Сложные предложения и знаки препинания в них

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Методы и приемы: 1) этическая минутка, 2) синтаксический анализ, 3) схематический диктант, 4) конструирование предложений, 5) тест, 6) творческая работа;
1) коллективная работа, 2) групповая форма обучения, 3) индивидуальная, 4) в парах, 5) взаимопроверка.

Оборудование: перфокарты, тестовый материал (по уровням), таблица «Знаки препинания БСП», карточки для индивидуальной работы (для сильного уровня), информативная таблица для индивидуального пользования учащихся, мультимедиапроектор, интерактивная доска, магнитофон, репродукция картины.

Цель урока: обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них», совершенствовать практические навыки, повторить изученные орфограммы и пунктограммы, помочь учащимся усвоить грамматико-стилистическую норму употребления сложных предложений в речи; подготовка к зачету; воспитание бережного отношения к языку, родной природе.

Теоретические знания: изучение различия в структуре и семантике сложных предложений.

Практические навыки: составление предложений указанной структуры по схемам, определение структурных особенностей сложного предложения и вычерчивание схем предложений, самостоятельное определение вида придаточных СПП, умение ставить знаки препинания в БСП.

План урока

  1. Этическая минутка – 3 мин.
  2. Фронтальный опрос – 3 мин.
  3. Синтаксическая пятиминутка. Игра «Составь предложение» с грамматическим заданием – 5 мин.
  4. Схематический (графический) диктант – 5 мин.
  5. Конструирование сложноподчиненных предложений – 4 мин.
  6. Пунктуационная работа – 3 мин.
  7. Пунктуационный тест – 3 мин.
  8. Проверочная работа с перфокартой – 4 мин.
  9. Творческая работа (сочинение-миниатюра) – 8 мин.
  10. Итог урока – 1 мин.
  11. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

II. Этическая минутка (слайд на доске)

Что такое экология?

Экология – 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; 2) раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

Определим структуру предложения: (предложение на интерактивной доске, учащийся работает с ним, строит схему)

Когда человек нарушает экологическое равновесие, он причиняет ущерб не только самому себе, но и последующим поколениям, забывая, что он несёт нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.

(Когда…), [ ],(что…) – параллельное подчинение

III. Фронтальный опрос

– Какие предложения называются сложными?

– Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?

– Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?

IV. Синтаксическая пятиминутка

Игра «Составь предложение» с грамматическим заданием:

  1. Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж (человеку)

  2. Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое (нужно бережно относиться)

  3. Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к (к лесам)

  4. К полученному предложению (Человеку нужно бережно относиться к лесам) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.
    Например:

    • СПП: Человеку нужно бережно относиться к лесам, потому что они вырабатывают кислород (они являются лёгкими нашей планеты).
    • ССП: Человеку нужно бережно относиться к лесам, а иначе он погубит своего верного друга.
    • БСП: Человеку нужно бережно относиться к лесам: они вырабатывают кислород.
  5. Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.

V. Схематический (графический) диктант

  1 уровень
Учащиеся записывают
предложения в тетради, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания и чертят схемы, один уч-ся – у интерактивной доски
2 уровень
По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение
1. Леса это исполинские л..боратории которые вырабатывают кисл..род и улавливают ядовитые газы и пыль.
[ ], (которые …) – СПП с придаточным определительным.
[ ], (когда)
2. Места где уничтожен лес подв..ргаются ж...стоким размывам от талых вод и д..ждей.
[, (где…), ] – СПП с придаточным определительным.
[ ], и [ ].
3. Невозможно перечислить все бе..ствия какие н..сёт истребление лесов.
[ ], (какие…) – СПП с придаточным определительным.
[ , (хотя ), ]
4. Кому прих..дилось дышать прогретым со..нцем воздухом сосновых лесов тот вспомнит уд..вительное состояние радости и силы, охватывающее нас.
(Кому…), [ ] – СПП с придаточным изъяснительным.
[ ] – [ ].

Проводится взаимопроверка по ответам на слайде

VI. Конструирование предложений

  1 уровень – к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:
2 уровень – постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:
1. а) Которые никогда не забываются.
б) Которые надолго определяют его поведение.
в) В жизни каждого человека бывают случаи.
а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.
б) Учёными установлено.
в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.
Ответ: в, а, б
[ ], (которые…), (которые). – однородное подчинение
Ответ: б, а, в,
[ ], (что…), (чтобы…). – последовательное подчинение
2. а) Где природа ярче наших полей и лугов.
б) В мире есть страны.
в) Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.
а) Люди поняли свою ошибку.
б) Многие из которых токсичны.
в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.
Ответ: б, а, в
[ ], (где…), [ но…] – сложное с разными видами связи
Ответ: в, б, а
(Когда…), (из которых…), [ ]. – последовательное подчинение

Проводится взаимопроверка по ответам на слайде.

