Урок литературы в 11-м классе по теме: "Роман Е.Замятина "Мы". Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии"

Разделы: Литература


В течение последнего десятилетия произошло существенное изменение программы литературы 11-го класса, так как в неё вошли произведения писателей, долгие годы находящиеся под запретом по тем или иным причинам. Этот пласт “возвращенной литературы” огромен, и зачастую у учителя просто не хватает времени, чтобы ознакомить учащихся со всем этим богатством. Однако, учащиеся к 11-у классу уже достаточно подготовлены к самостоятельному анализу текстов произведений, что несколько облегчает задачу учителя.

Роман Е.Замятина “Мы” интересен и злободневен до сих пор, хотя современное поколение далеко и от “талонной системы”, и от “обязательных” парадов, что во многом и стало причиной запрета произведения. Однако нравственные и философские проблемы, поднятые автором, актуальны и сейчас. Ограниченность во времени диктует “уместить” изучение романа в 1-2 урока и предполагает домашнюю подготовку учащихся. Чтобы урок прошёл интересно, чтобы ребята могли работать аналитически и творчески, я разрабатываю общие вопросы по тексту произведения, которые заранее диктую учащимся. Это “наводящие” вопросы, которые помогают при коммуникативном обучении, так как являются “маячками” для ребят при самостоятельном чтении и работе с текстом, а на уроке позволяют им активнее и плодотворнее работать, поэтому форма урока – полилог.

Цели урока:

  • Раскрыть политические (социальные) и нравственные идеи романа.
  • Раскрыть жанровые особенности романа.
  • Продолжить работу над воспитанием духовных ценностей учащихся, пониманием сути понятий “добро” и “зло”.
  • Продолжить работу над развитием навыка анализа художественного текста, межлитературных ассоциаций.

Оборудование:

  • Портрет Е.Замятина.
  • Видеофильм с иллюстрациями художника О.Вуколова, комментариями учителя и цитатами из романа Е.Замятина “Мы”.

Ход урока

I. Вступление

Целью нашего урока является не знакомство с творчеством Е.Замятина в целом, а попытка разобраться в жанровом своеобразии и идейном содержании только одного его романа “Мы”. Роман “Мы” написан в 1920 году. Он оставался в рукописи до 1925 года, пока вдруг не появился изданным в переводе за границей. Последовала травля Е.Замятина в Советском Союзе, результатом чего стала его просьба об эмиграции, которая была удовлетворена.

II. Основная часть

1. В России роман лишь цитировали в печати только для того, чтобы осудить. Так литератор В. Правдухин писал: “В Замятине мы мечтали увидеть нового, освеженного грядущим Достоевского (или Гоголя) … Пришла революция. И что же? Этот Замятин “озлился”, и сам из такого блестящего художника … готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию”.

Чем же вызвано такое отношение к роману?

Роман “Мы” современники восприняли как злую сатиру, карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. Есть ли в романе тому соответствие, мы попробуем выяснить.

Истоки романа можно найти и в далеком прошлом, и в реалиях эпохи 1917-1920 годов. Прежде всего, это утопии французских социалистов – утопистов Томазо Кампанеллы “Дети Солнца” и Томаса Мора “Утопия”. Механизированный рай на земле описал и один из русских писателей XIX века.

Кто из русских писателей XIX века и в каком произведении описал счастливую утопию, механизированный рай на земле?

(Чернышевский “Что делать?”, 4-ый сон, Веры Павловны).

Замятин описывает очередной “рай” на земле, однако у него не все так безоблачно, как в указанных утопиях.

Как в этом смысле можно определить жанр романа?

(Антиутопия).

В какой форме ведется повествование и какое время описывается?

(В форме дневника, описывается возможное будущее).

К каким жанрам тогда можно отнести роман “Мы”?

Вывод: Антиутопия, фантастический роман, эпистолярный.

2. Другим импульсом замятинской фантазии стала сама действительность “военного коммунизма”, превращавшая человека в средство достижения умозрительной цели. В статье “Завтра” Замятин в 1919 году писал: “Война империалистическая и война гражданская обратили человека в материал для войны, в нумер, в цифру. Человек забыт”. И, наконец, пролеткультовская модель “эталитарного общества”, которая исключала самоценную личность. Отсюда берет свое начало и пролетпоэзия тех лет: “Все – мы, во всем – мы, мы – пламень и свет наблюдающий, сами себе Божество, и Судья, и Закон”, - В.Кириллов; “Мы – одно, мы - одно”, - А. Крайский; “Мы и Вы – едино целы, Мы и Вы – не разделимы”, - И.Садофьев и др.

Давайте посмотрим, как наш замятинский герой осознает себя в государстве?

(Только как часть целого, поэтому у героя не имя, а номер Д-053.)

