Цели урока:
- проанализировать произведение и понять, что поведение сына по отношению к матери преступное;
- осмысление учащимися такой нравственной категории, как "сыновний долг";
- духовно-нравственное воспитание обучающихся;
- предоставление учащимся возможности для конструирования собственного знания по её пониманию;
- создание условий для самоактуализации, самореализации и самооценки обучающихся.
Планируемые результаты:
- предметные: знать содержание текста «Записка» В.П.Астафьева и уметь проводить его анализ; на основе текста создавать собственный текст;
- регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
- познавательные: поиск и выделение информации; умение работать с текстом, выделять в нем тему и основную мысль, давать характеристику героям.
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; понимать и принимать разные точки зрения или высказывать собственную точку зрения.
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать рассказ Веры Токаревой «Сыновний долг»,
- Выделить главные эпизоды рассказа.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.
Приветствие учителя.
Актуализация и систематизация субъективных знаний, выявление личностного отношения к проблеме
- Здравствуйте, ребята, добрый день всем, кто у нас в гостях!
На ваших столах лежат сложенные листки, я прошу ребят за первым столом оторвать у листков один уголок, 2-й стол – 2, а 3-й стол - 3. Разверните листки и посмотрите, что у вас получилось. Одинаковые фигуры или разные? Покажите нам! У всех разные фигуры. Вот и мы с вами все очень разные люди, не похожие друг на друга, но есть что-то, что объединяет сейчас всех нас, – это надежда, надежда на то, что у нас всё на этом уроке получится, мы с вами со всем справимся.
В жизни очень важно иметь надежду: надеяться на то, что мы со всем справимся, что друг не предаст, что родители в любой ситуации поддержат. И я думаю, каждый из вас с этим согласен.
- Как вы думаете, ребята, пожилые люди могут иметь надежду? На что они могут надеяться?
- Да, ребята, совершенно правильно, наши престарелые родители, бабушки и дедушки должны быть уверены в том, что у них есть поддержка и опора. И, конечно, это дети и внуки.
Вступительное слово
Человек рождается на свет и первый родной человек, которого он видит - это мама.
Мама, кто может быть ближе и роднее? Все связано с той, которая подарила жизнь. Все связано с матерью – это и любовь, и обида, и радость и беда, нежность и боль. Слово мама пропитано любовью и заботой. И сколько бы не было нам лет мама всегда будет любить, заботиться, переживать за нас. Не выразить словами тех чувств, которыми наполнена грудь, никакой свет не сравнится с лучиками маминых глаз, ни какой бархат не заменит ласковых теплых рук мамы. Нам всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее, светлее её жизнь.
Но бывает и так, что и мама жива, и любит не меньше, но становится не нужна своим взрослым детям, и дети стараются избавиться от нее.
Тема отношения детей к матери и матери к детям актуальна во все времена, потому что каждый человек чей-то сын или чья-то дочь. Мать и сын… Мать и дочь… - это две половинки, которые связаны с рождения, и никогда дети не должны разрывать эту связь.
Сегодня наш урок посвящён рассказу современной писательницы Веры Токаревой “Сыновний долг”, в котором главная героиня, пожилая женщина, тоже надеялась на сына…
Дома вы прочитали рассказ Веры Михайловны Токаревой «Сыновий долг».
Как вы понимаете слово долг?
(Статья словаря на экран)
Долг — это обязанность перед кем-либо или чем-либо (родиной, народом, семьёй и т.п.),«обязанность человека, освящённая его совестью» слайд
Как вы считаете, что значит сыновний долг?
Как вы понимаете слова предательство, жестокость? Слайд
(Сыновний долг — это долг детей перед родителями за то, что они их вырастили - радовались рождению, делили радости и неудачи, кормили, поили, одевали.
Также это может быть обязанность детей помогать родителям в старости). Слайд
(Это долг сына или дочери заботиться о матери, быть её опорой и поддержкой. Все мы обязаны жизнью Матери, и долг каждого из нас, сына или дочери, уважать ту, которая нас родила, благодаря которой мы живём на планете Земля.)
Давайте определим тему нашего урока ? О чем будем говорить сегодня?
(Да, все верно вы сказали )
Тема нашего урока внеклассного чтения «Предательство – наивысшая жестокость»
Какую цель мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок? (Дать нравственную оценку героям рассказа.)
