Лексико-грамматическая работа при анализе стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Разделы: Литература


В 5-м классе ученики уже немало знают о войне... О Великой Отечественной войне. Они смотрят фильмы, передачи, посвященные этим событиям, интересуются теми далекими событиями, с интересом слушают о том, что тогда и как было. Задают много вопросов. И это не праздный интерес, а настоящая заинтересованность, которая сквозит в каждом их взгляде.

Отсюда и работа над стихотворением Твардовского не будет тяжёлой: пятиклассник подготовлен к его восприятию. Но в начале урока для создания психологического настроя нужно вновь вспомнить летопись Великой Отечественной войны. Это могут быть и словесные штрихи о том периоде: учитель расскажет о событиях тех страшных лет, прочитает строки о подвигах, отрывки из дневников…. Иллюстрации и аудиозаписи также помогут создать необходимую атмосферу.

“Рассказ танкиста” – произведение, которое находит живой отклик у пятиклассников. Сюжет стихотворения настолько понятен для ребят, что сразу после прочтения они рвутся обсудить услышанное, поделиться впечатлениями, ведь об этом, что было и есть на страницах учебника, они не раз слышали, смотрели, говорили. Но в 5-м классе учащийся, даже сразу поняв тему и идею стихотворения, не обращает внимание– или делают это немногие – на лексико-грамматическое оформление произведения. А ведь именно через него автор выражает своё отношение к описываемым событиям, подчеркивает необходимые детали как в отражаемых событиях, так и в образах героев.

Тема стихотворения – война и дети – врывается сразу, с первой строфы. Твардовский с помощью обильного использования средств выразительности обращает наше внимание на них

Прежде всего большую нагрузку несут суффиксы. Ребята уже в 4-5-х классах понимают роль этой морфемы:

  1. Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку…
  2. Из тех, что главарями у детей…
  3. И вдруг к машине подбежал парнишка…
  4. Влезай сюда, дружище!..
  5. Стоит парнишка – мины, пули свищут…
  6. Спасибо, хлопец! –
    И руку, как товарищу, пожал…

Герой стихотворения, оставшийся безымянным для воина, не мальчик, а мальчОНКа – парнИШКа – главАРЬ – дружИЩе – хлопец – товарищ. Этот ряд слов-обращений к герою, уже может многое рассказать о самом персонаже, о восприятии его солдатом.

Оценочный суффикс (как в примерах: ручОНКа, собачОНКа, грачОНОК..) учащиеся без труда выделяют, понимая его смысловую нагрузку: герой остался в памяти солдата маленьким, их ровесником, но в то же время бесстрашным, ринувшимся помогать воинам. (Можно обратить внимание ребят на то, что данный суффикс не всегда имеет это положительное значение “милый, маленький”, иногда несёт уничижительное значение”: шапчОНКа, волчОНОК (беглое -о-). Сказать нужно и о том, что в ряде случаев суффиксы помогают автору создать образ чего-то маленького, приятного, милого, но в зависимости от вкладываемого смысла, эти же самые слова могут характеризовать предмет и со знаком минус: “Волчонка вырастил!”, “Да забери ты свою шапчонку! Нужна она! Ходить в такой стыдно!” Не так в нашем стихотворении) Рядом со словом мальчонка тут же появляется другое – “рубашОНКа”. Твардовский снова подчёркивает “невеликость” героя, его маленький возраст. И вновь суффикс помогает автору.

Герой – “главАРь”, а ведь это примечательно. Пятиклассники мгновенно хватаются за это знакомое им слово, могут во всех подробностях рассказать, где, в каких обстоятельствах слышали его, в каких фильмах, книгах встречали. Учитель же обратит внимание ребят на корень слова: глАва-гОЛОва, поможет подобрать однокоренные, объяснит значение: головной, во главе, главный. Такая работа добавит новые штрихи для понимания персонажа: мальчик не прячется за спины, он впереди всех, а значит, ему доверяют, его слышат, друзья идут за ним. Тут же надо обратить внимание ребят, что Твардовский не пытается выделить именно этого мальчонку, он сразу же говорит читателям, что подобных ему ребят много. Таких же “бедовых”, которые встречаются повсюду. (Обязательно объясним значение слова “бедовый”, так как детская этимология обязательно сопоставит слово с “бедой”):

Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых…

Раз “бедовый” герой, значит, “шустрый, озорной, неугомонный, бесстрашный”. Выбор эпитета у Твардовского не случаен: одним мазком, одним словом автор характеризует героя. Далее автор снова подчеркнёт эту черту характера парнишки, рисуя его мужественность, на которую даже прославленный воин порой не решится. Здесь речь не о том, что мальчик поступает необдуманно, не по-взрослому, а о его самоотверженности, о самости героя: рядом был огонь, он был “страшен”. Эпитет помогает нарисовать обстановку, царившую на улице. Даже воины не могли подобраться к врагу.

Обратим внимание пятиклассников на слова “ПРОрывались” и “гвоздит”:

Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит-…

Последний глагол ребята сами выхватывают из текста, комментируют его значение: часто стрелял; будто гвозди впиваются, так больно при этом. Этот окказионализм поэта ярко характеризует то, как уверенно, безостановочно враг стрелял из-за “домишки”. И это не давало возможности солдатам обойти стрелявшего, уничтожить его. Воины “ПРОрывались”: глагол несовершенного вида подсказывает читателю о действии, которое не закончено, повторяется снова и снова.

Вглядимся в строки:

Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей…

Выделим слова “в городИШКах ПРИфронтовых”. Сам поэт, видевший те страшные события, скорее, не раз наблюдал эту картину в маленьких городах, куда заносила его тогда судьба: ребятня помогала воинам, с радостью окружала их, стараясь помочь, чем может. Твардовский использует суффикс -ИШК-. Он не говорит “маленький”, “захолустный”, город. Его выручает уменьшительно-ласкательный суффикс, несущий значение “небольшой”. Автору важно дать понять, что не только в больших городах есть ребята, которые сердцем болеют за свою страну, но и в малых городах есть “большие” невзрослые люди, что переживают за Родину, могут сделать для неё невозможное. Эти города находятся рядом, ПРИ центральных, то есть рядом, но так же, как и большие, чувствуют всю ту беду, что опустилась на плечи русских людей.

Твардовский обращает наше внимание лишь на некоторые детали в действиях таких мальчишек: “таскать им воду вёдрами– не труд”, “приносят мыло с полотенцем к танку”, “сливы недозрелые суют”. Говорим с пятиклассниками о том, что иной помощи обычный мальчишка во время войны оказать не может, но помочь здесь и сейчас так, чтобы почувствовать себя участником этих важнейших событий, ребёнок может: дать умыться воину, дать ему сливы, пусть и “недозрелые”.

Тут же при разборе этих строк можно ввести понятие “авторский знак”, вместе с ребятами решить, с какой целью Твардовский ставит тире в строке “таскать им воду вёдрами-не труд”? Автор с помощью пунктуационного знака подчёркивает важность этого действия, которое совершают мальчишки. Важность для них самих: они “таскают воду” (напомним пятиклассникам, что в глаголе несовершенного вида заключена повторяемость событий, незаконченность. То есть ребятня, встречающая бойцов, проделывает это по много раз – трудятся, приобщаются к жизни взрослых со всем народом. Многоточие в конце этой, третьей строфы, также значимо: автор мог бы перечислять то, что делают ребята ради солдат-освободителей, но стоит ли продолжать этот ряд? И сказанного достаточно для понимания их поступков.

Когда мальчонка подбегает к боевой машине, то танкист называет его “парнИШКа”, во второй раз подчёркивая его малолетство, но в этом же слове, его корне, таится уже иное значение: парень– а значит– некая зрелость. В данном случае– зрелость в поступках, в желании помочь, не оставаться в стороне, когда Родина стонет от вражеского захвата.

После слов героя о том, что он знает, где “примостился” враг, командир называет его “дружИЩе”. Этот суффикс, вновь хорошо понимаемый пятиклассниками, помогает солдату оценить героя: не просто друг, а такой, который на все времена, с ним никакая беда не страшна. Друг “с большой буквы”. Ведь суффикс –ИЩ– и несёт это значение “огромный, великий”: ножИЩа, холодИЩа… Эта морфема в ряде случаев имеет лишь указанный последний смысл (часто с целью создать страшный пугающий образ. Вспомнить хотя бы небезызвестного тараканИЩа К.И.Чуковского), но здесь роль суффикса двояка: он несёт и значение “теплоты”, расположения одного человека к другому.

