Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы и приемы: 1) этическая минутка, 2) синтаксический анализ, 3) схематический диктант, 4) конструирование предложений, 5) тест, 6) творческая работа;
1) коллективная работа, 2) групповая форма обучения, 3) индивидуальная, 4) в парах, 5) взаимопроверка.
Оборудование: перфокарты, тестовый материал (по уровням), таблица «Знаки препинания БСП», карточки для индивидуальной работы (для сильного уровня), информативная таблица для индивидуального пользования учащихся, мультимедиапроектор, интерактивная доска, магнитофон, репродукция картины.
Цель урока: обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них», совершенствовать практические навыки, повторить изученные орфограммы и пунктограммы, помочь учащимся усвоить грамматико-стилистическую норму употребления сложных предложений в речи; подготовка к зачету; воспитание бережного отношения к языку, родной природе.
Теоретические знания: изучение различия в структуре и семантике сложных предложений.
Практические навыки: составление предложений указанной структуры по схемам, определение структурных особенностей сложного предложения и вычерчивание схем предложений, самостоятельное определение вида придаточных СПП, умение ставить знаки препинания в БСП.
План урока
- Этическая минутка – 3 мин.
- Фронтальный опрос – 3 мин.
- Синтаксическая пятиминутка. Игра «Составь предложение» с грамматическим заданием – 5 мин.
- Схематический (графический) диктант – 5 мин.
- Конструирование сложноподчиненных предложений – 4 мин.
- Пунктуационная работа – 3 мин.
- Пунктуационный тест – 3 мин.
- Проверочная работа с перфокартой – 4 мин.
- Творческая работа (сочинение-миниатюра) – 8 мин.
- Итог урока – 1 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
II. Этическая минутка (слайд на доске)
Что такое экология?
Экология – 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; 2) раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
Определим структуру предложения: (предложение на интерактивной доске, учащийся работает с ним, строит схему)
Когда человек нарушает экологическое равновесие, он причиняет ущерб не только самому себе, но и последующим поколениям, забывая, что он несёт нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.
(Когда…), [ ],(что…) – параллельное подчинение
III. Фронтальный опрос
– Какие предложения называются сложными?
– Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?
– Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?
IV. Синтаксическая пятиминутка
Игра «Составь предложение» с грамматическим заданием:
-
Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж (человеку)
-
Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое (нужно бережно относиться)
-
Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к (к лесам)
-
К полученному предложению (Человеку нужно бережно относиться к лесам) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.
Например:- СПП: Человеку нужно бережно относиться к лесам, потому что они вырабатывают кислород (они являются лёгкими нашей планеты).
- ССП: Человеку нужно бережно относиться к лесам, а иначе он погубит своего верного друга.
- БСП: Человеку нужно бережно относиться к лесам: они вырабатывают кислород.
-
Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.
V. Схематический (графический) диктант
1 уровень Учащиеся записывают предложения в тетради, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания и чертят схемы, один уч-ся – у интерактивной доски |
2 уровень По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение |
|
1. | Леса это исполинские л..боратории которые вырабатывают кисл..род и улавливают ядовитые газы и пыль. [ ], (которые …) – СПП с придаточным определительным. |
[ ], (когда) |
2. | Места где уничтожен лес подв..ргаются ж...стоким размывам от талых вод и д..ждей. [, (где…), ] – СПП с придаточным определительным. |
[ ], и [ ]. |
3. | Невозможно перечислить все бе..ствия какие н..сёт истребление лесов. [ ], (какие…) – СПП с придаточным определительным. |
[ , (хотя ), ] |
4. | Кому прих..дилось дышать прогретым со..нцем воздухом сосновых лесов тот вспомнит уд..вительное состояние радости и силы, охватывающее нас. (Кому…), [ ] – СПП с придаточным изъяснительным. |
[ ] – [ ]. |
Проводится взаимопроверка по ответам на слайде
VI. Конструирование предложений
1 уровень – к первому предложению подберите придаточные, постройте схему: |
2 уровень – постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных: | |
1. | а) Которые никогда не забываются. б) Которые надолго определяют его поведение. в) В жизни каждого человека бывают случаи. |
а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо. б) Учёными установлено. в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади. |
Ответ: в, а, б [ ], (которые…), (которые). – однородное подчинение |
Ответ: б, а, в, [ ], (что…), (чтобы…). – последовательное подчинение |
|
2. | а) Где природа ярче наших полей и лугов. б) В мире есть страны. в) Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. |
а) Люди поняли свою ошибку. б) Многие из которых токсичны. в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ. |
Ответ: б, а, в [ ], (где…), [ но…] – сложное с разными видами связи |
Ответ: в, б, а (Когда…), (из которых…), [ ]. – последовательное подчинение |
Проводится взаимопроверка по ответам на слайде.
