“Сохранить и преумножить человеческое в человеке”. А.Вампилов
Урок этот может быть проведен в 11-м классе.
Цель: познакомить учащихся с последней пьесой А.Вампилова, на её примере проследить особенности его драматургии.
Одной из особенностей драматургии А.Вампилова является изображение реальной жизни, которая скрывается за вымыслом, театральностью и яркостью диалога. “Его герои, словно выпущенные на волю, начинают двигаться по законам, как будто от автора не зависящим. Вместе с тем в его пьесах при всей узнаваемости происходящего возникает особый вампиловский мир, со всей определённостью обозначенный художником”. (Г.Товстоногов).
Учащиеся предварительно знакомятся с содержанием пьесы и готовятся к обсуждению прочитанного материала. В начале урока привлекаем внимание учеников к высказываниям и просим выразить своё отношение к ним: “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” (В.Гёте); “Путём зла не доходят до добра” (В.Шекспир); “Зритель, приходя в театр на Вампилова, невольно попадает под нелёгкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекается ещё во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля”. (В.Распутин).
Определяем жанр пьесы, вспоминаем литературоведческое определение этого жанра.
Драма – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля); а также один из жанров драматургии, построенный на драматическом конфликте.
- Стадия вызова
- Рассмотрим название драмы, какую информацию она несёт?
- Обратимся к афише. Познакомимся с героями. Что мы узнаём о героях пьесы, судя по их фамилиям? (Нейтральные – Помигалов, Дергачёв, Мечеткин; говорящие - Шаманов, Хороших).
- Почему некоторые герои названы по именам: Валентина, Пашка?
Первоначально пьеса была названа “Валентина”, но в то время появились в печати роман В.Сёмина “Женя и Валентина” и пьеса М.Рощина “Валентин и Валентина”, и драматург уже в последний момент придумал новое название.
- Какое из названий точнее определяет смысл драмы?
История создания пьесы.
“Строительный материал” драмы был поистине пёстрым: жизнь родного посёлка, куда драматург съездил специально для наблюдений над работой районного следователя, факты печально нашумевшей в Иркутске в те годы истории геологов Карасёва, Эдельмана и других ответственных лиц, злоупотребивших служебным положением, и во многом вымышленная, но покоряющая подлинностью драма Хороших – Дергачёва – Пашки.
- Осмысление содержания.
Обратимся к ремаркам пьесы. Вспомним о роли ремарок.
Ремарки – авторские пояснения пьесы, дающие указания о месте действия, обстановке, игре актеров, о психологическом состоянии персонажей.
- Где происходит действие? (“В таёжном райцентре” находится “старый деревянный дом с высоким крыльцом”, над которым “прибита вывеска “Чайная”).
- Казалось бы, заурядное село, обычные дома, но красота живёт и в этом мире – в виде чего? (“На карнизах, оконных наличниках, ставнях воротах– всюду ажурная резьба ; старый…(ограда его тоже отделана резьбой), палисадник с кустами смородины по краям, с травой и цветами посредине ”).
- Кто в Чулимске является хранителем этой красоты?
- Вспомним, что в основе драмы лежит действие. Действия показаны через конфликт (столкновение, противоборство – в форме диалога: разговор двух или более лиц).
- Прочтите первые реплики героев, конфликт налицо. (Валентина нечаянно будит старика Еремеева, он же впоследствии поможет отремонтировать калитку, которая станет символом действенной доброты девушки).
Не случайно Вампилов объединил героев Валентину и Еремеева. Они оба добры, сострадательны, жертвенны, вспомним дочь Еремеева, которую он не хочет обременять своей старостью.
Автор максимально уплотнил время пьесы (сутки), но оно насыщено драматическими моментами.
- Почему Валентина, начав работу в чайной ранним утром, услышав стук двери на балконе мезонина, “на секунду замирает”? Она слышит разговор Кашкиной со следователем Шамановым, которого глубоко любит.
Вампилов ставит во главу угла пьесы любовный конфликт двух героев: Валентины и Шаманова.
- Что мы узнаём о следователе Шаманове? Мужчина, которому всего за тридцать, “во всём у него – в том, попустительство , непритворные небрежность и рассеянность”, его знаменитая фраза , “хочу на пенсию” говорит о многом.
Метафора “жизнь есть сон” применима к душевному состоянию героя, не случайно Кашкина произносит: “Неужели уснул? Успел уже…(Помолчав). Ну и спи. (Не без горя.) Спать – на это ты способен. Это единственное, что тебе не надоело…”
В таком состоянии он не замечает любви Валентины, хотя о её чувствах к Шаманову знают все , а не догадывается лишь сам он.
- Всегда ли Шаманов был таким? Прочтём из действия 1 разговор Шаманова и Кашкиной и ответим на вопрос внесценической героини Ларисы из облздрава: “У него было всё, чего ему не хватало – не понимаю”. “Он бы далеко пошёл, если бы не свалял дурака”…
Так автор поднимает проблему активности человека. Шаманов начал свою жизнь с бурного вмешательства в жизнь, стремления защитить интересы пострадавшей в аварии “старушки”. Но, столкнувшись со сложностями, сдался без боя. И вот в глуши Чулимска уныло тянет свою лямку. Однажды его самого поразило, как безжизненны его руки, все его существо. “Даже мысли показались мне не моими”. В первом варианте пьесы автор хотел показать непомерно великую цену, которой расплатился Чулимск за бездумную жизнь Шаманова – самоубийство Валентины, но и 2 вариант пьесы не менее выразителен.
- Чем завершается пьеса? Как называется такое построение произведения? (Кольцевая композиция).