VII. Пунктуационная работа

(на отдельных листочках отпечатаны задания, которые выполняются прямо на бланках)

Задание: 1 уровень

Найти сложные предложения, расставить знаки препинания:

    1. Целый день трудился и пел жаворонок чтобы люди работали веселее.
    2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.
    3. Миша хорошо знал что он делает.
    4. Города мы строить будем чтоб века они стоять могли.
    5. Днём и ночью шумят и бьются волны о скалы морские.
    1. Прошла про Жилина молва что он мастерит славно.
    2. Ваня нашёл на дороге пушистые листья и положил их под сосенку.
    3. Хвойные деревья учёные называют вечнозелёными потому что они на зиму не сбрасывают свою хвою.
    4. Солнце уже скрывалось за морем когда Наташа спускалась к площадке.
    5. Нарядные снежинки весело кружились в танце и ложились на поля, на леса.

2 уровень.

    1. С боков дорожки кустами росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.
    2. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по лужам.
    3. В другой костёр дед положил сухие поленья чтобы они горели всю ночь.
    4. Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.
    5. Тут старик закричал девочке чтобы она остановилась.
    1. Люди победят войну если они объединятся в борьбе за мир.
    2. В траве по опушкам сидят крепкие боровики и манят к себе.
    3. Солнце вставало рано и усердно светило всем людям.
    4. Синицы сидели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.
    5. Поднялось над лесом яркое солнце и разогнало туман.
    1. Специальный прибор показывает что самолет летит верно.
    2. Утром я увидел что выпал снег.
    3. Я закричал чтобы она остановилась.
    4. Егорка окликнул трактористов и передал им письмо.
    5. Мы посмотрели в узкую полоску воды и увидели на дне блестящий предмет.

VIII. Пунктуационный тест

(по уровням, выполняется на специальных листочках)

1 уровень: 4 предложения: укажите номера предложений, в которых следует поставить точку с запятой.

  1. Приют певца угрюм и тесен и на устах его печать.
  2. Мы упали на землю разом и во мгле продолжался бой.
  3. Пустыня внемлет богу и звезда с звездою говорит.
  4. По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел и месяц и звезды и тучи толпой внимали той песне святой.

2 уровень: 5 предложений: укажите номера СПП, в которых следует поставить запятую перед союзом И.

  1. От ветра дрожали стекла и громыхала железная крыша.
  2. Ласточки пропали а вчера с зарёй всё грачи летали да как сеть мелькали вон за той горой.
  3. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги и вздрагивали речные лилии потревоженные веселой рыбой.
  4. Ниловна улыбалась пожимала руки кланялась и хорошие светлые слёзы сжимали горло.
  5. Богаты мы ошибками отцов и поздним их умом и жизнь уж нас томит как ровный путь без цели как пир на празднике чужом.

IX. Работа с перфокартой

Определить вид предложения.

Условные обозначения вписываются в прорези перфоконверта.

  1. Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике. – СПП
  2. Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. – СПП
  3. А мы взрываем в одуванчике бомбы! – ПП
  4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. – ПП
  5. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. – СРВС
  6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира. – ПП
  7. Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни. – БСП
  8. Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков. – СПП
  9. Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее. – БСП

  • ПП – простое предложение
  • СПП – сложноподчиненное предложение
  • ССП – сложносочиненное предложение
  • БСП – бессоюзное сложное предложение
  • СРВС – сложное с разными видами связи

X. Творческая работа (сочинение-миниатюра)

Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:

  1. «Экологическая проблема на планете Земля».
  2. «Покорять планету или сотрудничать с ней».
  3. «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».

Опорные слова (на доске): любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.

Словарь на доске:

Экология – 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; 2) раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

Созерцать – рассматривать, пассивно наблюдать.

Звучит фоновая музыка, идут слайды с видом природы.

(Пока учащиеся пишут творческую работу, учитель проверяет перфокарты и сообщает результаты. А тем, кто допустил ошибки, советует дома повторить материал:

  • ССП – параграф 5
  • СПП – параграфы 6-9
  • БСП – параграфы 10-12
  • СРВС – параграф 13)

Прослушать несколько сочинений миниатюр.

XI. Итог урока – 1 мин.

XII. Домашнее задание – 1 мин.

Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:

  1. вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  2. определить стиль текста;
  3. определить тип речи.

Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.

Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.

Рецензия, Презентация.