Цели урока:
- Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества С.Есенина
- Дать представление об основных особенностях поэтики Есенина,
- Развивать навыки анализа поэтического текста
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация темы урока
- Интрига: Прослушайте фрагмент из песни. Можно ли определить ее автора? («Клен»)
- Вступительное слово учителя:
Он был песенником. Дома постоянно придумывали мотивы к его стихам и пели их его сёстры, мать, друзья. Но больше всего он любил русские песни. Заставлял петь всех, кто приходил к ним. Он понимал песню, чувствовал её как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью для него были песни, спетые матерью. Его стихи – тоже песни. И поэтому тема первого урока по творчеству Есенина так и сформулирована.
- Целеполагание: Продолжите: цель нашего урока…
- А я дополню:
- особенности лирики
- темы творчества
- мотивы
- любимые образы
- цветопись
Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.
III. Изучение нового материала
- Страницы биографии поэта
- Выступление учащегося
- Беседа «Страницы жизни и творчества поэта»:
- Какие факты биографии поэта вас поразили, тронули?
– Что известно о первом сборнике стихов поэта?
Музыкальная пауза - «Выткался на озере…» из «Радуницы»
- Как Есенин воспринял революцию? Прокомментируйте слова поэта:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – Родина,
Я – большевик.
- Почему Есенин называет себя «последним поэтом деревни»?
- Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?
- В чем трагедия поэта?
- Какое произведение Есенина было опубликовано уже после смерти поэта? («Черный человек»)
- Какой цвет любим Есениным? Докажите строчками из стихотворений. Почему?
«Россия»! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово «роса», и «сила», и «синее что-то». Все, что связанно с Родиной, счастьем воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий – в толковом словаре вы не найдете того значения этих слов, которое вкладывал в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об обновленной Родине, и перспектива, уводящая в будущее.
- Темы и мотивы творчества С.Есенина.
Уточним: тема - …..мотив - ….
- Просмотрите слайды – на них фотографии поэта, образы, иллюстрирующие основные темы и мотивы творчества. Попробуйте их определить и сформулировать.
Просмотр слайдов
- Работа в парах – анализ стихотворений по выбору по схеме
Ключевые образы Время и место Символика цвета Метафоры Основные мотивы Сюжет Лирический герой |
«Песнь о собаке» «Письмо матери» «Топи да болота…» «Запели тесаные дроги…» «Эта улица мне знакома…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» «Больные думы»: «Я ль виноват, что я поэт…» |
- Обсуждение работ. Заполнение технологических карт.
- Музыкальная пауза «Отговорила роща золотая»
- Построфный анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
1 строфа |
2 строфа |
3 строфа |
4 строфа |
5 строфа |
|
Ключевые образы Символика цвета Метафоры, эпитеты Лирический герой |
|
|
|
|
|
- На какие размышления наводит лирическое откровение поэта?
7. Обобщающая беседа:
- Каковы особенности поэтического языка С.Есенина?
- метафоричность
- ассоциативность
- синтаксическая стройность и простота
- песенность(напевность, народность, мелодичность)
- автобиогафичность
IV. Рефлексия.
Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была…. Да не эта!
Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много звучит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
- Напишите синквейн на тему «Есенин»
V. Домашнее задание:
- Стихотворение Есенина – по выбору наизусть
- по вариантам –
1 – тема родины в творчестве Есенина
2 – тема любви
Подборка стихотворений, анализ одного по выбору