Урок литературы в 11-м классе с использованием ИКТ "Поющее сердце России" (Жизнь, творчество, личность С.Есенина. Основные мотивы лирики поэта)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества С.Есенина
  • Дать представление об основных особенностях поэтики Есенина,
  • Развивать навыки анализа поэтического текста

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация темы урока

  1. Интрига: Прослушайте фрагмент из песни. Можно ли определить ее автора? («Клен»)
  2. Вступительное слово учителя:

Он был песенником. Дома постоянно придумывали мотивы к его стихам и пели их его сёстры, мать, друзья. Но больше всего он любил русские песни. Заставлял петь всех, кто приходил к ним. Он понимал песню, чувствовал её как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью для него были песни, спетые матерью. Его стихи – тоже песни. И поэтому тема первого урока по творчеству Есенина так и сформулирована.

  1. Целеполагание: Продолжите: цель нашего урока…
  2. А я дополню:
    • особенности лирики
    • темы творчества
    • мотивы
    • любимые образы
    • цветопись

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

III. Изучение нового материала

  1. Страницы биографии поэта
  • Выступление учащегося
  • Беседа «Страницы жизни и творчества поэта»:

- Какие факты биографии поэта вас поразили, тронули?

– Что известно о первом сборнике стихов поэта?

Музыкальная пауза - «Выткался на озере…» из «Радуницы»

- Как Есенин воспринял революцию? Прокомментируйте слова поэта:

Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – Родина,
Я – большевик.

- Почему Есенин называет себя «последним поэтом деревни»?
- Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

- В чем трагедия поэта?

- Какое произведение Есенина было опубликовано уже после смерти поэта? («Черный человек»)

- Какой цвет любим Есениным? Докажите строчками из стихотворений. Почему?

«Россия»! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово «роса», и «сила», и «синее что-то». Все, что связанно с Родиной, счастьем воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий – в толковом словаре вы не найдете того значения этих слов, которое вкладывал в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об обновленной Родине, и перспектива, уводящая в будущее.

  1. Темы и мотивы творчества С.Есенина.

Уточним: тема - …..мотив - ….

- Просмотрите слайды – на них фотографии поэта, образы, иллюстрирующие основные темы и мотивы творчества. Попробуйте их определить и сформулировать.

Просмотр слайдов

  1. Работа в парах – анализ стихотворений по выбору по схеме
Ключевые образы
Время и место
Символика цвета
Метафоры
Основные мотивы       
Сюжет
Лирический герой
«Песнь о собаке»
«Письмо матери»
«Топи да болота…»
«Запели тесаные дроги…»
«Эта улица мне знакома…»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
«Больные думы»: «Я ль виноват, что я поэт…»
  1. Обсуждение работ. Заполнение технологических карт.
  2. Музыкальная пауза «Отговорила роща золотая»
  3. Построфный анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
 

1 строфа

2 строфа

3 строфа

4 строфа

5 строфа

Ключевые образы
Символика цвета
Метафоры, эпитеты
Лирический герой

 

 

 

 

 

- На какие размышления наводит лирическое откровение поэта?

7. Обобщающая беседа:

- Каковы особенности поэтического языка С.Есенина?

  • метафоричность
  • ассоциативность
  • синтаксическая стройность и простота
  • песенность(напевность, народность, мелодичность)
  • автобиогафичность

IV. Рефлексия.

Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была…. Да не эта!
Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много звучит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.

- Напишите синквейн на тему «Есенин»

V. Домашнее задание:

  1. Стихотворение Есенина – по выбору наизусть
  2. по вариантам –
    1 – тема родины в творчестве Есенина
    2 – тема любви

Подборка стихотворений, анализ одного по выбору

Технологическая карта.

Презентация.