Изучение рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе даёт возможность продолжить работу над художественной деталью, правильное истолкование которой помогает учащимся лучше понять смысл рассказа, обогащает их читательский опыт. Это второй урок по теме. Дома ребята должны были прочитать текст и сформулировать к нему вопросы для анализа рассказа (это задание предполагает, что учащиеся знакомы с данным видом работы, умеют составлять литературоведческие вопросы к тексту) и дополнительно перечитать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Работа над художественной деталью этого рассказа важна и потому, что возвращает учащихся к началу их становления как читателей в 5 класс, когда при чтении и изучении сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» они работали с такой же деталью, что и в рассказе «Гранатовый браслет». А изучение поэмы А.Блока «Двенадцать» логично завершит их представления о традициях в использовании одной и той же художественной детали в мировой и русской литературной практике в разные исторические эпохи, а также приблизит ребят к ответу на вопрос: действительно ли умение «читать между строк», видеть и понимать роль художественных деталей, изобразительных средств помогает лучше понять текст, идею автора.
Тип урока: наблюдение над текстом произведения.
Цель урока: применение учащимися знаний о художественной детали для толкования текста, углубление знаний учащихся о художественной детали, её роли в художественном произведении.
Цель урока для учащихся: разобраться, действительно ли обнаружение и объяснение деталей помогает понять текст; действительно ли автор думал о том, что мы находим и пытаемся объяснить в тексте.
Материалы к уроку: текст рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», словарь символов.
Урок начинается с выяснения читательского восприятия рассказа, обмена мнениями, выяснения, что осталось не понятым после прочтения, что необходимо обсудить в классе.
(Как правило, ребят волнует любовный сюжет, они
не понимают, зачем герой ушёл из жизни, а
серьёзные философские вопросы не осознаются при
первом чтении).
Вопросы обсуждаются, определяется самый
интересный вопрос.
Вопросы, которые задавали учащиеся:
- Смысл названия рассказа?
- Заложено ли понятие взрыва в название?
- Любила ли Вера мужа?
- Какова роль эпиграфа?
- Почему в рассказе 134 глав?
- Были ли прототипы у героев рассказа?
- Какова роль описания природы в первом абзаце? Как это описание реализовалось в сюжете?
- Зачем так часто описывается роза?
- Зачем введено описание розового масла?
- Почему в рассказе столько серого цвета, ведь август, море? Это только часть вопросов, которые предложили ребята для обсуждения.
Анализируя ответы, учитель предлагает для более полного представления происходящего выявить встречающиеся детали в рассказе и попытаться классифицировать их. Учащиеся перечисляют детали и останавливается на описании розы, образ которой символически наполняется по мере развития действия. Ребята объясняют значение символа розы и сравнивают с толкованием, данным в словаре символов, с которым работал ученик.
На следующем этапе классу предлагается вспомнить сказку Г.Х Андерсена «Снежная королева» и восстановить, когда и как по ходу сказки появляется описание розы и какую роль играет эта деталь в сказке (роза является одним из символов христианской любви и вечной женственности, связанным с культом девы Марии в католических странах. Это символ постоянно присутствует в сказке. С розами связаны и чудеса, совершаемые Гердой: она своими слезами пробуждае к жизни розы, загнанные колдуньей под землю).
Далее учащиеся предлагается выяснить, какие символические значения детали розы обыгрываются автором рассказа «Гранатовый браслет» и сравнить с функцией этой художественной детали в сказке. Для этого предлагается найти все упоминания о розе в рассказе и соотнести их с сюжетом рассказа.
После проделанной работы класс распределяется на 4 группы по числу упоминаний детали и каждая группа готовит объяснение использования этой детали в данном эпизоде и роли этого эпизода в композиции рассказа.
Роза
Экспозиция | Описание увядающего сада | Прежняя счастливая любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы. |
Развитие действия | Княгиня Вера дарит розы генералу Аносову | Две подаренные генералу розы символизируют двух сестер, Анну и Веру |
Вставные композиционные элементы | Рассказ о розовом масле | Не зная цену настоящему чувству, люди проходят мимо, растрачивая себя понапрасну |
Болгарка перебирает сухие лепестки роз | Когда же последовал наш поход из тех мест, мы дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и простились навсегда. | |
Развязка | Вера кладет розу в гроб Желткову | «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.» |
Обсуждение выполненных работ.
Оценку представленных работ осуществляет
экспертная группа по следующим критериям:
оригинальность трактовки, соотнесенность с
символическими значениями, ответы на вопросы,
толкование роли изобразительных средств.
После обсуждения выполненных работ ребята
письменно сравнивают роль символической детали
розы в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и
рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Рефлексия: помогла ли работа над художественной деталью понять замысел автора, чем обогатился ваш читательский опыт после сравнения использования художественной детали сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет», какие еще вопросы остались;
(При чтении и анализе поэмы А.Блока «Двенадцать» эту работу над деталью-образом розы необходимо завершить и показать ребятам, что существуют не только сквозные сюжеты, но и сквозные художественные детали не только рамках литературы одной страны, но и во всемирных временных рамках, и каждый раз использование такой детали соотносится с задачами автора, традициями и культурой определённой страны, но основное значение детали остаётся).
Используемая литература:
- Андерсен Г.Х. Снежная королева.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Ленинград, «Наука», 1979.
- Жюльен Надя. Словарь символов. Урал Л.Т.Д., 2000.
- Куприн А.И. Гранатовый браслет. Москва. АСТ ОЛИМП, 1999.
- Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Москва, «Просвещение», 1974.
- Христианство. Энциклопедический словарь в 3 тт. Москва, Научное издательство «Большая Российсая энциклопедия», 1995.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Авторы-составители В.Андреева, В.Куклев, А.Ровнер. Локид-Миф, Москва, 1999.