Цель урока:
- Познакомить учащихся с творчеством Ф. Сологуба как одного из ярких представителей поэзии Серебряного века.
- Работать над совершенствованием навыка анализа поэтического текста.
Эпиграф на доске:
Противен яркий свет очам больной души,
Люблю я темные таинственные сказки.
Д. С. Мережковский
Урок начинается с нескольких вопросов по повторению особенностей поэтики символизма, затем краткое сообщение о Ф.Сологубе, его творческом пути. После этого звучит стихотворение.
В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег,
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.
Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала: “Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь.
Этот камень все на шее ты носи
И другого талисмана не проси.
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.
Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь”.
Вариант урока для классов со слабым уровнем подготовки.
Урок строится на основе фронтальной беседы.
Особая интонация, атмосфера таинственности уже при первом чтении завораживают читателя, и потому естественно начать с вопроса о том, какими средствами создает автор ощущение тайны.
“Тихий вечер”, “в тихой мгле”, “на распутьи двух дорог”… Фон, на котором разворачивается действие… Не здесь ли начинается нечто необъяснимое, таинственное, чему одно название – волшебство? Помните, в русских народных сказках в важный, переломный момент жизни герой оказывается на перепутье у вросшего в землю камня: “Налево пойдешь… направо пойдешь… прямо пойдешь…” А если еще колдунья шепчет “чародейные слова”, находит “багряный камень” (не какой-нибудь, а багряный, так и кажется, что он светится “в тихой мгле” таинственным светом, иначе как же его можно отыскать?) невольно проникаешься атмосферой чародейства. Кстати, можно поговорить и об ассоциациях к слову “багряный” (темно-красный, багровый, похожий на кровь, “как уголек от костра в темноте”…). Обращаем внимание и на повтор слова “тихий”: “в тихий вечер” – летний, теплый, безветренный вечер, когда все замирает в ожидании ночи, засыпает; “в тихой мгле” – в темноте, ночью, когда мгла разлилась по земле, ничего не видно и не слышно, любой звук, даже шорох, воспринимается не так, как днем. Повтор усиливает впечатление тайны, но и создает “зримую картину” непроглядной темноты.
Символисты всегда придавали большое значение музыке стиха. В этом стихотворении обращает на себя внимание и особый ритм, напоминающий не то заговор, не то былину. Интересны наблюдения за размером стиха. Стихотворение написано шестистопным хореем, редким для поэзии Серебряного века. Строки довольно длинные. Рифмы смежные, точные – такое ощущение, что автор намеренно их использует, чтобы усилить эффект ведовского слова колдуньи, создать интонацию повествования, напевности, даже некоторой монотонности, которая усиливается многочисленными пиррихиями, особенно в следующих строках:
Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала…
Обратим внимание и на использование разговорных слов и оборотов речи в стихотворении: “на распутьи двух дорог”, “подстерег”, “проклятых вражьих сил”, “чуть жива”, “все на шее ты носи”…
Следует отметить также анафору в этих строках (повторяющийся союз при однородных сказуемых), благодаря которой еще в большей степени создается эффект заговора, завораживания читателя словом, что было свойственно символистам вообще и Ф. Сологубу в особенности: “…стояла…// И шептала… // И искала… // И нашла… // И сказала…”.
Для чего же автор создает атмосферу таинственности? Обратимся к сюжету стихотворения. Перед нами, безусловно, лиро-эпическое произведение, так как автору важна событийная сторона. Повествование ведется от первого лица. Автор намеренно максимально приближает лирического героя и читателя, делая их собеседниками, создавая тем самым атмосферу доверительности:
В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег…
Обратим внимание: “подстерег”! Не случайно встретил, даже не поджидал, а подстерег, как подстерегают добычу! И теперь понятно, почему колдунья “стояла чуть жива”, - видимо, на такой шаг человек может решиться только в крайнем случае, когда готов на все, ведь во все времена к колдуньям, ведьмам и прочим людям, вступающим в контакт с нечистой силой, было отношение особое. Уже в следующей строке тому подтверждение:
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.