VII. Пунктуационная работа
(на отдельных листочках отпечатаны задания, которые выполняются прямо на бланках)
Задание: 1 уровень
Найти сложные предложения, расставить знаки препинания:
-
- Целый день трудился и пел жаворонок чтобы люди работали веселее.
- Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.
- Миша хорошо знал что он делает.
- Города мы строить будем чтоб века они стоять могли.
- Днём и ночью шумят и бьются волны о скалы морские.
-
- Прошла про Жилина молва что он мастерит славно.
- Ваня нашёл на дороге пушистые листья и положил их под сосенку.
- Хвойные деревья учёные называют вечнозелёными потому что они на зиму не сбрасывают свою хвою.
- Солнце уже скрывалось за морем когда Наташа спускалась к площадке.
- Нарядные снежинки весело кружились в танце и ложились на поля, на леса.
2 уровень.
-
- С боков дорожки кустами росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.
- Капли дождя редко застучали и зашлёпали по лужам.
- В другой костёр дед положил сухие поленья чтобы они горели всю ночь.
- Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.
- Тут старик закричал девочке чтобы она остановилась.
-
- Люди победят войну если они объединятся в борьбе за мир.
- В траве по опушкам сидят крепкие боровики и манят к себе.
- Солнце вставало рано и усердно светило всем людям.
- Синицы сидели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.
- Поднялось над лесом яркое солнце и разогнало туман.
-
- Специальный прибор показывает что самолет летит верно.
- Утром я увидел что выпал снег.
- Я закричал чтобы она остановилась.
- Егорка окликнул трактористов и передал им письмо.
- Мы посмотрели в узкую полоску воды и увидели на дне блестящий предмет.
VIII. Пунктуационный тест
(по уровням, выполняется на специальных листочках)
1 уровень: 4 предложения: укажите номера предложений, в которых следует поставить точку с запятой.
- Приют певца угрюм и тесен и на устах его печать.
- Мы упали на землю разом и во мгле продолжался бой.
- Пустыня внемлет богу и звезда с звездою говорит.
- По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел и месяц и звезды и тучи толпой внимали той песне святой.
2 уровень: 5 предложений: укажите номера СПП, в которых следует поставить запятую перед союзом И.
- От ветра дрожали стекла и громыхала железная крыша.
- Ласточки пропали а вчера с зарёй всё грачи летали да как сеть мелькали вон за той горой.
- На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги и вздрагивали речные лилии потревоженные веселой рыбой.
- Ниловна улыбалась пожимала руки кланялась и хорошие светлые слёзы сжимали горло.
- Богаты мы ошибками отцов и поздним их умом и жизнь уж нас томит как ровный путь без цели как пир на празднике чужом.
IX. Работа с перфокартой
Определить вид предложения.
Условные обозначения вписываются в прорези перфоконверта.
- Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике. – СПП
- Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. – СПП
- А мы взрываем в одуванчике бомбы! – ПП
- Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. – ПП
- Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. – СРВС
- И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира. – ПП
- Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни. – БСП
- Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков. – СПП
- Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее. – БСП
- ПП – простое предложение
- СПП – сложноподчиненное предложение
- ССП – сложносочиненное предложение
- БСП – бессоюзное сложное предложение
- СРВС – сложное с разными видами связи
X. Творческая работа (сочинение-миниатюра)
Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:
- «Экологическая проблема на планете Земля».
- «Покорять планету или сотрудничать с ней».
- «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».
Опорные слова (на доске): любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.
Словарь на доске:
Экология – 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; 2) раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
Созерцать – рассматривать, пассивно наблюдать.
Звучит фоновая музыка, идут слайды с видом природы.
(Пока учащиеся пишут творческую работу, учитель проверяет перфокарты и сообщает результаты. А тем, кто допустил ошибки, советует дома повторить материал:
- ССП – параграф 5
- СПП – параграфы 6-9
- БСП – параграфы 10-12
- СРВС – параграф 13)
Прослушать несколько сочинений миниатюр.
XI. Итог урока – 1 мин.
XII. Домашнее задание – 1 мин.
Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:
- вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
- определить стиль текста;
- определить тип речи.
Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.
Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.