Прощаясь, боец обращается к мальчонке словом “хлопец”. Вроде и обычное слово, но роль его тоже велика. Ведь обратись к герою “мальчик”, наверное, ему было бы где-то обидно: “безымянность” в этом обращении слишком явная. Слово же “хлопец” скрадывает это, с другой стороны, содержит в себе ласковость, дружественность, а также говорит о том, что танкист сам с Украины. И уже заканчивает автор стихотворение сравнением “руку, как товарищу пожал”. В этом слове “товарищ” вся полнота дружественных чувств, неразрывность уз, связывающих теперь мальчугана и танкиста.

В стихотворении достаточное место занимают реплики бойца и мальчика. Слова “парнишки” стоит разобрать в классе.

– Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами! Прямо приведу.

Наверное, при хорошем прочтении, когда акценты расставлены верно, любой человек сразу уловит повтор, который применяет автор. Его герой в этих двух репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему? – спросим пятиклассников. Это желание мальчика выделиться? Похвастаться? Или что-то иное? Пусть ребята сформулируют свой ответ, подумают. Безусловно, что это “я” в словах парнишки отдаёт гордостью за себя, подчёркивает самость героя: именно я, никто другой может показать дорогу к спрятавшемуся врагу Но тут прочитывается и то детское, что часто руководит 10-12-летними мальчишками: “бедовость” – озорство, эдакая лёгкость восприятия жизни, которые сопутствуют этому возрасту, когда не задумываешься о том, что жизнь ценна, что минуты решают всё. Ты просто живёшь, помогаешь, если можешь... Рассказывая об этом, Твардовский снова, в который раз, подчёркивает, чтобы мы не забыли: героический поступок совершает ребёнок. “РубашОНКа пузырём” этого мальчугана, когда вокруг “мины, пули свищут” создаёт эклектичный образ: война и дети несовместимы.

И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Лексическая работа здесь, на первый взгляд, и не важна, так как ребята понимают, чувствуют поступок солдатов и мальчика: их желание избавиться от врага, победить. Но проанализировав выбранные поэтом слова, понимание действий героев становится глубже. Эпитет “полный”, то есть на предельной скорости, ярко характеризует всю ненависть танкистов к стрелявшему врагу. И тут же Твардовский говорит, что пушку не сбили, не своротили, не разломали, ...а именно “вмяли”. Подбираем слова с той же приставкой: вбить, втоптать, втиснуть…Морфема несёт значение “закончить”, а сам глагол – “вдавить”. Создаётся ощущение окончательности действия, такого, когда никто и никогда не сможет из “жирного, рыхлого чернозёма” раскопать эту пушку. Эта земля (эпитеты работают на это же восприятие) поглотила вражеское орудие. А желание того, чтобы извергнуть это орудие из памяти людей, этого врага, причинившего боль народу, выражено и словом “с расчётом”, то есть намеренно.

Синтаксис стихотворения имеет важную роль. С первой строфы видим, что многие предложения короткие. Не нераспространённые, а именно такие– недлинные. Почему? “Был трудный бой”, “Шёл бой за улицу”, “Я вытер пот”… Это же рассказ танкиста. В беседе, в дружеской обстановке воин, спустя годы, вспоминает о произошедшем в те страшные дни. Он говорит о том, что видел, о своих чувствах, воссоздаёт те детали, которые врезались, вгрызлись в его память. Это не та беседа, когда подбор слов, выражений необходим, исходя из каких-либо этикетных форм, а когда человек делится пережитым в кругу тех, кому доверяет. Отсюда настолько простая, разговорная лексика, предложения, не осложнённые обособленными членами. Живая речь солдата воссоздана поэтом.

При анализе стихотворения, конечно, учитель скажет о рефрене, повторах внутри строф, имеющих немалое значение.

После работы над языком стихотворения нужно обратить внимание на иллюстрацию в учебнике (страница 6). “Вот солдаты идут…” художникак Ю.Непринцева. Здесь поможет вопрос 3 (страница 4), где приведён отрывок из военных воспоминаний Твардовского 1942 года.