Цели: Через сопоставительный лингвостилистический анализ данных отрывков
- показать эстетическую функцию языка; разный стиль поэтов;
- способствовать формированию патриотизма.
- формирование умений лингвостилистического анализа текста в единстве содержания и формы (выяснить, как выбор языковых средств зависит от содержания);
- развитие связной монологической речи в форме рассуждения - доказательства.
Результативность и эффективность данного занятия: обучающиеся на основе собственных наблюдений над текстами убеждаются в эстетической функции языка; приводят собственные аргументы на основе литературного и жизненного опыта для доказательства выдвинутого тезиса.
Актуальность данной разработки:
- формирование у обучающихся ценностно-личностного отношения к литературе, истории, языку;
- формирование навыков исследовательской работы.
Какими средствами достигаются цели урока: исследовательский (частично-поисковый) метод: наблюдение над языковым материалом; выявление определенных закономерностей, характерных для стиля В.Маяковского и С.Есенина; подбор собственных аргументов-доказательств для подтверждения тезиса.
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Ход урока
- Выразительное чтение отрывка, спроецированного на экран через видеопроектор.
За тучей | Я |
берегом | землю |
лежит | эту |
Америка. | люблю. |
Лежала, | Можно |
лакала | забыть, |
кофе, | где и когда |
какао. | пузы растил |
В лицо вам, | и зобы, |
толще | но землю, |
свиных причуд, | с которой |
круглей | вдвоем голодал, - |
ресторанных блюд, | нельзя |
из нищей | никогда |
нашей | забыть. |
земли | 1927 г. |
кричу: |
1). Кто автор этих строк? Ответ обоснуйте.
(Необычное построение стиха - лесенкой - свидетельствует о принадлежности данных строк Вл. Маяковскому, отрывок взят из поэмы "Хорошо").
2). Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста.
(Проблема данного отрывка - проблема нравственного выбора, связанного с эмиграцией).
3). Что вы можете сказать об авторской позиции?
(Авторская позиция - позиция хрестоматийного Маяковского-"агитатора горлана, главаря" - четко сформулирована в следующем восклицательном предложении: "Я землю эту люблю").
4). Определите стиль и тип речи данного текста.
(По стилю и типу речи отрывок представляет собой художественно-беллетристическое рассуждение-доказательство с элементами повествования и описания. Сформулировав тезис "Я землю эту люблю", автор обосновывает его через аргумент "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть". Между тезисом и аргументом прослеживаются явные причинно-следственные отношения, рождающие в подтексте вопрос "Почему я (лирический герой) люблю эту землю (нищую Россию), а следовательно, не могу выехать за ее пределы?". Этот вопрос в подтексте поднимает другую микротему - микротему патриотизма, которая закономерно рождает у читателя вопрос "Можно ли, находясь в эмиграции, оставаться патриотом?". Вступление, представляющее собой, по сути дела, антитезу (противопоставляются богатая Америка и нищая Россия), ставит проблему, связанную с вынужденной эмиграцией (данная проблема в начале ХХ века была весьма актуальной для большевистской Росси); нацеливает на обсуждение важного вопроса, связанного с выбором нравственного характера. На данные вопросы "Как поступить?", "Что делать?" автор дает конкретный, весьма однозначный ответ: ни при каких обстоятельствах нельзя покидать Россию; патриотизм может проявиться только на Родине).
5). Какие художественно-изобразительные средства использовал автор, чтобы выразить свою позицию?
(В соответствии с задачей убеждения, воздействия на воображаемого собеседника (читателя) автор использовал следующие художественно-изобразительные средства - антитезу (противопоставление): сытой Америке противопоставляется нищая Россия 20-ых годов ХХ века; эмоционально-экспрессивную, оценочную лексику: толще свиных причуд, пузы растил и зобы; эпитеты: толще, круглей, из нищей нашей, эту; перифраз: с которой вдвоем голодал. Диалог автора с читателем логичен, убедителен - достигается это за счет следующих синтаксических конструкций: простых парцеллятивных предложений; нескольких рядов однородных членов; прямой речи, представляющей собой восклицательное предложение; сложноподчиненного предложения с придаточным определительным).
