Литература
-
"Лампада чистая любви…" Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Литературно-музыкальная композиция 2008
Работа представляет собой устный альбом, включающий в себя шесть страниц, каждая из которых посвящена одной из женщин в жизни А.С. Пушкина (Екатерине Бакуниной, Марии Волконской, Елизавете Воронцовой, Анне Керн, Анне Олениной, Наталье Гончаровой). Проводится в виде обобщающего урока после изучения любовной лирики А.С. Пушкина в 9-м классе.
-
«Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
2012
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака». Изучение нового материала ведется в лекции учителя, беседе. Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, познакомить с особенностями языка писателя. Урок обогащает нравственный опыт учащихся; воспитывает гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
-
Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии 2008
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов. Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль, недосказанность, намёк. Они расчитаны на умного и вдумчивого читателя. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
-
Культурно-исторический проект «Их подвиги навечно в памяти людской» 2022
Осваивая через предмет культуру, познавая национальные корни, ученик при помощи учителя выстраивает диалог, вступает в общение с автором, с иным временем, имеет возможность для проработки своей внутренней жизни с точки зрения положительных жизненных идеалов. Значимую роль в этом процессе играет рефлексийное чтение – средство, обеспечивающее проработку внутренней жизни; как процесс, оно не имеет окончания действия, является продолжением позиционного анализа текста.
-
Культурологический аспект в преподавании литературы в сельской школе 2009
В статье представлен многолетний опыт работы сельского учителя по использованию культурологического подхода на занятиях в профильной группе. Излагаются два направления, в рамках которых решаются проблемы целей и содержания культуроведческого аспекта: - обучение литературе в контексте русской культуры; - познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русской литературы, ее богатства на фоне сопоставления с другими культурами.
-
Культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе 2003
Культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе диаспоры. В статье рассматривается культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе диаспоры, положенный в основу учебного комплекса "Страна читателей", создаваемого автором в соответствии с требованиями нового латвийского стандарта по литературе.
-
Культурологическое прочтение повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист" 2007
Изучение повести "Фаталист" М.Ю. Лермонтова проходит как заключительный этап системы уроков по роману "Герой нашего времени". И ключевая философская проблема - вопрос о пределах свободы личности - получает здесь своё завершение.
-
Курс по выбору "Изображение исторической личности в искусстве" 2006
Курс интегрирует литературу, историю, МХК, расширяет культурологический кругозор, дает возможность почувствовать сладость "дыма Отечества", проникнуться гордостью за мастеров, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения стали достойным вкладом в развитие культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве. Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия.
-
Курс по выбору для учащихся 9-х классов. Тема: "Древнерусская литература" 2009
Курс опирается на содержание материала, изученного в разделе "Древнерусская литература" в 5–9-х классах. Цель программы: систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.
-
Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Л.Андреев. Рассказ "Кусака" "Все живое имеет одну и ту же душу…" 2009
Урок литературы подготовлен для учащихся 6-го класса. В ходе урока решались задачи воспитания чувства сострадания ко всему живому; формирования и воспитания личности, ответственности за всё, что окружает человека. На основании собственного, пока небогатого жизненного опыта ученики согласились с мнением Л.Андреева, что "Всё живое имеет одну и ту же душу...".
-
Л.Н. Толстой "Война и мир". Изображение в романе войны 1805–1807 годов 2010
На уроке основное внимание уделяется событиям, описываемым в первой и во второй части тома I романа Л.Н.Толстого "Война и мир".
-
Л.Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя 2012
На уроке раскрывается смысл высказывания М.Горького о Толстом: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого..." В результате самостоятельного исследования учащиеся дают развернутый ответ на проблемные вопросы.
-
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Подготовка к написанию домашнего сочинения 2025
Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, дома напишете сочинение.
-
Л.Н.Толстой "Петя Ростов" (Отрывок из романа "Война и мир"). 5-й класс 2013
На уроке автор обсуждает с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помогает детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах; знакомит с фрагментами многопроблемного литературного произведения.
-
Л.Н.Толстой «После бала». Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни 2016
Цели урока: воспитать личность, имеющую представление о творчестве Л.Н.Толстого, о композиции рассказа «После бала», об особенностях использования приема контраста; умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
-
Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. "Детство" (Главы «Maman», «Детство») 2020
Цель урока: знакомство с автобиографической трилогией. Анализ главы «Maman», «Детство».
-
Л.Н.Толстой. Автор-повествователь в рассказе «Набег» 2014
На уроке учащиеся вспоминают основные вехи биографии Л.Н. Толстого, говорят об отношении писателя, участника Крымской кампании, к войне; рассматривают авторскую позицию в рассказе «Набег» и средства ее выражения. В ходе урока работают с кластерами, составляют синквейн. Презентация делает урок более динамичным, создает эмоциональное отношение к произведению.
-
Л.С. Петрушевская. "Принцесса-белоножка, или Кто любит, носит на руках". Урок литературы в 5-м классе 2009
Урок внеклассного чтения, который проводится после изучения литературных сказок. Основная цель занятия - формирование навыков исследовательской работы в группе, расширение кругозора детей, воспитание их познавательной активности.
-
Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") 2006
Цели и задачи урока: > познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию; > обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
-
Лабораторная работа на уроках словесности 2005
С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.
-
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
Одной из наиболее трудных тем на выпускном экзамене в 11-м классе является анализ эпизода. В отличие от "проблемных" сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение - анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения. Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.
-
Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова. Подготовка к ЕГЭ
2021
Представлена презентация по литературе для подготовки к сдаче ЕГЭ. Тема: "Лагерная темы в произведениях А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова".
-
Лаймен Фрэнк Баум и его волшебная Страна Оз 2023
Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством Фрэнка Баума, а также с различными адаптациями его произведений в кино и анимации; сравнение характеристик главных героев и сюжетных линий в книгах о Стране Оз Баума и волшебной стране Волкова.
-
Ласточка вдохновения. Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с использованием методики В.А. Лазаревой и логико-графических схем при анализе поэтических текстов 2008
Урок (2 часа) представляет мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций по лирике трех поэтов трех разных веков. Одна из целей, которая преследовалась учителем, - показать, как в рамках мастерской при анализе высокохудожественных поэтических текстов можно использовать логико-графические схемы, выстраиваемые в программе Microsoft Office PowerPoint. Это необычно, ново для учащихся.
-
Лев Толстой и Казанский край (Умники и умницы — викторина по материалам литературного краеведения) 2005
Урок-игра "Умники и умницы" для учащихся 10–11-х классов проводится по материалам литературного краеведения.
-
Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре: материал к интегрированному уроку литературы и мировой художественной культуры 2005
В статье сопоставляются тема Вавилонской башни в произведениях русской литературы и неосуществленный замысел возведения "Вавилонской башни" Дворца Советов Б. Иофана на месте Храма Христа Спасителя. Материал может быть использован на уроках по темам "Утопия и антиутопия в русской литературе", "Жанр и смысл названия повести А. Платонова "Котлован" и другие.
-
Легенда, пришедшая к Пушкину 2008
Данная работа представляет собой исследование и изучение научной литературы, касающейся романтических произведений А.С. Пушкина. Особое внимание уделено поэме «Бахчисарайский фонтан». Приводятся интересные факты о том, кто рассказал Пушкину легенду о «фонтане слез» и кто мог бы быть прототипом героини поэмы.
-
Легенды и мифы Древней Греции 2007
На уроках, посвященных изучению мифов, перед детьми ставятся задачи нравственного характера: каким нужно быть человеку, какие поступки нельзя совершать ни при каких обстоятельствах, деяния мифических персонажей рассматриваются сквозь призму нравственности. Уроки объединены общей идеей: зло должно быть наказуемо.
-
Легенды и мифы Древней Греции. Литературная игра “Куб” 2023
Цель игры: обобщить и проверить знания учащихся, полученные на уроках и при самостоятельном изучении легенд и мифов.