Я хочу быть понят
моею страной.
А не буду понят,
что ж.
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
Цель урока: проследить, как формировался Маяковский-поэт, как формировался его внутренний мир
I. Вступительное слово
XXI век, век колоссальных общественных противоречий, век решительной ломки старого и век строительства нового, век мировых войн и великих революций. Век Октября нуждался в своем поэте, который был сделал боль времен своею собственною болью. Теперь, когда век XX – в прошлом, отчетливо видно, что в русской и мировой поэзии он прошел под знаком Маяковского. В ряду русских писателей и поэтов для него особое место. Горький – буревестник революции, Блок остался в нашей памяти, как “трагический тенор эпохи”, услышавший музыку революции в мерном движении красногвардейского патруля по пустынным ночным улицам Петрограда. Маяковский вошел в историю культуры выразителем революционных идеалов.
Мы привыкли к такому Маяковскому, Маяковскому лозунгов и плакатов, автору “Левого марша” и “Стихов о Советском паспорте”. Но всегда ли мы отдаем отчет, какой сложной, противоречивой натурой был поэт. Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до читателя. И не всегда в бодром облике агитатора, горлана-главаря мы обращаем внимание на его глаза – темные, глубокие, тоскующие.
Сразу после похорон М-го М.Цветаева писала: “Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нему Москвы и России, Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского”.
Можно было бы не поверить Цветаевой, если бы за несколько дней до смерти Маяковский сам не написал бы: (эпиграф)
В результате однобокого представления о творчестве Маяковского молодежь начала отворачиваться от поэта как от автора прописных истин, “певца воды кипяченой”.
Беспокоит только живое горящее, а холодный памятник, стоящий посреди площади, внушает лишь почтение. Постепенно мы свыклись со стандартным обликом поэта, даже не подозревая, что есть другой, настоящий Маяковский.
II. Жизнь и творчество В.В.Маяковского до революции.
1. Сегодня Владимир Маяковский расскажет о себе сам.
(Автобиографическая заметка “Я сам”)
2. Жизнь и творчество Маяковского до революции (сообщение уч-ся).
7 июля 1893 года – родился в с. Багдады, в Грузии, в семье лесничего Владимира Константиновича и Александры Алексеевны.
1902 – 1906 – учился в Кутаисской гимназии.
1906 – смерть отца, переезд в Москву.
Учился в 5-ой мужской гимназии, не закончил, втянувшись в подпольную революционную деятельность. Трижды арестовывался, сидел в одиночке.
По выходе решил делать “социалистическое искусство”, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, занимался живописью. Исключен за выступления с футуристами.
1912 – вместе с Бурлюком и Хлебниковым подписал манифест футуристов “Пощечина общественному вкусу”.
Стихи молодого Маяковского поражают необычайным содержанием. Фантазия поэта, гиперболичность образов. Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало.
Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы. В полном разладе с эти миром появилось стихотворение “Нате!”
Чтение стихотворения
Вот еще одно из первых стихотворений М-го “А вы могли бы?”
Чтение стихотворения
Нет здесь ни лесенки, ни неологизмов. И все же – дерзость молодого поэта-художника, увидевшего косые скулы океана в прозрачном студне, предложившим изысканным меломанам сыграть нежнейший ноктюрн – на чем? – на водосточной трубе.
Воображение поэта настолько мощно, что он приобретает способность видеть сам и показывать читателям океан и зовущие губы посредством самых неподходящих предметов – студня и жести.
Из футуристической оболочки прорывается поэт, которого уже на первых порах нельзя не заметить и не выделить среди других, более опытных, более старших, но уступающих этому 20-летнему юноше и по темпераменту, и по таланту.
С началом первой империалистической войны Маяковский некоторое время переживает общий патриотический настрой, просится даже добровольцем в действующую армию (неблагонадежен), но уже в 1915 году его позиция по отношению к войне решительно меняется. Трагедию войны он по-настоящему выразил в стихотворении “Я и Наполеон”, а стихотворение “Вам!”, впервые прочитанное в кабачке “Бродячая собака” 11 февраля 1915 года, вызвало настоящую бурю негодования у буржуазной публики. Эти стихи привели слушателей в шоковое состояние. А после последних строк разразился настоящий скандал. Почему? Вы сейчас поймете. “Вам!”
