Технология: интегрированное обучение на основе схемных и знаковых моделей.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний. (широкое применение межпредметных связей: литература + биология + география + русский язык)
Форма урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование: настенная карта природных зон России, аудиокассета "Звуки леса", фотографии животных разных лесных зон, картины художников: Шишкина "Сосны освещенные солнцем", "Утро в сосновом лесу", Левитан "Золотая осень", "Осенние листья", Куинджи "Березовая роща", Васнецов "Дубовая роща", "Аленушка" и т.п. Листы опорных сигналов для каждого ученика, черные ящики (1 - кора березы, 2 - шишка кедра, 3 - дубовый лист) и вопросы к ним; карточки-задания, презентации.
Цели и задачи:
- Образовательные: рассмотреть типы лесов России, их факторы размещения, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; научить видеть отличие научного стиля от художественного.
- Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.
- Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине и языку; экологической культуры.
Эпиграф к уроку:
Давно пора бы воздать ему хвалу,
какой заслуживает этот милый дед,
старинный приятель нашего детства,
насмерть стоящий воин и безотказный
поставщик сырья, кормилец рек и хранитель
урожаев.
Л. Леонов
Ход урока
Географ. У нас сегодня немного необычный урок. С вами будут работать сразу два учителя: учитель русского языка и учитель географии. Но основную работу вы будете проводить сами. Мы обе будем вашими помощниками. Кроме этого, хотелось бы немного рассказать о правилах оценивания на сегодняшнем уроке. За каждое задание вы сможете получить определенное количество баллов, которое в конце урока сможете разделить между собой в группе и получить соответствующую оценку.
Литератор. Попробуем определить, какова цель нашего урока, исходя из его темы. (1 группа определяет цели по географии, 2 - по стилистике, 3 – по литературе.)
Итак, цели урока определены. Приступаем к их достижению.
Литерат. Прочитайте эпиграф. Это слова известного русского писателя Леонида Леонова. Как их можно соотнести с темой урока?
(Учитель литер. обращает внимание на метафоричность высказывания. Учитель географии – на прямое значение.)
Географ. Обратите внимание: лес - «безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев».
Послушаем, что вы можете рассказать о столь значимом лесном богатстве разных типов лесов. (Выступление групп). Все остальные записывают в тетрадях основные положения.
Географ. Итак, можно сделать некоторые выводы. Какие?
Домашнее задание: на контурную карту нанести основные типы лесов и лесообразующие породы.
Литерат. Удивительно, как много информации можно получить, если хочешь узнать какие-то факты из научной литературы Но мне, как литератору, кажется, что не мешало бы добавить эмоций. Что для этого надо сделать? (Сменить стиль.) Какой? Что нужно добавить?
Ответы учащихся (Не только эмоции, но и тропы, эпитеты, метафоры, ввести эмоциональную лексику). Скажите, где можно найти описание леса в художественном стиле? В учебнике географии?
Ответы учащихся (В художественной литературе.)
Сейчас Вам будут предложены отрывки из тексты. Вам необходимо выбрать только написанные в художественном стиле. Прочитать. Одно проанализировать с точки зрения стиля. Указать, какие художественные средства использует автор.
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чем, не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
(К.Бальмонт)Люблю зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров:
Они знакомы вдохновенью.
(А.Пушкин)
"Детство, отрочество и юность" Л.Н.Толстой писал: "Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки, бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь чудным запахом"... ("Детство, отрочество и юность" Л.Н.Толстой)
Лето в тайге намного теплее того же сезона в лесотундре и тундре, а зима, напротив, заметно холоднее. Тайга – зона самых низких зимних температур воздуха на территории СССР. Средняя температура января понижается от -10° на западе до -40-43° на востоке, в Якутии. Такая «зональность» морозов находит объяснение в том, что более северные зоны – лесотундра и тундра – зимой испытывают смягчающее воздействие морей Северного Ледовитого океана.
