Урок литературы в 11-м классе. «Это ветер с красным флагом…». События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока «Двенадцать и картине Б.Кустодиева «Большевик»)

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: А.А. Блок, А.Блок «Двенадцать», Б.Кустодиев


Цели:

Образовательная:

  • Через восприятие и анализ произведений искусств научить соотносить тему и основную мысль произведений.
  • Учить понимать смысл и роль художественных средств, с помощью которых поэт и художник выражает свое отношение к изображаемому.
  • Отрабатывать навык грамотно выстраивать собственное высказывание и выражать свое отношение к прочитанному и увиденному.
  • Подвести учащихся к авторскому пониманию революционных событий 1917 года через мироощущение поэта и художника.

Развивающая:

  • Развивать коммуникативную культуру речевого поведения.
  • Развивать образное мышление.
  • Обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к произведениям искусства.
  • Воспитывать культуру общения.

Оборудование урока:

  • Карточки с заданиями
  • Репродукция картины Б.Кустодиева «Большевик».
  • Иллюстрация неизвестного автора.
  • Портреты Блока и Кустодиева.
  • Алгоритм устного ответа
  • Толковые словари (по необходимости).

Ведущая педагогическая идея урока:

  • Через задания - включенность в содержание материала.
  • Через деятельность- освоение информации.
  • Через подачу материала - положительные эмоции.
  • Через работу в группе - самопознание, коммуникативная культура.

Словарь урока:

  • Термины общие: тема, идея, композиция. Средства художественной выразительности, настроение, колорит, символы, контраст.
  • Поэма: главные герои, движение, эпитеты, сравнения, просторечия.
  • Картина: формат пространство, линия горизонта, смысловой центр, симметрия, динамика, контраст.
  • Формы работы учителя: организация работы в группах, комментирование выступлений учащихся, выдача классного и домашнего задания.
  • Формы работы учащихся: поиск ответа, решение, анализ выразительных средств, работа с терминами, выступление с собственной речью, рефлексия собственной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Слово учителя. Как-то однажды Б.Пастернак написал: «Что значит понимать поэзию? Это значит понимать жизнь. Иначе ложная глубина». Эту мысль можно продолжить: не только поэзия помогает нам лучше понять мир. Ведь все виды искусства: и проза, и скульптура, и музыка, и живопись - влияет на наше отношение к жизни. Сегодня мы в этом можем убедиться. Наш урок мы посвящаем анализу двух знаковых произведений искусства: поэме А.Блока «Двенадцать» и картине Б. Кустодиева «Большевик». Нам всем сегодня предстоит составить представление об очень важном событии 20 века - революции 1917 года, которое все чаще называют переворотом. Откроем толковый словарь и прочитаем определение слова «революция» - это коренной переворот в жизни общества, связанный со сменой общественного и политического строя.

Какое точное, сухое определение.

А вот поэт Блок и художник Кустодиев представили нам свое видение этого грозного события. Итак, цель нашего урока - понять революционные события 1917 года через мироощущения поэта и художника.

Форма проведения нашего урока - урок-исследование с выходом на устное и письменное высказывание. Работать будем в группах.

1 группа. Представляет материал о том, как создавались произведения поэта и художника.

(каждый учащийся из группы (группы постоянные) собирает материал самостоятельно, на уроке в группе делятся впечатлениями, найденными сведениями, составляют общее устное высказывание)

2 группа. Выявление эмоционального уровня:

  • Какое впечатление производит произведение?
  • Какое настроение передают авторы?

3 группа. Понимание предметного уровня.

  • Какова тема произведения?
  • Где происходят события?
  • Кто главный герой произведения?
  • Как автор изображает внешность и внутренний мир героев?
  • Какими художественными средствами автор выделяет главное?
  • Авторы - участники или наблюдатели?

Возможные ответы учеников

Тема блоковской поэмы - революция 1917 года. События происходят в революционном Петрограде. Главные герои произведения - двенадцать красноармейцев, которые патрулируют по городу. Кто они эти герои?

(Используют текст поэмы «Двенадцать»)

Блок нисколько не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. С одной стороны, это люди, видящие свой высокий революционный долг в борьбе с невидимым врагом ("Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!") и готовые его исполнить. С другой - в их психологии отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы».

Работа над образами 12 красногвардейцев

С одной стороны, предпочли суровый путь, о себе не думают, готовы буйну голову сложить, бесстрашие перед стихией, в рваных пальтишках в стужу, в глазах Блока они апостолы нового мира.

НО: без креста, им бы на спину бубновый туз, убийство Катьки, грабежи, черная злоба - сомнение Блока в нравственных началах революции.

С одной стороны, хвалебная песня в честь Красной гвардии.

С другой стороны, автор делает главными героями чуть ли не уголовников. В конце поэмы красногвардейцы не знают, куда идут, палят во все стороны, погибают невинные люди.

Вывод: свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать - трансформируются в стихию вседозволенности. В крови 12 дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй. На протяжении всей поэмы красноармейцы идут «без креста» в душе, без веры, без Бога.

