соколов? Почему?
(Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).
Учитель: эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.
Ответы других групп.
Назовите черты характера, которые проявляются у главного героя Андрея Соколова? (жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю)
Кластер на доске с иллюстрациями (жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю)
Формирующее оценивание.
3 группа
Чтение эпизода «Вызов к лагерфюреру Мюллеру».
- В чем сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).
- Как Соколов бежал из плена?
- Какими чертами характера обладает русский человек в этот сложный период?
(Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»))
Ответы других групп.
Учитель: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
Кластер на доске с иллюстрациями. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку
Формирующее оценивание
4 группа
- И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но СУДЬБА дает еще одно испытание герою: он получает письмо.
- Что узнает Андрей Соколов из письма?
Зачитать отрывок.
(бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается… Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».)
- Как может повести себя человек в такой ситуации? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих.В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
- Но Соколов не озлобился…
- Какой подарок преподносит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)
Просмотр эпизода из фильма «Судьба человека».
– Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. (Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть.Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).
Ответы других групп.
Кластер с иллюстрациями. Жизнестойкость, мужество, щедрое сердце
Формирующее оценивание.
Учитель: сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.
Подведение итогов кластеров и иллюстраций у доски.
Какие же качества Андрея Соколова помогли ему остаться человеком во время страшной и жестокой войны?
Ответы учащихся.
- Какие качества характера вы бы хотели выработать у себя? Нужны ли они в современном обществе?
III. Итог
Шолохов хотел назвать рассказ «Судьба солдата», но назвал «Судьба человека»?
- Почему?
Ответы учащихся.
- Русский человек, человек несгибаемой воли… сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к тому позовет его Родина.
Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.
Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные "не одному какому-либо социальному слою, но - народу. Поэтому и рассказ называется не "Судьба солдата", а "Судьба человека".
- Благодаря каким качествам вашего характера нам удалось это?
- Какой этап урока вам понравился больше?
- Захотелось еще раз его перечитать? Просмотреть фильм?
Как вы считаете, где можно разместить результат нашей работы в школьной жизни?
Ответы учащихся.