Далеко, далеко от кургана курган
Облака в синеве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут,
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
Высоко, высоко в небе точка дрожит
Колокольчик веселый над степью звенит
В ковыле гудовень – и поют и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!
(И.Никитин)
Широколиственные леса расположены в основном на Восточно-Европейской равнине, которая имеет плоскую низменную поверхность, прерываемую рядом возвышенностей. Здесь находятся истоки, водоразделы и бассейны крупнейших рек европейской части России: Волги, Днепра, Западной Двины. На поймах рек леса перемежаются сочными лугами, а на водоразделах — распаханными полями. Плоские низины из-за близости грунтовых вод и ограниченного стока местами сильно заболочены (Полесье, Мещера). Кроме лесных болот и озер, на отдельных участках встречаются песчаные почвы, покрытые сосной. В лесах на вырубках и болотах растет много ягодных кустарников и трав.
А как хороша тайга вблизи!
Стройные и крепкие, как дубы, тянутся ввысь лиственницы. Не отстают от них и медноствольные сосны. Молчаливо застыли темно – зеленые ели. Выше всех поднимаются горделивые кедры, ветки которых гнутся под тяжестью плодоносных шишек. Шелестят шелковистой хвоей пихты. Красуются серебристые тополя и нарядные березы. Берега рек и озер, просторы аласов украшают задумчивые ивы. Карликовые березы образуют непролазные чащобы – аяны. А янтарь брусники, небесная голубизна голубицы, рубиновые и темно – мраморные гроздья красной и черной смородины, розовые россыпи земляники!
Выступление групп.
Делаем вывод. Что делает описание ярким, эмоциональным? (Языковые средства выразительности)
А теперь отдохнём.
Географ: физкультминутка (если согласны, то хлопаем, если нет – то топаем)
- Зона лесов расположена южнее зоны тундры? (Да.)
- Зона лесов расположена в умеренном поясе? (Да.)
- В зоне лесов суровая зима и короткое прохладное лето? (Нет.)
- В зоне лесов ярко выражены четыре времени года? (Да.)
- Почвы лесной зоны очень бедны питательными веществами? (Нет.)
- В зоне лесов осадков выпадает мало? (Нет.)
Литератор: Творческое задание. Представьте, что вы в лесу. В этом вам поможет музыка. Посоревнуйтесь с художниками слова. Вам нужно подобрать лексику, которую будете использовать для написания сочинения о лесе. Лексику какого стиля вы подберёте? (Художественного) (Звучит запись звуков леса на магнитофоне). Группы работают. По окончании сдают работу. Учитель проверяет.
Дом. задание: сочинение «Путешествие по лесу».
Географ: Пока выполненную вами работу проверяют, предлагаю поиграть в «черный ящик»
Первый ящик. Вопрос: В "лесном словаре" прошлого века сказано: "Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем это дерево, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с ним". В ящике кора этого дерева. О чем идет речь? (Береза).
Второй ящик. Вопрос: В этом ящике лист дерева, которое называют "патриархом" лесов. У него все мощное: корневая система, ствол, крона. В ящике ветка этого дерева. (Дуб).
Гляжу ль на дуб уединенный
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
А.С.Пушкин
Третий ящик. Вопрос: В прошлом веке в Германию из России поставляли сливочное масло, которое должно было быть упаковано в деревянные ящики именно из этой породы дерева. В ящике плод этого дерева. Что это? Почему было такое условие? (Кедровая шишка. Дерево - сосна сибирская. Упаковывали в ящики из нее потому, что обладает антимикробным действием. А еще, оказывается, немцы разбирали ящики и из досок делали музыкальные инструменты).
Литератор: Зачитывает самые интересные работы.
Географ. Наш урок близится к завершению. Посчитайте, пожалуйста, общую сумму баллов и разделите её на каждого участника своей группы по заслугам.
Литератор: Понравился ли урок? Хотите ли вы, чтобы такие уроки проводились чаще?