Словарь урока
- Пост модернизм - после новый, современный
- Реминисценция (воспоминание) – черты, наводящие воспоминания о других произведениях, чужих образах, стиле…
- Римейк – переделка известных сюжетов популярной или классической литературы
Эпиграфы урока:
- Целью написания текста было не создание “литературного произведения”, а фиксация механических циклов сознания с целью окончательного излечения от так называемой внутренней пустоты. В.Пелевин (из выступления к “Чапаеву и пустоте”)
- …для постмодернистов мир не содержит реальных ценностей… повышенное значение приобретает игра на пустотах. А.Солженицын (ответное слово на присуждение литературной премии)
- Для понимания произведений Пелевина необходимо
принять множество условий:
поверить, что жизнь – балансирование между реальностью и абсурдом за пределами видимого мира, в снах, галлюцинациях;
…отрицание реальности мира;
…ироническая проза, в которой непонятно, чего больше: обновления или разрушения (вопрос №1), выход из общекультурного тупика или увеличивание бесконечности тупика (вопрос №2). Чалмаев
Вопросы поставлены, попробуем ответить.
С чего начать?
Тот же Чалмаев пишет (не по поводу “Ники”): “Грустно видеть эксплуатацию чужих образов”.
Эксплуатация ли?
Задания группам
1 группа
Реминисценции (В.Набоков “Приглашение на казнь”, Г.Газданов “Призрак Александра Вольфа”, А.Блок “Незнакомка”)
2 группа
История рассказа А.Бунина “Лёгкое дыхание”. Параллели с ним в “Эпитафии” Бунина
3 группа
Подобрать наиболее подходящие изображения женщин в названных произведениях. Обосновать. Возможно, сконструировать образ, создать самому.
Сопоставительный анализ.
I. Каковы факты, указывающие на связь этих произведений (впечатления, композиция, строки)
Начало "Ники" как бы продолжение "Легкого дыхания" ("и снова ее легкое дыхание разлилось…")
Прямое упоминание книги Бунина на коленях главного героя ("…том Бунина как кирпич на коленях давит…")
Обратная композиция.
Повествование от "Я", но разность этого авторского "Я".
II. Сравним сюжеты
1. Гибель героинь, трагическая, но случайная, в "Нике" и спровоцированная героиней в "Легком дыхании".
Ситуация разврата героинь.
- У Бунина – случайное сближение и открытие ("или я такая"), отвращение к себе и к мужчинам, но любовные связи.
- У Пелевина – героиня или любовница, или жена (как бы инвариант – жизни Оли Мещерской)
III. Особенности героинь
Общее – молоды, странны, непонятны окружающим
Различие - характеры разные (найти ключевые слова)
Оля Мещерская | Ника – Вероника |
живость, нарядность, праздничность,
легкость, много друзей. ("вихрем носилась, с разбегу остановилась, сошла с ума от веселья") |
"Запросы чисто физиологические" "С чужими чувствами не считалась", "по сути она пошла" |
И | "ей было наплевать, что я
говорю, все равно, что говорю с диваном" "природная сдержанность", " ее не любили" пошлые связи с пошлыми мужчинами ("пошляк с бесцветными усами) |
оценка себя и других (отвращение – "без выражения на лице", ведение дневника). будто торопились жить, "сгущенная жизнь", но что двигало ею? И все-таки зеленоглазая непостижимость. |
IV. Реакция окружающих на гибель героинь.
Бунин (грусть, сожаление)
классная дама на могиле
"не произвела впечатления", но "никогда я не буду держать на руках другую кошку".
V. К чему упоминание других авторов и черт их героинь?
Что объединяет всех этих женщин?
- Загадка – тайна – трагедия – печаль
VI. Кто же пелевинская героиня?
странность? игра?
Найдите факты, говорящие о том, что речь идет и не о женщине даже, а о ком?
- конец текста – упоминание о кончине
- поведение – голая на балконе следит за птицами, выгнув спину
- ни слова ни о чем не сказала
- любила лазить по верхам, разбила вазу
- её кавалера рассказчик видел, когда он шарил в помойных, мусорных баках; описание его: герой, застав их на лестничной площадке, бросил в них крышку бака
- на неё по непонятной причине бросилась собака
VII. Цель бунинского произведения?
Что сам автор говорит об этом?
Смысл названия?
(многозначие слова "легкое" - легкое дыхание – естественное дыхание)
окружение |
если бы не - безумность, - не примитивное понимание смысла жизни - не пошлое |
Стихотворение “Эпитафия” Бунина
Цель пелевинского рассказа?
- Бунин хотел показать "утробное существование", Пелевин показал существование, доведенное до крайности, сплошная "физиология".
Но все-таки о чем этот рассказ?
- Вернемся к эпиграфам, к вопросам в приведенных высказываниях.
Что является проблемой нашего времени?
- дефицит человеческого общения.
- непонимание даже в семье, между близкими людьми (вспомним особенности диалогов чеховских, горьковских пьес и - Абрамов "Степа"
Кто виноват в гибели Ники?
- "Каждый приговор сам находит подходящего палача…"
- Каждый из нас – соучастник массы убийств (прямо или косвенно)
В чем вина героя?
- отсутствие интереса к ее внутреннему миру (однажды попытался…бросил)
- нереагирование на ее поступки – свидетельство его равнодушия к ней или отсутствия каких-либо чувств
- не заступался перед друзьями
- ощущение одиночества (если героиня – кошка и это все горькая ирония – рассказ автора, то до какого же одиночества (внутренней пустоты) "дошел" человек, если скрашивает его кошкой, которая гуляет сама по себе.
Это же чувство в "Одиночестве" Бунина.
…Что же …камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить…
Так какой вывод можно сделать о ценности или без-ценности пелевинского рассказа.
VIII. Результаты работы группы с иллюстрациями – портретами героинь разбираемых произведений.
IX. На перспективу для желающих заняться исследовательской работой наметки – параллели:
1. "Принц Госплана”. В.Пелевина 2. "Девятый сон Веры Павловны”. В.Пелевина 3. "Жизнь насекомых". В.Пелевина 4. ? 5. ? 6. ? |
"Дьяволиада". М.Булгаков " 4-й сон Веры Павловны". Чернышевский "Жизнь микробов". М.Твен "Скотный двор". Оруэлла "Голубая стрела". Д.Родари "За далью даль". Твардовский |
Список литературы
- Практикум по литературе для 11-х классов / Под ред. Лыссого Ю.И. Статья “О философии любви у Бунина. М.: Мнемозина, 1998. –
- Другая проза. Поиск, обретения, потери. Холодов И.В. Журнал “Литература в школе”, 2002/№8; 2003/№1, №2.
- Русская проза 1980-2002 гг. “На перекрестке линий, споров”. Журнал “Литература в школе”, 2002/№4, №5.