Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: М.Шолохов, М.А.Шолохов "Судьба человека"


Предмет: литература.

Класс: 9.

Учебник Коровиной В.Я. Литература, 9 класс, 2019 год.

Тип урока: обобщающий урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».

Оборудование: диапроектор, компьютер; художественные тексты; раздаточный материал; листы А4; карандаши и фломастеры.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

формулируют определение понятия «судьба», какие ассоциации возникают

4 уровень – творческий, решение проблемы – пишут сочинение

 

Регулятивные

самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную

3 уровень — самостоятельное действие учащихся

планируют собственную деятельность

1 уровень — совместное с учителем действие

осуществляют контроль и оценку своих действий

1 уровень - совместное с учителем действие учащихся

Познавательные

проводят наблюдения, сравнения, анализ, выдвигают предположения и осуществляют их проверку с культурным аналогом

2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные

обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

2 уровень – совместные (групповые) действия

Личностные

проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

2 уровень – устойчивый познавательный интерес

План урока

Ход урока

Характер человека на войне (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»).

Класс: 9 класс разделен на 4 группы по желанию детей.

Цель урока:

  • показать, как русский человек проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность;
  • раскрыть понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

Задачи:

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М.Шолохова “Судьба человека”;
  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой: Звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача "Священная война".

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Какую дату в этом году отмечает наша страна? (Ответы учащихся)

- Праздник Победы - великий и святой день для каждого из нас. И потому жители всей нашей страны собираются вместе, собираются, чтобы почтить память ушедших героев-победителей и поклониться ныне здравствующим ветеранам. Они отдают дань памяти тем, кто скончался от ран в госпиталях, кто сложил свои головы на фронте, кто ковал Победу в тылу.

II. Вступительное слово учителя

(Домашнее задание дано накануне: прочитать рассказ, составить проблемные вопросы по рассказу).

- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение, которое возвращает нас к Великой Отечественной войне. Одна английская газета писала: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»".

- Так ли это на самом деле? Что вы можете сказать? Понравился ли вам этот рассказ?(ответы учащихся)

- У Шолохова судьба одного человека — это судьба всего народа. Судьба народа, победившего врага.Рассказ называется «Судьба человека».

- Какое слово несет логическое ударение?

Судьба. Что означает это слово? Ответы учащихся.

Где мы можем точное определение этого слова?

Тогда найдите определение… в Интернете, в словарях.

Ответы учащихся…

Работа со словарем. (Дети зачитывают.) Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («СУДЬБА - стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий».)Человек не волен выбирать себе судьбу, но способен справиться испытания судьбы.

- Итак, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы справиться с испытаниями, посланными судьбой?

Из наших размышлений, ребята, давайте вместе сформулируем тему урока …

Ответы учащихся. «Характер человека на войне».

- Какая цель вытекает из темы урока?

(Ответы школьников)

Проанализировать рассказ и понять, как человек проявляет свой характер в сложных жизненных ситуациях и сохраняет человечность, несмотря на все испытания, посланные судьбой.

- Узнать, благодаря каким качествам Андрею Соколову удалось преодолеть все испытания, посланные судьбой.

Итак, ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Записываем работы групп, фиксируем на доске(для учителя)

Сегодня мы работаем по группам. Я раздам критерии оценивания работы в группе.

  1. Работа каждого в группе
  2. Полные ответы
  3. Дополнение других групп
  4. Вопросы другим группам

Будьте внимательны! Формирующее оценивание осуществляется по 5-балльной школе. Дети сами ставят баллы своей группе.

- На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова?

(Ответы учащихся: До войны, война, после войны).

Работа по группам. Дети, сейчас я раздам каждой группе одинаковые иллюстрации: ваша задача – отобрать те иллюстрации, которые отражают эпизоды рассказа согласно вашему заданию.

  • Первая группа: Довоеннная жизнь героя.
  • Вторая группа: Война. Подвоз снарядов. Плен. Эпизод в церкви.
  • Третья группа: В лагере пленных.«Вызов к лагерфюреру Мюллеру»
  • Четвертая: Послевоенные события.

- Нужно определить, какими чертами характера обладал герой в разные периоды своей жизни. Составление кластера. Что будет ядром кластера? Черты характера Андрея Соколова.

Условие: внимательно слушать ответы групп, дополнять своими ответами. Работать согласно критериям(формирующее оценивание). После обсуждения каждая группа вывешивает свой кластер и иллюстрации, соответствующие выбранным эпизодам.

(на доску выносятся черты характера)

1 группа

- Расскажите, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?

(ответы подтверждаются зачитыванием отрывков)

Работа с текстом.

«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»

- В чем видит счастье А.Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

- Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)

Вопросы групп это группе.

Ответы других групп. (любящий муж и чуткий отец)

- Назовите черты характера А.Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).

Кластер на доске с иллюстрациями: Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.

  1. Формирующее оценивание.
  2. Работа каждого в группе
  3. Полные ответы
  4. Дополнение других групп
  5. Вопросы другим группам

2 группа

Беседа по тексту.

Сообщение ученика – исторический комментарий о пленных.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

(Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Учитель: Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

- Как Андрей Соколов оказался в плену?

- Чтение отрывка учащимся.

«Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...».

- Какой эпизод в тексте раскрывает поведение человека в бесчеловечных условиях? (эпизод в церкви)

Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.

- Кто вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение? Почему?

(позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.

- На какой важный поступок решается Соколов? Почему?

(Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

Учитель: эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Ответы других групп.

Назовите черты характера, которые проявляются у главного героя Андрея Соколова? (жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю)

Кластер на доске с иллюстрациями (жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю)

Формирующее оценивание.

3 группа

Чтение эпизода «Вызов к лагерфюреру Мюллеру».

- В чем сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).

- Как Соколов бежал из плена?

- Какими чертами характера обладает русский человек в этот сложный период?

(Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»))

Ответы других групп.

Учитель: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Кластер на доске с иллюстрациями. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку

Формирующее оценивание

4 группа

- И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но СУДЬБА дает еще одно испытание герою: он получает письмо.

- Что узнает Андрей Соколов из письма?

Зачитать отрывок.

(бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается… Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».)

- Как может повести себя человек в такой ситуации? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих.В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

- Но Соколов не озлобился…

- Какой подарок преподносит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)

Просмотр эпизода из фильма «Судьба человека».

– Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. (Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть.Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).

Ответы других групп.

Кластер с иллюстрациями. Жизнестойкость, мужество, щедрое сердце

Формирующее оценивание.

Учитель: сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.

Подведение итогов кластеров и иллюстраций у доски.

Какие же качества Андрея Соколова помогли ему остаться человеком во время страшной и жестокой войны?

Ответы учащихся.

- Какие качества характера вы бы хотели выработать у себя? Нужны ли они в современном обществе?

III. Итог

Шолохов хотел назвать рассказ «Судьба солдата», но назвал «Судьба человека»?

- Почему?

Ответы учащихся.

- Русский человек, человек несгибаемой воли… сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к тому позовет его Родина.
Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные "не одному какому-либо социальному слою, но - народу. Поэтому и рассказ называется не "Судьба солдата", а "Судьба человека".

- Благодаря каким качествам вашего характера нам удалось это?

- Какой этап урока вам понравился больше?

- Захотелось еще раз его перечитать? Просмотреть фильм?

Как вы считаете, где можно разместить результат нашей работы в школьной жизни?

Ответы учащихся.