- Прослушаем отрывок из стихотворения другого поэта, современника В.Маяковского, о котором Владимир Владимирович сказал: "Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел" - и попытаемся провести частичный сопоставительный анализ двух отрывков.
Вскрываю: читаю: Конечно! | Я часто хожу на пристань |
Откуда же больше и ждать! | И, то ль на радость, то ль в страх, |
И почерк такой беспечный, | Гляжу средь судов все пристальней |
И лондонская печать. | На красный советский флаг. |
"Вы живы?.. Я очень рада: | Теперь там достигли силы, |
Я тоже, как вы, жива. | Дорога моя ясна: |
Так часто мне снится ограда | Но вы мне по-прежнему милы, |
Калитка и ваши слова. | Как родина и как весна". |
Теперь я от вас далёко: | Январь 1925 г. |
В России теперь апрель. | |
И синею заволокой | |
Покрыта береза и ель. | |
Сейчас вот, когда бумаге | |
Вверяю грусть моих слов, | |
Вы с мельником, может, на тяге | |
Подслушиваете тетеревов. |
- Кто автор этих строк? Откуда взят отрывок?
(Отрывок взят из поэмы С.Есенина "Анна Снегина").
- Что связывает его с предыдущим отрывком и в чем разница между ними.
(С предыдущим отрывком его связывает общая тема - тема эмиграции, но, в отличие от Вл. Маяковского, С.Есенин открыто не выражает своего отношения к эмигрантам. Вглядываясь в себя и выстраивая модель своего жизнеощущения, в письме Анна Снегина одновременно обнаруживает некие общие установки сознания тысяч эмигрантов первой волны. Под сомнение ставится сама категория счастья: вдали от Родины его не обретешь - всеобъемлющей становится ностальгия, поэтому оказавшиеся в эмиграции живут не настоящим, а прошлым - воспоминаниями о покинутой им России. Воспоминания лирической героини о первой любви и о недосягаемой теперь Родине - основа лиризма данного отрывка).
- Можно ли, находясь вдали от Родины, оставаться патриотом? Или прав Вл. Маяковский: патриотизм проявляется только в Отечестве?
(Безусловно, можно. Подтверждение тому - жизнь и деятельность эмигрантов первой, второй и третьей волны: Бунина, Ростроповича, Барышникова, Бродского, Аксенова, Тарковского, Солженицына, Нуреева: И сегодня наши соотечественники-эмигранты проявляют себя вдали от Родины весьма успешно, а порой блестяще: к примеру, Дмитрий Хворостовский, Нина Ананиашвили на сценах Парижа, Милана и Токио служат Отечеству не менее достойно и действенно, чем их коллеги, находящиеся в Российской Федерации; наши физики, программисты, инженеры, работающие за границей, держат престиж российского образования на достаточно высоком уровне; не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с русскими фамилиями. Патриотизмом эмигрантов можно считать то, что они способствовали и способствуют экспансии (расширению, распространению) русской культуры в мире - от этого Россия только выигрывает).
- Сопоставительный лингвостилистический анализ отрывков из поэмы "Хорошо" В. Маяковского и поэмы "Анна Снегина" С.Есенина (составляется следующая таблица).
* Отрывок из поэмы
"Хорошо" | "Анна Снегина" |
В.Маяковского | С.Есенина |
* изображены первые десятилетия ХХ века
* тема патриотизма,
перерастающая в проблему
(есть выбор нравственного характера):
несмотря ни на что, надо остаться | можно эмигрировать |
в России - в этом суть патриотизма | микротема - ностальгия |
* авторская позиция
чётко выражена | констатация фактов |
из судьбы эмигрантов | |
первой волны |
* Я
лирический герой | лирический герой |
лирическая героиня |
*характерные особенности стиля
высокая патетика | тонкий лиризм |
Домашнее задание. Письменный сопоставительный лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина.