Литература
-
"Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения" 2007
Театральный урок в 9-м классе поможет учащимся задуматься над тем, что в изобразительном искусстве и литературе эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, совершенным и сильным, нежным и гневным, веселым и задумчивым, познакомит с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.
-
"Лермонтовские параллели" при изучении произведений Л.Н. Толстого в школе 2008
Школьная программа не дает возможности полностью проследить, как взаимосвязано творчество писателей и поэтов. А ведь это особенно важно для учащихся, факультативные занятия позволяют восполнить этот пробел, в частности рассмотреть вопрос о связи творчества Л. Н. Толстого и М. Ю. Лермонтова.
-
Лейтмотив утраты в повести В.Маканина "Где сходилось небо с холмами". 11-й класс 2008
В отличие от всей литературы постмодернизма рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить вину любой ценой, даже такой дорогой, как смерть.
-
Лексика и фразеология 2012
Обобщение и закрепление знаний с элементами технологии кейс-стади и беседы. На уроке осуществляется повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке. Используются такие методы, как объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос. Урок способствует становлению любви и уважения к русскому языку.
-
Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море 2004
Использование на уроках русского языка краеведческого материала способствует формированию личности гражданина Отечества, правил и норм поведения человека в обществе, воспитанию любви к малой родине и бережного отношения к своему городу, его истории, традициям, культуре. На таких уроках у учащихся формируется потребность в пополнении знаний путём самообразовательной работы, развиваются творческие и исследовательские навыки.
-
Лексико-грамматическая работа при анализе стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" 2012
На уроке анализируется язык произведения, роль эпитетов, глаголов, оценочных суффиксов, подбор автором слов в той или иной описываемой ситуации, местоимений, распространённых и нераспространённых предложений. Цель работы - на доступном уровне объяснить учащимся 5–6-х классов роль слова, морфемы, построение предложения в тексте.
-
Лексико-семантическая группа прилагательных, обозначающих запах в лирике С.Есенина
2013
Исследовательская работа посвящена решению актуальной задачи – описанию особенностей пласта русской лексики, объединенной в лексико-семантическую группу прилагательных, обозначающих запах. Актуальна проблема функционирования единиц ЛСГ в художественном призведении.
-
Лекция на тему "Русская драматургия второй половины XX века" с презентацией
2012
В 1950-е в СССР были изданы постановления по драматургии. Была осуждена так называемая «теория бесконфликтности», провозглашавшая единственно возможным драматургический конфликт «хорошего с лучшим». Пристальный интерес правящих кругов к современной драматургии обусловливался не только общими идеологическими соображениями, но и еще одной причиной.
-
Лекция на тему: "Пушкин в портретах" 2007
"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная", - писал Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет "самую занимательную науку"! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые живут в одно время с поэтом, твердят, как клятву, оду "Вольность", "К Чаадаеву"; люди, ходящие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могут встретить Пушкина и пройти мимо, не угадать. Фотография не изобретена: первый простейший фотографический снимок – дагероскоп – появился уже после смерти Пушкина.
-
Лекция-визуализация в 11-м классе о Русском Зарубежье "Мы не в изгнании. Мы – в послании"
2012
Урок проводится с целью показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья; помочь учащимся осознать роль творчества русской эмиграции «первой волны» для культурного Возрождения России; формировать чувство любви, преданности своей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции, которые до конца своих дней оставались верны России, ее культуре и народу.
-
Лермонтов-художник. К 210-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова 2024
Лермонтов был разносторонне одарён: прекрасно рисовал, играл на скрипке и фортепьяно, увлекался математикой. Уже в детские годы он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции. Лермонтов рисовал всю жизнь. Хотя не все его работы сохранились, однако и то, что дошло до нас, а это более десяти картин маслом, свыше пятидесяти акварелей и трёхсот рисунков – даёт полное представление о его живописном наследии. Он был великолепным пейзажистом, увлекался портретной живописью, причём изображал людей своего окружения с большой точностью. У него много рисунков, выполненных не только акварелью, но и пером, карандашом.
-
Леса России. Языковые особенности научного и художественного стиля 2020
Цели и задачи урока: рассмотреть типы лесов России, их факторы размещения, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; научить видеть отличие научного стиля от художественного; научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.
-
Лики любви в поэзии Л.А. Никоновой 2011
Данный урок разработан на основе творчества кузбасской поэтессы Л.А. Никоновой. Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении поэзии: учить добру, милосердию, состраданию и просто любви.
-
Лимерики. Из английского в русский. 7–8-е классы 2012
Написание нетрадиционных творческих работ является не только средством формирования умений и навыков речевого общения, но и, развивая образное мышление, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, так как современная система образования в большей степени нацелена на развитие логического мышления. Создание сочинений в жанре лимерика, а также литературный перевод лимериков с английского языка на русский вызывает огромный интерес у учащихся, так как требует от детей фантазии, воображения.
-
Лингвистическая игра для учащихся 8-х классов 2009
Данная лингвистическая игра разработана для учащихся 8-х классов и направлена на то, чтобы в игровой форме повторить изученный материал по русскому языку, литературе и риторике. Игра способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
-
Лингвистические способы передачи основного смысла романа Х.Ли "Убить пересмешника" 2016
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 11-м классе необходим, чтобы через анализ текста, исследование средств художественной выразительности, изучение синтаксических особенностей прийти к пониманию основной проблемы произведения, повысить качество знаний по английскому языку через перевод оригинального текста. Это один из подходов к анализу литературного произведения: через слово прийти к смыслу. Такой материал поможет учащимся на ЕГЭ по литературе и на олимпиадах.