Запись 1-я “Я, Д-503, строитель “Интеграла”, - я только один из математиков Единого Государства”

Цитаты приводятся по книге Замятин Е.И. “Мы”. Роман, рассказы, повесть; М., “Молодая гвардия” 1990.-365с. Б-ка “Возвращение”

Запись 8-я “Мы – счастливейшие среднее арифметическое”

Запись 20-я “… две чашки весов: на одной грамм, на другой – тонна, на одной – “я”, на другой – “Мы”, Единое Государство…”

Запись 22-я “Мы идем – одно миллионноголовое тело…”

Как проходит день этих людей?

(Все рассчитано, все по норме.)

Запись 15-я “… по Тэйлору, размеренно и быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины…”

Устраивает ли их это? В чем их счастье?

(Да. В несвободе, физической и духовной.)

Запись 3-я Прежде “…люди жили еще в свободном, то есть неорганизованном, диком состоянии… люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать когда им взбредет в голову… люди жили в состоянии свободы, то есть зверей, обезьян, стада.”

Как можно назвать такое государство?

(Авторитарным, тоталитарным.)

Докажите.

  • Благодетель = диктатор
  • Несвобода. Есть только одно право – понести наказание
  • Псевдовыборы
  • Приговоры и казни за непослушание

Разве не напоминает нам это совсем недавнее время? Дружные ряды демонстрантов, выборы генсеков, сталинский культ со всеми его атрибутами и казнями инакомыслящих? Однако ещё Дж. Оруэлл в 1946 году возражал против восприятия романы “Мы” только как политического памфлета. Он говорил, что Замятин “вовсе не думал избирать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал ещё при жизни Ленина и не мог иметь ввиду сталинскую диктатуру…” Хотя, как истинный талант, он во многом оказался провидцем, указал на предпосылки возникновения тоталитарного государства

Вывод: одна из идей романа – обличение тоталитарного государства.

3. Замятин – прекрасный архитектор – кораблестроитель (создавал ледокол “А.Невский”, переименованный в “Ленин”), работал 2 года в Англии и ясно увидел тенденцию к рационализации всей человеческой деятельности, к утверждению идеи “специализации личности”, идеи возвеличивания лишь интеллекта, созданию человека-машины, человека-расчета. В результате чего появились безлично-стандартные “нумера”, человеко-винтики тоталитарного государства.

Как же наш герой, “нумер”, человеко-винтик, относится к Единому Государству?

Обвиняет? Оправдывает? Чем?

(Он восторженно относится к нему. Оправдывает все его действия, трансформируя понятия всех прежних государств для Единого Государства);

  • Ангел-хранитель = шпион

Запись 7-я “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш”

  • Помощники Благодетеля = инквизиция

Запись 15-я “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник”

  • Любовь = жестокость

Запись 21-я “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость”

  • Счастье = несвобода

Запись 31-я “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного”

Запись 16-я “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли”

  • Душа = холера

Запись 16-я “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…”

  • Икона = Скрижаль
  • Бог = Благодетель

Запись 25-я “Он – новый Иегова… в центре ее… сейчас сядет белый, мудрый Паук – в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья”

Благодетель – одна из центральных фигур романа. Его толкование “блага” заменило и подменило в Едином Государстве всю традиционно-историческую этику.

Истоки образа Благодетеля и его идеологии разнообразны. Прежде всего это герой произведения В. Соловьева “Повесть об Антихристе” (1900г.), именующий себя “благодетелем человечества”, новым спасителем. Сделавшись новым владыкой Земли он устанавливает “равенство всеобщей сытости”, а затем “возможность постоянного наслаждения самыми разнообразными чудесами”.

Как замятинский Благодетель разрешил известную формулу “Любовь и голод правят миром?”

  • пища из нефти
  • “розовые” талоны
  • зрелищные казни.

Герой Д-503 часто сравнивает Благодетеля с “прежним” Богом. Это не случайно. Благодетель создал свои постулаты, свои этические и нравственные нормы, свою религию.

Что из себя представляет “новая религия” Благодетеля? С чем сравнима его религия?

(Это вывернутое наизнанку христианство:

  • Мы – от Бога; Я – от Дьявола

Запись 22-я “В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что – “Мы” - от Бога, а “Я” - от Диавола”

Христос же обращался к каждому: возлюби, не укради.

Бог принес себя в жертву ради людского счастья, Благодетель ради этого уничтожает людей.

Запись 9-я Древние “…служили своему нелепому, неведомому Богу – мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не выдумал нечего умнее , как неизвестно почему принести себя в жертву – мы же приносим жертву нашему Богу, Единому Государству – спокойную, обдуманную, разумную жертву”

Запись 36-я “…истинная алгебраическая любовь к человечеству – непременно бесчеловечна, и непременный признак истины – ее жестокость”

  • “Помочь” Богу – значит уничтожить свободу, чтобы не было искуса

Запись 11-я “Мы помогли Богу окончательно одолеть Диавола – это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы… а мы сапожищем ему на головку…это охраняет нашу несвободу – то есть наше счастье”.)