Дома вы прочитали рассказ «Сыновий долг»выделили ключевые моменты в рассказе.
Как заканчивается рассказ В.Токаревой? (сын убивает свою мать предательством и равнодушием)
На сколько частей можно разделить рассказ? (На две)
О чем говорится в первой части? (о том как сын и невестка собирают мать в дом престарелых)
Как можно оценить поступок сына и невестки? (предательство)
Найдите, пожалуйста, строки как проходят сборы.
«Мама, поймите, там вам будет очень хорошо и удобно. Там медики, сиделки. Вы будете под неусыпным присмотром, - Зинаида Михайловна поправила на носу очки, и этот жест выдал тщательно скрываемое нетерпение. Перед ней на стуле с высокой спинкой сидела сгорбленная старушка в новом ярком байковом халате. Рядом с престарелой матерью в кресле, наклонившись вперед так сильно, словно в любой момент был готов вскочить, сидел Виктор Петрович. Он вторил жене:
- Мама, это прекрасное заведение, там очень уютные комнаты. Ну, мы же все давно решили, и ты была не против! К чему опять эти разговоры?»
Что чувствуется в поведении и в словах сына? (нетерпение, желание избавиться поскорее от самого родного человека)
Какие чувства проявляет сын по отношению к родной матери? (черствость, бездушие, бесчеловечность по отношению к родной матери)
Можно ли назвать сына человеком!? (Нет! Не поступают так с тем, кто подарил жизнь.)
Учитель: Драматичность чувствуется с первых строк рассказа, суета и раздражение невестки и сына, молчание матери-старушки, рождают в воображении картины, которые рвут душу. Не понять ему «родному сыну», что как бы не было хорошо в доме престарелых - и уход и забота, но это чужие люди, которые никогда не заменят родного сына.
Что чувствовала в этот момент Мария Ивановна как ей было понять и принять все, что происходит вокруг нее? Найдите в тексте строки.
«Мария Ивановна подняла на сына взгляд своих выцветших тусклых глаз, сморщенные губы шевельнулись, но так и не произнесли ни слова. Только руки задрожали сильнее, чем обычно. Что можно сказать? Как объяснить ту обиду и боль, поселившуюся в сердце?»
«Сын старался угодить, подавал одежду, обувь. Сунул в руки подожок. И вывел мать за порог своей квартиры».
Испытывал ли Виктор Петрович сыновнии чувства к матери? (Нет, он трусливо исполняет желания жены)
Как вы думаете, что происходило с сердцем матери в этот момент? (Обида и боль разрывали сердце матери на миллионы кусочков)
Как можно оценить поступок сына и невестки? (предательство)
Правильно! Мы сказали с вами, что предательство — это нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Что движет Виктором Петровичем и Зинаидой Михайловной? Почему сын, слепо и трусливо следуя указаниям жены, так жестоко и равнодушно относится к той, кто подарил ему жизнь, кто любил и лелеял?
Ответ звучит в словах самой Марии Ивановны: «… на уме лишь деньги и выгода». Равнодушный и бессердечный сын предает самого дорогого на свете человека - маму!
«... Где она не доглядела? Где упустила? Когда ее Витя превратился в сухого черствого человека, у которого на уме лишь деньги и выгода? Что они с Петей сделали не так...
Кого она корит за происходящее Мария Ивановна? (себя)
Да! Мария Ивановна ведет внутренний монолог и винит во всем себя.
Токарева рисует нам образ самого страшного человека – трусливого и равнодушного А трусость и равнодушие – это качества, которые породили жестокость и предательство.
Сколько раз в этом коротеньком рассказе Виктор предал мать? (два раза зачитайте эпизод, содержащий ответ)
«Снова вспоминала свой родной угол, из которого уехала почти год назад. Говорили, что ей, дескать, уже тяжело одной, что пожилому человеку нужна забота. Она уступила, ведь в восемьдесят шесть лет и правда нелегко приходится... Старость - не радость. Уютный дом, который они с мужем-покойником построили своими руками, вложив в него всю свою любовь, продали чужим людям.
Мария Ивановна расплакалась, когда узнала об этом. Но дело было сделано, деньги потрачены на учебу единственного внука - и она смирилась. И вот теперь ее везут в дом для престарелых... Сын везет…»
К кому мысленно обращается Мария Ивановна? (к мужу Пете)
Эх, Петя, Петя... Слава Богу, не дожил ты до этого страшного дня, когда твою Машу отдают чужим людям.» «…теперь ее везут в дом для престарелых... Сын везет.»