-
Лингвистический анализ отрывка из повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Элективное занятие в 10-м классе 2012
Элективный курс «Лингвостилистический анализ текста» рассчитан на 34 часа. Представляет собой путь к синтезу художественного произведения и «ключ» к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. На занятии анализируется отрывок из художественного произведения на всех языковых уровнях. Языковые единицы разъясняют содержательную и символическую части текста.
-
Лингвистический анализ рассказа К.Паустовского "Желтый свет" 2013
Любой вариант (комплексный, лингвистический) анализа текста, особенно прозаического - это кропотливая работа. Но именно этот вид деятельности позволяет проникнуть в суть процесса создания данного произведения, как можно ближе соприкоснуться с творческой мастерской Мастера слова.
-
Лингвистический анализ стихотворений М.Цветаевой на уроках литературы (русского языка) 2012
Целью лингвистического анализа является изучение системной организации языкового материала. Анализ стихотворений М. Цветаевой показывает, что она интуитивно и лингвист, и историк языка. Представлен анализ стихотворений «Красною кистью…», «Рябину рубили…».
-
Лингвистический анализ стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" 2014
В статье рассматривается актуальный вопрос организации лингвистического анализа текста на уроках литературы в основной школе. Автор статьи приводит пример лингвистического анализа мини-стихотворения В.Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913). Такого рода анализ стихотворения может быть проведен на уроке, который предшествует рассмотрению более крупного и сложного произведения автора.
-
Лингвистический анализ стихотворения Н.С. Гумилёва "Лес" 2008
Любовь, смерть и стихи. В 16 лет мы знаем, что это прекраснее всего на свете. Потом — забываем: дела, делишки, мелочи повседневной жизни убивают романтические «фантазии». Забываем. Но он не забыл, не забывал всю жизнь. Рассматриваемое стихотворение входит в сборник «Огненный столп». Название книги взято из Ветхого Завета: «В стопе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь». Поэт приходит к прямому толкованию леса как знака души человека и одного из самых сильных душевных переживаний — любви.
-
Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения 2005
С помощью лингвистического анализа художественного текста можно совершенствовать конкретные формы и методы введения художественной культуры слова в процесс обучения русскому языку. ЛАХТ позволяет научить школьников читать художественную литературу, правильно организовать работу по развитию речи, привить им лингвистическое и эстетическое чутье, воспитать их чуткими к красоте и выразительности языка, научить по крупицам впитывать в себя настоящий русский литературный язык, который должен быть предметом гордости нации.
-
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе 2011
Статья отвечает на вопросы: что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста?
-
Лингвистический КВН. Игра "Умники и умницы" (по творчеству А.С. Пушкина) 2003
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы" для учащихся 6-го класса по творчеству А.С. Пушкина. Отборочный тур проводится по теме "Пушкин в Лицее".
-
Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица" 2008
На уроках литературы объектом критического анализа является художественный текст. Методов анализа текста всегда предлагалось множество. Интересными для учащегося и эффективными являются приемы построения "кластера" и составления "двойного дневника". Рассказ И.А.Бунина "Красавица" представляет интерес для пытливого читателя. Мудрость и богатый писательский и жизненный опыт Бунина, с одной стороны, и незамысловатость сюжета, небольшой объем — с другой, дают стимул для глубокого анализа этого произведения.
-
Лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина 2009
Проведя сопоставительный лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина, обучающиеся на основе собственных наблюдений над текстами убеждаются в эстетической функции языка; выявляют определенные закономерности, характерные для стиля В.Маяковского и С.Есенина; приводят собственные аргументы для обоснования выдвинутого тезиса.
-
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина "Красавица" 2003
Лингвистилистический анализ текста рассказа И.А.Бунина "Красавица" определяет замысел писателя, основную идею произведения: дети - символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если взрослые не окружат его заботой и вниманием. Проводится анализ текста как языкового целого, ведётся наблюдение над эстетической функцией слова, анализ языковых средств и изобразительно выразительных средств.
-
Лирика А.А.Фета и импрессионизм 2017
Цели урока: каждому десятикласснику совершить «открытие» - по-новому прочитать стихи А.А. Фета; подтвердить или опровергнуть мнение: «В лирике А.А. Фета присутствуют черты импрессионизма»; формировать умение работы в группе, применяя методику сотрудничества.
-
Лирика А.В. Кольцова. Содружество муз. 5-й класс 2011
Цель занятия: развивать способность учащихся к пониманию своеобразия художественной манеры поэта на примере анализа отдельного стихотворения. Урок проходит в форме творческой мастерской, где учащиеся составляют «партитуру чувств» стихотворения, учатся видеть эмоциональное соответствие между стихотворениями поэта, картинами А.Г. Венецианова и музыкой А.Л. Гурилева.
-
Лирика Бориса Пастернака 2009
Урок-мастерская создаёт условия для самостоятельной обработки учащимися полученных предметных знаний и умений. Приёмы индивидуальной и групповой работы позволяют перейти на новый качественный уровень.