Образ Христа, завершающий поэму, многим критикам и литературоведам казался случайным и неуместным.

Работа над образом Христа

Образ Христа, завершающий поэму, многим критикам и литературоведам казался случайным и неуместным. Да и сам автор скептически относился к этому образу. Образ Христа в поэме "Двенадцать" многогранен: Христос как символ революционера, Христос как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий сжигающий Христос, Христос-сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист. Думается, что все эти по-своему остроумные допущения уводят от главного. Главное же заключается в том, что образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Но и это нельзя понимать однобоко: те самые двенадцать, идущие по улице и творящие беззаконие, убивающие простых людей также ассоциируются с Христом, и тогда образ Христа не может стать святым и нельзя говорить об оправдании революции.

На партах карточки с высказываниями об образе Христа. Ребята анализируют, выбирают, какое им ближе.

  1. Блок: «Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал себе: «К сожалению, Христос» что Христос идет перед ними, несомненно. Дело не в том, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого»
  2. Долгополов: «Христос в поэме - антитеза псу, как воплощению зла, центральному знаку старого мира - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости»
  3. Горелов: «Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не благословлял революцию этим атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность».
  4. Борис Соловьёв так понимал образ Христа: «Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда "загнан и забит", несущий с собою "не мир, но меч" и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Это Христос - воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму».

По картине «Большевик»

Герой картины Кустодиева - большевик с красным знаменем в руках.

Именно в этом образе художник выражает стихийный народный бунт. В то же время вооруженная масса людей создает ощущение бесконтрольности революционного процесса. Заставляет обратить на себя внимание суровый взгляд исполина, направленный сквозь стоящую на его пути церковь. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги.

Большевик шагает над городом, за ним вьется уходящее в бесконечную даль алое, как огонь, знамя революции. А внизу такой же бесконечный, монолитный поток людей. Картина полна революционного пафоса.

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. В картине «Большевик» мастер хотел выразить «чувство стихийного в большевизме». Для этого он прибегает к гротеску. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными шагами.

Работа над образом автора

Образ автора «Двенадцати» - сквозной в поэме. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут 12 человек, это он увидел и плакат об Учредительном собрании, и старушку, и буржуя, и всех остальных героев поэмы. Это он услышал крики, выстрелы, погоню за Ванькой, потом разговор Петрухи со своими товарищами, его исповедь. В начале поэмы автор восторгается тем, что происходит вокруг, нет ненависти в зарисовках первой главы, а только ирония, насмешка, а от того, что совершается, идет настроение бесшабашности, упоение, свободой. Но постепенно отношение автора к происходящему меняется. На улице разыгралась страшная вьюга, не видно пути. Куда идти? По всей видимости, автор сомневается в очистительной силе революции. Таким образом, автор поэмы - активный участник событий, происходящих в революционном городе.

Отношение Кустодиева к революции можно прочитать по тому, как строит свою картину художник: на переднем плане картины мы видим огромную фигуру рабочего с красным (а может, как и у Блока, с кровавым) флагом. Он довлеет над всем, что изображено на картине; здания по сравнению с человеком совсем маленькие, и это говорит о том, что главное для Кустодиева показать того, кто совершил революцию. У рабочего суровое лицо: времена очень трудные и тяжелые, и думать нужно в первую очередь о судьбе страны, о тех, кто на протяжении многих лет был унижен и оскорблен. Красный флаг развевается на ветру как символ свершившейся победы над самодержавием. Эта картина выражает состояние неоднозначности. Композиционные и цветовые решения, используемые автором полотна, усиливают это впечатление. С одной стороны, Кустодиев показывает грандиозный масштаб происходящих событий. Стихийный народный бунт художник выражает в символическом образе большевика со знаменем в руках, возвышающегося над городом. В то же время вооруженная масса людей создает ощущение бесконтрольности революционного процесса. Заставляет обратить на себя внимание суровый взгляд исполина, направленный сквозь стоящую на его пути церковь. Тени, на слегка померкшем снегу, усиливают состояние тревоги.

4 группа

Анализ композиции и сюжета.

  1. Как развивается сюжет?
  2. Попробуйте пересказать.
  3. Какова композиция произведения?
  4. Какова главная мысль произведения?
  5. К чему прибегает автор, чтобы мы поняли его замысел?

О композиции

1.12 глав

2. Композиционный прием - постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша ("Вперед, вперед, рабочий народ!"), и частушки ("Эх, эх, попляши! Больно ножкихороши!», и романса («Не слышно шума городского», и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»)

3.Совмещение реального и символического планов. С одной стороны, как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую Блок воспринял как стихию.

4.Кольцевая композиция поэмы: 1 и 12 главы соотнесены между собой. В 1 главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, ветер -
На всем белом свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени)лозунг «Вся власть Учредительному собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, буржуй, поп и другие. В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает сужаться . Причем сужается не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое.