Благодетель вознёсся над морально-духовными нормами и ценностями человечества. Его “благо” - благо стадной толпы.

Подобная “религия” должна привести к “раю” на земле, т.е. лишению индивидуальности, борьбе с инакомыслием, лишению свободы духовной и физической.

Вывод: В этом противопоставлении Благодетеля и Христа ясно видно влияние Достоевского, точнее его поэмы о Великом инквизиторе, рассказанной в “Братьях Карамазовых”. Христу противопоставлен Дьявол, значит и Благодетель с его вывернутой “христианской” моралью ассоциируется с Сатаной, Дьяволом.

4. Герой Д-503 – один и винтиков этого дьявольского государства, его образа жизни и мировоззрения, нравственных норм.

Как это отражается на его восприятии действительности (речь, краски мира в начале дневника)?

(Речь восторженная, все эмоции связаны только с Единым Государством, краски без полутонов.)

Когда и почему происходят изменения в мировоззрении?

(Любовь = рождение души, воображения, желания “изменить” что-то, ему не достаточно “розовых” талонов.)

Запись 16-я “Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа”. Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда “душа в душу”, “равнодушно”, “душегуб”, но душа - …”

Запись 22-я “Вот я – сейчас в ногу со всеми – и все-таки отдельно от всех… Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность – только засоренный глаз,… разве не ясно, что… это болезнь”

Запись 15-я “…я знаю, что это (фантазия) у меня есть – что я болен. И знаю еще - не хочется выздороветь”

Почему подобная “болезнь” смогла проявиться у Д-503? Почему Д-503 смог стать первым строителем “Интеграла”?

(Д-503 – потомок “лесных” людей (волосатые руки), поэтому обладает фантазией, может творить)

Как это отражается на его восприятии действительности?

(Начинает замечать краски, речь становится богаче.)

Вывод: Одна из важных идей романа: – человек должен быть индивидуальностью, без этого он – часть стада, не способного к творчеству; интеллект без фантазии, без души мертв. Лишив человека Души (крыльев), лишаешь его возможности творить (летать).

Чем грозит подобная “болезнь” Единому Государству?

(Гибелью)

Каким образом оно (государство) себя защищает?

(Насильственная операция: лишение фантазии, а значит души, чувств, т.е. создание робота, раба.)

Запись 31-я целиком

Запись 35-я “…бегите наверх! Там вас – вылечат, там вас до отвалу накормят сдобным счастьем, и вы, сытые, будете мирно дремать организованно…”

Почему Замятин не считает подобное “счастье” вершиной прогресса?

(Не будет движения, не будет прогресса, “энтропия”.)

Запись 30-я “…наша революция – была последней… А что же дальше?... Ничего. Во всей Вселенной равномерно, повсюду – разлито… Ага: равномерно, повсюду!...Тебе, математику - разве не ясно, что только разности, только тепловые контрасты – только в них жизнь”

Вывод: Итак, перед нами возможная модель механизированного рая, когда машина – не средство, а цель, когда для души нет места, когда несвобода – вершина счастья, это роман-предупреждение всем, кто собирается идти по этому пути, потому что это путь в никуда, достаточно только посмотреть на тех, кто остался в Едином Государстве после Операции, у них нет ни целей, ни желаний, ни эмоций – ничего, что делает нас людьми.

Видеозапись Приложение 1

III. Заключение

Вывод по уроку:

Помимо идеи отрицания тоталитарного государства роман - антиутопия “Мы” поднимает прежде всего нравственные проблемы: нельзя отрицать самоценность человека, его индивидуальность; нельзя рассматривать его только как материал для обезличивающего тоталитарного государства – машины; нельзя отвергать морально-духовные ценности человечества, предлагая людям “благо” взамен их свободной воли и личной неповторимости. Это не сатира, не смех, а вопль.

Это роман – предупреждение о необходимости освободиться от дьявольски - антихристова наваждения идеи счастья без свободы, блага без добра, человека без души.

Домашнее задание

Устное сочинение “Над чем заставил меня задуматься роман Замятина “Мы”.

Литература

  1. Замятин Е.И. “Мы”. Роман, рассказы, повесть; М., “Молодая гвардия” 1990.-365с. Б-ка “Возвращение”.
  2. О. Михайлов “Гроссмейстер литературы”; М., “Молодая гвардия” 1990.
  3. В. Недвезцкий, “Благо и благодетель”; Газета “литература”, “ИД 1 сентября”,№34, 1995.
  4. Е. Шкловский “Лицом к лицу”; серия “Знание” лит-ры №4, 1989.
  5. Т. Давыдова “Евгений Замятин”; серия “Знание” лит-ры №8, 1989.