Вам это ничего не напоминает? Конечно! Известный сюжет: герой ради своей идеи, страсти готов продать душу дьяволу. Об этом мы читали и в художественной литературе, и в фольклорных произведениях. Какая же страсть привела лирического героя на эту роковую встречу? Какого “чародейства” он добивается? Снова обращаемся к тексту. Ответ находим в словах не лирического героя, а колдуньи:
…Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, не захочешь, не умрешь…
Только жить, все жить ты будешь без конца…
Ну что ж, вполне понятное желание. Кто из нас не думал о том, как бы прожить подольше, а еще лучше – вечно. Эта проблема волновала человечество во все времена, пытались ее решить и средневековые алхимики, и философы, и современные ученые. Сколько сказок об этом, сколько литературных произведений! Идея бессмертия кажется такой привлекательной! Что же по этому поводу мы читаем в стихотворении Федора Сологуба?
Этот камень все на шее ты носи
И другого талисмана не проси.
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.
“Только жить, все жить”, но при этом ни счастья, ни удачи, ни любви не будет… А нужна ли такая жизнь? Попробуйте “примерить на себя” этот вариант. Думается, многие, если не большинство, откажутся от такой возможности – жить вечно. Повтор в этой строке усиливает впечатление невыносимой тоски хоть и вечной, но безрадостной жизни. И колдунья знает, что “жить …без конца” человек не сможет – не захочет… Но тогда счастьем для него станет другое – смерть:
Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.
Получается, бессмертие – несвобода, иго, которое человек стремится сбросить, а смерть, на которую человек идет по собственной воле, - проявление свободы. Здесь мы видим возвеличивание смерти как проявления свободы, воли, ведущей к освобождению, - теперь уже от земных чар. (Эта мысль требует развернутого комментария. Ф. Сологуб был одной из выразительных фигур символизма, его часто называли русским Бодлером, вырастившим в своем творчестве самобытные “цветы зла” (считалось, что его поэтические славословия смерти вызвали в России начала XX века волну самоубийств). Ведущим мотивом творчества Ф. Сологуба была борьба прекрасной мечты, “сказки” и действительности, яви - грубой, пошлой, жестокой. Сологуб воспевал смерть как освободительницу от пут пошлости, прославлял всемогущество творческой личности, способной силой своего воображения создать целый мир.)
Нужно обратить внимание и еще на один традиционный для мировой литературы мотив. Судьба человека нередко ассоциировалась с нитью, которую прядут богини судьбы, и, если эту нить оборвать, наступит смерть. В стихотворении Федора Сологуба веревка, на которой висит талисман, - та же нить судьбы, которую можно в любой момент оборвать, только сделать это герой может сам, по своему свободному выбору. В трактовке этого мотива мы тоже можем увидеть эстетизацию и прославление смерти, свойственные не только для Ф. Сологуба, но и для всего пессимистического мировоззрения русских и зарубежных декадентов.
Попробуем посмотреть, как соотносится с идейным содержанием стихотворения его организация на других уровнях.
Заключенный в стихотворении смысл реализуется сначала на фоне вполне конкретном: “в тихий вечер”, “на распутьи двух дорог” – пространство и время определено достаточно точно, даже реально. Но с появлением колдуньи конкретность исчезает: камень она ищет уже “в тихой мгле”, которая заполняет пространство вокруг, время и окружающий мир растворяются в ней, перестают существовать. Камень колдунья находит “на земле”, но это уже не та земля, которую мы видим под ногами (много ли увидишь “в тихой мгле”?), это уже земля в космических масштабах. Время в речи колдуньи тоже трансформируется в вечность: “…только жить, все жить ты будешь без конца…”. Именно к вечности стремился в начале стихотворения лирический герой, но теперь рядом возникает “скучно”, и бесконечная, вечная жизнь теряет свою привлекательность, а на первый план выходят ВОЛЯ и СМЕРТЬ.
Посмотрим на строфику этого стихотворения. Оно состоит из 16 строк. Казалось бы, его можно разделить на четыре катрена, тем более, что смежная рифма к этому располагает, но автор не делит его на строфы. Почему? Относительно самостоятельным при делении на катрены могло бы быть только первое четверостишие:
В тихий вечер на распутьи двух дорог
Я колдунью молодую подстерег,
И во имя всех проклятых вражьих сил
У колдуньи талисмана я просил.
Следующие восемь строк “стягиваются” друг с другом однородными сказуемыми с повторяющимся союзом, что делает невозможным деление на отдельные строфы. К тому же здесь мы видим и единственное из однородных сказуемых без зависимых слов (что уже обращает на себя внимание), но после которого начинается прямая речь:
Предо мной она стояла чуть жива,
И шептала чародейные слова,
И искала талисмана в тихой мгле,
И нашла багряный камень на земле,
И сказала: “Этот камень ты возьмешь…”
Благодаря “нестандартности” этого сказуемого логическое ударение падает на слово “сказала”, что закономерно делает речь колдуньи наиболее значимой в идейном плане частью стихотворения, ведь именно в ней заключена главная мысль всего произведения:
… “Этот камень ты возьмешь, -
С ним не бойся, - не захочешь, не умрешь…
Не для счастья, иль удачи, иль венца, -
Только жить, все жить ты будешь без конца.
Станет скучно – ты веревку оборвешь,
Бросишь камень, станешь волен, и умрешь”.
Как видим, и через организацию строфы просматривается идея произведения.
Система рифмовки стихотворения (ааббввггддббеедд) тоже достаточно прозрачно указывает на главную мысль стихотворения. Автор использует смежную рифму, причем обращает на себя внимание повтор рифм в строках 3-4 и 11-12, а также 9-10 и 15-16. Если же посмотреть на то, какие именно рифмы повторяются ( первая пара: вражьих сил – я просил и ты носи – не проси; вторая пара: возьмешь – не умрешь и оборвешь – и умрешь), то, как говорится, комментарии излишни.
Вариант урока в классе с высоким уровнем подготовки.
Урок строится на основе групповой работы учащихся с текстом стихотворения. Задания для анализа текста выдаются до чтения стихотворения.
Вопросы для 1группы.
Проанализируйте сюжет стихотворения Ф. Сологуба, ответьте на вопросы.
- К какому роду литературы можно отнести данное стихотворение? Докажите свою точку зрения.
- Почему повествование ведется от первого лица? Что привело лирического героя на распутье дорог? Охарактеризуйте его душевное состояние. Какими средствами оно передано в стихотворении? Как вы думаете, возьмет ли лирический герой “заветный камень”? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст произведения.
- Какие традиционные для мировой литературы мотивы можно выделить в данном стихотворении? В чем своеобразие их трактовки?
Вопросы для 2 группы.
Проанализируйте организацию пространства и времени в стихотворении Ф. Сологуба, ответьте на вопросы.
- Где и когда происходит действие в стихотворении? Почему именно в этом месте и в это время?
- Как изменяется ощущение пространства и времени в стихотворении? С чем это связано? Какими средствами передает автор ощущение бесконечности? Как соотносится ощущение пространства и времени с идеей стихотворения?
Вопросы для 3 группы.
Охарактеризуйте строфику и систему рифмовки стихотворения Ф. Сологуба.
- Почему стихотворение не делится на строфы?
- Какова система рифмовки? Обратите внимание на повторяющиеся рифмы. С чем это связано? Как соотносится система рифмовки с идеей стихотворения?
Вопросы для 4 группы.
Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства в стихотворении Ф. Сологуба и проанализируйте их роль в создании художественного образа.
- Какие словесные средства художественной изобразительности есть в данном стихотворении, их роль?
- Назовите стилистические фигуры, используемые автором. Какова их роль в создании художественного образа?
- Что вы можете сказать о звуковом оформлении стихотворения? Как оно помогает читателю воспринимать текст данного стихотворения?
После совместного обсуждения в группах данных вопросов и выступлений подводится итог урока. Это могут сделать ученики и учитель.
Выводы по уроку. Как видим, анализ разных уровней организации данного текста приводит к похожим выводам, что свидетельствует о взаимосвязи всех элементов стиха. Параллельно мы можем наблюдать и внутреннюю связь этого произведения с поэтикой символизма, основными философскими идеями эпохи начала ХХ века.
Можно подвести итоги сказанному. В 1909 году Корней Чуковский написал “Путеводитель по Сологубу”, в котором отметил прямую связь этого писателя с философией и эстетикой своего времени, то есть первого десятилетия ХХ века: “Недешево досталось Сологубу драгоценное право быть в нашу эпоху романтиком, Дон Кихотом, созидателем “творимых легенд”… Как бы ни относились к этому странному творчеству, ясно одно: это творчество не пустая блажь одного чудака-однодума, оно создано нашей эпохой, оно продиктовано ею”. Обратимся к эпиграфу урока. “Противен яркий свет очам больной души” поэта, который в своем творчестве выражает болезнь века, а потому уходит от пошлости и грязи окружающего мира в мир нереальный, но прекрасный, создает его силой своего воображения, творит сказку, одна из которых и прозвучала сегодня на уроке.