5. Заключительная сцена как антитеза, данная в 1 главе («Черный ветер. Белый снег.»)

6. Композиционным центром поэмы являются 6 и 7 главы. В 6 главе происходит убийство Катьки.

Композиция картины «Большевик»

Кустодиев с первых дней революции активно включился своим творчеством в ряды художников, принявших Октябрь.

Его холсты "Степан Разин", "Большевик", "Праздник II конгресса Коминтерна" и многие другие, написанные в первые годы Советской власти, сегодня считаются классикой. А его знаменитый "Большевик" по своей героической приподнятости и великолепной символике неповторим и, пожалуй, является одним из лучших пластических воплощений революции за все прошедшие годы. "Большевик" - картина, украшающая сегодня экспозицию Третьяковской галереи. Одно из самых первых и, пожалуй, самых лучших полотен, рисующих нового хозяина Руси - народ, свершивший Великий Октябрь. Композиция по состоянию пейзажа как бы продолжает "Февраль 17-го года". Зима, снег, солнце, синие тени. Но насколько изменилось качество движения в картине: вместо стихийного порыва "Февраля" - чеканный шаг миллионной толпы, забившей до отказа улицы города. Во главе народа, выше домов и звездных глав церквей - рабочий, несущий гигантский пунцовый стяг. На картине показан город. Изображена церковь, на переднем плане, большие строения, жилые дома. Все улицы города забиты толпами людей. Они везде. Виден какой-то хаос, все люди в панике. А в центре всего происходящего изображен большой человек, даже великан, с красным, разлетающимся во все стороны флагом. Он идет своими большими шагами и его совсем не беспокоит, что творится вокруг. А вот церковь, оказавшаяся по ходу движения, является преградой, олицетворяющую власть царя. Но для великана это не такая уж преграда, ему достаточно переступить через это строение, решительности не занимать. Да и этот главный герой картины не одинок, вокруг него много таких же людей, объединенных общей идеей. Большевик на полотне выступает в роли руководителя, ведущего за собой толпу. Флаг, ярко-красного, революционного цвета, кажется, окутывает все дома и накрывает толпящийся народ. На его фоне все кажется тусклым и увядающим.

Этой картиной Борис Кустодиев показывает свое видение революционного переворота. Он сам был очевидцем той лихорадки, которая захватила Россию в те годы. Холод, голод и отчаяние были спутниками тогдашнего народа. Автор изобразил большевизм как разрушительную силу с помощью большого человека с красным флагом. Так он хотел выразить свою мысль происходящего.

5 группа. Понимание символического значения произведений.

  1. Охарактеризуйте символику произведения.
  2. Как название произведения соотносится с его сюжетом и символикой?

Символика поэмы «Двенадцать»

  1. Ветер, вьюга, снег - стихия, всемирный масштаб событий.
  2. Двенадцать красноармейцев - двенадцать апостолов Христа?
  3. Буржуй, барыня, поэт-вития - самые простые образы, представители старого мира.
  4. Пес безродный - символ старого мира.
  5. Иисус Христос - спорный образ (символ справедливости? символ искупления грехов? символ народной правды?)
  6. Символика цвета: черный, белый, красный.
    Черный - темное начало, хаос, непредсказуемые стихийные порывы в человеке, нередко у Блока - пустота, бездуховность.
    Белый набирает силу, сочетается с красотой жемчуга и роз. Так выражена мечта поэта о преображении мира.
    Красный - кровавый, обагренный кровью борьбы и насилия.

Символика картины «Большевик»

  1. Символична фигура большевика огромных размеров - символ победы над старым строем.
  2. Флаг - символ пролитой крови за свободу и счастье народа.
  3. Сплошной людской поток внизу - символ масштабности происходящего (или символ бесконтрольности происходящих событий?)
  4. Церковь - символ старого отжившего мира (большевик идет как будто сквозь нее)

(По ходу выступлений учащихся учителем делаются комментарии, уточнения в устном высказывании, задаются наводящие вопросы, если ответ нуждается в дополнении, корректировке. Каждый руководитель группы сдает учителю оценочный лист, где отмечен вклад каждого члена группы в общий ответ).

Рефлексия. Что показалось самым трудным? Что больше всего впечатлило? Что больше всего вызвало споров? Что хотелось бы узнать еще о творчестве названных авторов?

3. Подведение итогов. Объявление оценок

Таким образом, и Александр Блок, и Борис Кустодиев показали свое понимание революционных процессов в России. И тот, и другой, показывая масштаб свершившегося, не отрицают грандиозности событий, не могут не оценить самопожертвование тех, кто отдал или может отдать свою жизнь за правое дело революции. Но, как показал анализ этих произведений, и читатель поэмы, и созерцатель картины чувствует некоторую тревогу за будущее страны и ее народ, есть что-то пугающее и в революции Блока, и в революции Кустодиева.

Домашнее задание. Написать сочинение по поэме А.Блока «Двенадцать» или по картине Б.Кустодиева «Большевик».