Зачем Вера Токарева вводит образ покойного мужа Марии Ивановны? (Таким образом, Мария Ивановна ищет защиту, он (муж) единственный, кто мог бы заступиться за неё).
«Сын везет», какие горькие слова, везет тот, кто должен был быть опорой и защитой, но забыв о долге перед матерью, в угоду жене, сам везет, безжалостно и бесчеловечно, разрывая нить, которая связывает мать и сына.
Автор пишет о том, что всю дорогу Виктор молчал, «…иногда поглядывая в зеркало на мать.»
А что мог сказать в такой ситуации сын ПРЕДАТЕЛЬ! Что мог сказать в свое оправдание безвольный, но по-прежнему родной сын.
- Как вы понимаете финальные строки?
«- Доктор, кажется, маме плохо...
- Ей не плохо, а хорошо. Умерла ваша мама...»
Да, ребята, Вера Токарева показывает трагедию старой женщины, которую предаёт сын, её сердце не выдерживает этого предательства, поэтому по дороге в Дом престарелых она умирает.
А сейчас мы познакомимся с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Записка»
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда необходимо написатьз аписку.
К такому виду общения прибегают люди в любом возрасте. Мы создаём записки и получаем их.
Писали ли Вы когда-либо записки в своей жизни?
Кому обычно пишут записку? /записку пишут друзьям, одноклассникам, родным, знакомым./
Что обычно пишут в записке? В записке пишут коротко, точно, самую суть сообщения. Она может содержать угрозу, замечание, вопрос, пустяк, ответы, приглашение, признание, сообщение./
Какие чувства у нас обычно вызывает полученная записка? /Это зависит от содержания записки, поэтому она может вызвать смех, страх, испуг, радость, волнение./
Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
Далее читается начало рассказа, выведенное на слайд: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.
Кому могла быть адресована эта записка? /Соседу, другу, знакомому, когда человек куда-то уезжает./
Как вы считаете, о ком идет речь в записке?
Речь может идти о кошке, собаке, каком-нибудь животном, потому что слово “прокорм” обозначает еду и обычно и относится к животному.
В.П.Астафьев. Записка
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но незловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы. Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
- Какие чувства вы испытали, прослушав миниатюру?
Недоумение, растерянность, грусть, боль, шок, ужас, негодование, потому что так поступить с родной матерью невозможно. Это нечеловеческое, подлое, бездушное, безразличное отношение к матери, словно к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает и быть не может.
- Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные…
О чём этот рассказ? Какова его тема? сын бросил мать на вокзале прЕдал).
Самое страшное слово в рассказе?
- Как автор относится к предательству? (Он возмущён. Так нельзя обращаться с матерью!)
Испытывали ли герои сыновние чувства к матери? Как это их характеризует? (Нет, один трусливо исполняет желания жены, предавая мать,а другой «забыл» на вокзале)
- Можно ли назвать сыновей примером для подражания? (Нет, так поступать нельзя, нарушают нравственные общечеловеческие законы)
Ребята, о чём вас заставили задуматься эти рассказы? Какой урок мы, читатели, должны извлечь из этих историй? (Две истории о матерях и их сыновьях показали нам, к чему может привести наше равнодушие к самым близким людям – отцу и матери. Никакие деньги не смогут сделать вас счастливыми. Нужно исполнять свой «сыновний» долг: любить, заботиться, помогать нашим родителям.
Звучит песня «Мама»
Заканчивая урок, я хочу обратиться к вам с таким напутствием:
- Помните, всегда помните, что Мать – творец, потому что она даёт нам жизнь. Тот, кто забывает об этом, не может быть настоящим Человеком, ибо он совершает преступление против всего живого на планете.
Помните слова великого поэта Расула Гамзатова:
Куда бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
- Мама – наш оберег, она всегда защитит, поможет в трудную минуту. Пусть она всегда в любом возрасте будет рядом с вами.
Это великое счастье – иметь возможность обнять маму и видеть её счастливые глаза.
- Пусть никогда на лицах ваших матерей не будет слёз, обид и огорчений.
- Спасибо всем за урок. Удачи вам сегодня!
Домашнее задание: прочитать:
- рассказ Ирины Курамшиной «Сыновий долг»;
- рассказ Людмилы Куликовой «Свиделись».