Чтение стихотворения
В 1914 г. начинает работать над поэмой “Облако в штанах”. Закончена поэма к июлю 1915 года. В это же время М. познакомился с Лилией Юрьевной Брик, которой читал эту поэму полностью и посвятил ей (“Тебе, Лиля”).
Стихотворение “Лиличка!”
Чтение стихотворения
III. Жизнь и творчество Маяковского после революции
Вернемся к автобиографическим заметкам
1. “Маяковский и революция” (сообщение уч-ся)
С октября 1917 начинается новый этап в его творчестве. Резко меняется тональность его стихов. Господствующий ранее пафос решительного отрицания враждебной действительности, саркастическое, гротескное ее изображение, мрачные картины людского горя уступают место одическому утверждению начавшихся в стране перемен.
“Ода революции”
“Левый марш”
Маяковский глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова.
2. Пьеса “Мистерия – буфф”
Поэма “150.000.000”
После Октября суть своего творчества поэт определил в подзаголовке к
“Мистерии – буфф”: “Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи”. Пьеса была написана к 1-ой годовщине Окт.революции (1918).
Премьера– 7 ноября 1918. Режиссеры Мейерхольд и Маяковский, сам актер.
М. дерзко переосмыслил библейские мотивы (в веселую аллегорическую атмосферу пьесы вписываются потоп, ковчег, ад, рай, черт Вельзевул, святой Мафусаил). Реальные конфликты представлены как противостояние “семи пар чистых” (эксплуатационный класс) и семи “пар нечистых” (Кузнец, Шахтер, Батрак, Машинист, Плотник, Красноармеец, Шофер, Прачка, Швец). В результате борьбы “семь пар нечистых” разрушают ад и рай, свергают Бога, уничтожают разруху, восстанавливают шахты, ремонтируют паровозы, пароходы – строят счастливую жизнь на земле.
В этом же ключе написана и поэма “150000000” (1919 – 1920). Революционную борьбу трудящихся олицетворяет гиперболическая фигура Ивана, сражающегося с президентом Вудро Вильсоном, за которым стоит мировой империализм.
IV. Навеки любовью ранен. Красота и сила чувств в поэзии Маяковского
1. Для многих Маяковского – поэт “атакующего класса” и не более. Напрочь забыта его лирика. “Бронзы многопудье” заслонило чувствительную, как нерв, натуру, богатую переживаниями и радостями, умевшую любить и мечтать.
Я знаю –
Солнце померкло б, увидев
наших душ золотые россыпи!
Попытаемся увидеть эти “золотые россыпи” и понять, как нелегко было ему “наступать на горло собственной песне” и во имя чего он это делал.
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
2. С его начинался Маяковский – лирик? Уже в первом напечатанном стихотворении “Ночь” поэт признается, что к его сердцу подкрадывается любовь:
Я, чувствуя платья зовущие лапы.
в глаза им улыбку протиснул.
Мир грубой прозы.
И вот я – озноенный июльский тротуар,
А женщины поцелуи бросает – окурки
(“Любовь”, 1913)
А год спустя, в “Облаке в штанах” - нежное, трепетное, очищенное от сора улицы признание:
Мария!
Имя твое я боюсь забыть;
как поэт боится забыть
Какое-то
в муках рожденное слово.
“Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем”.
3. Чтение стихотворений: “Лиличка”
Чтение стихотворения
“Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”
“Вместо оды”
Чтение стихотворений
Теме любви посвящены поэмы: “Люблю”, “Про это”, “Флейта – позвоночник”
Дома: Сообщения:
- “Маяковский и его работа в “Окнах Роста”
- “Над чем смеется Маяковский
- “Маяковский о загранице”
- Обстоятельства гибели Маяковского