Цель: формирование способности понимать и видеть своеобразие мироощущения поэта и его художественной манеры в рамках анализа отдельного художественного произведения.
Задачи:
1. Уметь передавать динамику чувств лирического героя:
а) в выразительном чтении;
б) через составление "партитуры чувств" стихотворения.
2. Отрабатывать умение устанавливать эмоциональное соответствие между произведениями различных видов искусств (литература, живопись, музыка).
3. Развивать ассоциативное мышление.
Тип урока: творческая мастерская.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук для каждого учащегося.
Основные понятия: партитура чувств, палитра настроения, эпитеты, эмоционально окрашенная лексика
План урока (с указанием времени)
- Вступительное слово – 2 мин.
- Открытие “мастерской”. Обобщенное представление о творчестве Кольцова (высказывания учащихся) – 5 мин.
- Работа с поэтическими текстами – 20 мин.
- Восприятие живописи В. Венецианова в сопоставлении с лирикой А.В. Кольцова – 4 мин.
- Прослушивание музыкального фрагмента романса А.Л. Гурилева на стихи А.В. Кольцова – 3 мин
- Выводы, рефлексия – 5 мин.
- Творческие работы учащихся – итог урока – 6 мин.
Время урока: 45 мин.
Ход урока
Этапы урока. Работа учителя и учеников | Использование интерактивных средств |
1. Вступительное слово учителя - Дорогие ребята! Добро пожаловать в нашу мастерскую! Значит, все мы сегодня будем что-то мастерить, создавать, творить. Но для этого нам понадобится материал, с которым мы будем работать. Давайте вспомним, какие бывают мастерские и что используют, чем владеют известные мастера своего дела? - Мастерская Художника – краски. - Мастерская Композитора – музыка, ноты, звуки. - Поэт, Писатель – Слово, Образ. Мы попробуем на уроке соединить все эти понятия (живопись, музыку, слово), чтобы проникнуть в тайну художественного текста. Но этого будет мало. Я открою вам еще один секрет:
2. Учитель: - Пора открывать нашу мастерскую. Сегодня все будут творцами: художниками, поэтами, философами. Учащиеся получают чистые листы и цветные карандаши для творческих работ. Мастерская открыта! 3. Учитель: - Сегодня наша встреча посвящена творчеству известного русского поэта-песенника А. Кольцова. Когда читаешь его стихи – будто выходишь в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов. Высказывания учеников: Все здесь непосредственно, искренно, естественно. Мы возвращаемся к чему-то родному; в городе мы успели о нем забыть, но вот, оказывается, оно живет в нашей груди, придавленное мнимыми заботами и тревогами. Учитель: Вот почему “Когда мы читаем Кольцова, наша душа дома”. 4. Учитель: Что было главным в его поэзии? Как об этом вспоминали его современники? Ученики: Уточенные чувствования, душевные движения. Учитель: - Все это нам сегодня предстоит увидеть, понять, домыслить! Наверное, все заметили, что каждое стихотворение имеет свою тональность. Она подсказана общим чувством, пронизывающим стихотворение. Но стихотворение – это всегда движение чувств. Давайте понаблюдаем за тем, как изменяются, движутся чувства, создавая общую, цельную мелодию стихотворения. Выберите из предложенных на слайде понятий те, которые относятся к области чувств. Учитель: - Составим партитуру настроения стихотворения А. Кольцова “Цветок”. Для этого сначала прочтем сам текст. Откройте на своих ноутбуках текст стихотворения. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение. Учитель: - О чем это стихотворение (тема)? Ученики: красота природы, чувств, частица красоты – цветок. Учитель: - Какова общая тональность стихотворения? Ученики: светлая радость, восхищение, полнота жизни. Учитель: При помощи опции “Выделение текста” “раскрасьте” текст стихотворения, а потом вынесите эти цвета на свободную часть экрана и составьте палитру настроения (радугу). Затем происходит обмен результатами. Учащиеся по желанию показывают свои работы. Получается радуга цвета. Примерные ответы учеников: 1-я, 2-я строфа – розовый желтый, зеленый цвета; 3-я, 4-я строфа – красный, синий. Дальше – розовый, красный, синий. Во время ответов учащиеся объясняют выбор того или иного цвета, называя чувства, которые испытывает лирический герой. Таким образом получается партитура чувств. - любование, нежность; - восторг; - тревога, волнение; - умиление; - восторг, радость. Далее ученикам предлагается следующее.
5. Учитель: - Теперь обратимся к живописи. Художник А.Г. Венецианов. Краткое сообщение учителя о художнике. Учитель: - Его темы близки поэзии Кольцова. Посмотрим следующие слайды. Что объединяет художника и поэта? Ученики: сопоставляют сюжеты картин художника с лирикой А.В. Кольцова (задушевность, простор, красота природы и людей). Учитель: - Вы слышали романс Гурилева “Не шуми, ты, рожь”, который откликнулся на стихи Кольцова. Удалось ли композитору передать тональность стихотворения Кольцова? Ученики: музыка совпадает с общей палитрой настроения поэзии. 6. Учитель: - Давайте подведем итоги. Что новое вы для себя узнали? Какие открытия сделали? Что почувствовали? Ученики: делятся впечатлениями, зачитывают эссе, стихотворения, визуализация, созданные во время урока. Последнее было по желанию. Учитель. Делается общий вывод. Читаются слова последнего слайда. Учитель: - Помните, дышите, очищайте свои сердца, свою душу поэзией, музыкой, живописью. Тогда обязательно придет рассвет… |
Авторский мультимедийный проект
“Поэт-песенник А.В. Кольцов” Показ 1-го слайда. Акцентирование внимания учеников на эпиграфе 1-го слайда. Показ 2-го слайда. (Учащиеся выходят к доске и отмечает на слайде нужные слова) Показ 3-го слайда. Один из учащихся выполняет это задание на интерактивной доске. Показ 4-го слайда. Показ 5-7-го слайдов. На фоне 5-го слайда звучит романс А.Л. Гурилева “Не шуми, ты, рожь…” (аудио-возможности интерактивной доски) Показ 8-го слайда. Заключительные слова – на фоне музыки А.Л. Гурилева. |