Смысл словесных каламбуров в пьесе серьёзный, драматичный. Когда на глазах Шаманова Пашка начинает грубо приставать к Валентине, тот, согласно мужской этике, останавливает его. (Зачитать диалог героев из 1 действия).
Вместе с тем в сцене, когда следователь дразнит Пашку, добиваясь его выстрела как избавления от душевной муки, Вампилов вызывает в читателе чувство содрогания , ощущение катастрофы. Порыв героя уйти из жизни, потому что не победил несправедливость, благороден, но и страшен. Чем? Он не думает о последствиях для Пашки и для всех окружающих. Действие на сцене разворачивается как цепь событий и психологический поединок (душевные переживания, тщательно маскируемые героями).
В пьесе Дергачёв лишь на первый взгляд бранится с женой по пустякам. Но его судьба трагична.
- Что об этом говорит Кашкина? (Воевал на фронте, за что-то отсидел после войны не один год, любит хороших людей, недолюбливает своего пасынка Пашку, называя его “крапивником”).
- Почему Дергачёв исполняет народную песню “Это было давно, лет пятнадцать назад, вёз я девушку тройкой почтовой …”? (В ней выражается несбывшаяся мечта о любви и счастье).
- В чём сходство истории Хороших и Дергачёвых и судьбы Валентины? (Её изнасиловал Пашка, может, она повторит судьбу Хороших?).
Драматург выбрал один день, но такой, в котором всё переплелось и затянулось тугим узлом.
Обратимся к финалу 1 действия. Валентина поражена тем, что о её чувствах к Шаманову знают все, но не догадывается лишь сам он. А он в свою очередь уверяет Кашкину, что у него ничего не может быть с этой доверчивой и чистой провинциальной девушкой, но в душе вынашивает мысль о новом повороте судьбы.
Прочитаем финал 2 действия. Как изменился герой? Он обретает мир заново: “Всё ко мне возвращается : вечер, улица,лес,- я сейчас ехал через лес , - трава , деревья запахи – мне кажется, я не слышал их с самого детства…Где Валентина?” Она ушла с Пашкой, произошло самое страшное. Не случайна в финале реплика Хороших,обращённая к сыну: “Она тебя возненавидела…”
Трагичен финал пьесы. Валентина уходит со сцены, произнеся слова: “Нет… Не верь им, отец. Они ждали меня здесь. Я была с Мечеткиным…Успокойся…Они здесь ни при чём, пусть они не врут… И пусть… пусть они больше ко мне не вяжутся. Идём, отец… Идём домой… ”
Почему в последних словах Валентины автор использует многоточия? Как бы закончилась пьеса, не будь продолжения - “Утро следующего дня ”. Что значит ремарка автора: “Валентина и Еремеев восстанавливают палисадник”? (Это духовная победа Валентины. Вера писателя в добрые начала жизни была оправданной).
- Рефлексия.
Пьесы Вампилова лишены заданности, их отличает “открытый” финал (автор не склонен ставить непременную “точку” в судьбе героя).
Творческое задание группам: написать мини-сочинение в форме эссе.
- 1-я группа. Какова дальнейшая судьба Валентины? (Выйдет замуж по совету отца за состоятельного и состоявшегося Мечеткина, повторив судьбу Хороших).
- 2-я группа. Судьба следователя Шаманова. (Уедет в город, чтобы работать в милиции, окунётся с головой в будни следователя, стараясь забыть Валентину).
- 3-я группа. Судьба семьи Хороших и Дергачёва, Пашки. (Пашка уедет со стыда на север на заработки, Дергачёв бросит пить и наладит семейную жизнь с Хороших).
- 4-я группа. Судьба старика Еремеева. (Уйдёт жить в тайгу, так и не добившись пенсии).
- 5-я группа. Судьба Кашкиной. (Останется жить и работать в Чулимске, надеясь на возвращение к ней из города Шаманова).
Обобщающий характер пьесы.
- Герои Вампилова испытываются на прочность в атмосфере быта.
- “…герои его пьес – люди далеко не однозначные”.
- Лучшие из них, именуемые “праведниками” (Валентина), сопоставимы с героями классической литературы 19-го века. (Татьяна Ларина, Соня Мармеладова), их оберегает, по словам В.Распутина, “какая-то высокая охранительная сила, не дающая даже и помыслить о них дурно”…
- Вера в человека,непрестанное испытание его моральных качеств – главная идея жизни и творчества А.Вампилова.
– Как вы понимаете слова В.Распутина, взятые нами в качестве эпиграфа?
- Итог урока.
Составление синквейна.
Валентина. | Шаманов. |
|
|
Жизнь подтвердила, что забота драматурга об утверждении добрых начал так своевременна и необходима и нам, людям 21-го века…
В тот роковой августовский день, когда перевернулась на Байкале лодка, зацепившаяся за топляк, Александр Вампилов поплыл и был уже в нескольких метрах от берега, там, на берегу, рядом со своей легковой машиной, стоял неизвестный человек. Увидев, что подплывший к берегу упал и не встаёт, он бросил окурок себе под ноги, притушил его, сел в машину и уехал. А навстречу беде рвался из автобуса на помощь молодой солдат. Но когда он остановил автобус, побежал и бросился в воду – было уже поздно…
Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит…
Пусть это будет нравственным уроком всем нам.
- Домашнее задание. Написать отзыв о драме “Прошлым летом в Чулимске”.
Список литературы:
- А. Вампилов. Пьесы. – Иркутск, 1987.
- Н. Тендитник. Мастера. – Иркутск, 1981.
- В. Муромский. Сохранить и перемножить человеческое в человеке // Литература в школе. – 1997. - № 5. с.83 – 84.
- Н.Фёдорова. А.Вампилов.// Приложение к журналу “Литература в школе” - 2000. - № 3. с.14 – 15.