Музейный урок: «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество». 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, музейный урок


Класс: 10.

Предмет: литература.

Единица содержания: применять способ создания музейного пространства для работы с биографией известной личности.

Цель урока

обучающий аспект:

  • знать биографию писателя (познавательные универсальные учебные действия);
  • знать аспекты творчества (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь работать с текстами разных стилей и жанров (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать монологическую речь при выражении собственного мнения (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать эмоциональный интеллект при создании творческой работы (личностные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать музейную культуру учащихся: понимать принцип организации музейного пространства (познавательные и личностные универсальные учебные навыки);
  • воспитывать культуру продуктивной совместной деятельности (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • домашнее задание;
  • применение знаний и способов деятельности;
  • подведение итогов на рефлексивной основе.

Уровень владения читательской грамотностью (на основе диагностик учителя в течение учебного года):

Высокий

Достаточный

Низкий

 

 

 

 

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. 7 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний.
Методы: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Организует формулировку темы урока с помощью приёмов «Интересное начало урока» и «10 фактов от Алисы» (Аудио 1).
  • Организует работу с формулировкой проблемных вопросов, с целеполаганием.
  • Организует работу со способом создания музейного пространства.
  • Определяют известную личность, о которой пойдёт речь на уроке (Л.Н.Толстой). Записывают тему в тетрадь.
  •  Формулируют проблемные вопросы, определяют цели урока.
  • Предполагают, какие элементы входят в способ создания музейного пространства:
  • Экспонаты
  • Письма
  • Фотографии
  • Рукописи, отрывки из произведений
  • Воспоминая

Информация о домашнем задании. 3 мин.

Задача: фиксация содержания домашнего задания.
Методы: репродуктивный.
Форма работы: индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задаёт домашнее задание по выбору (Приложение 1).

Слушают ДЗ и по необходимости задают вопросы.

Применение знаний и способов действий. 30   мин.

Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях
Методы: репродуктивный, продуктивный
Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует просмотр видеофрагмента, даёт справку о лекторе (Солев Коста, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Государственного музея Л.Н.Толстого)

Организует работу в парах:

- даёт инструкцию,
- следит за временем,
- организует активное слушание,
- организует взаимооценку работы в паре по критериям.

Принцип организации работы в паре – на основе интересов учащихся и результаты диагностики по ЧГ:
один ученик в паре самостоятельно выбрал период жизни и творчества Л.Н.Толстого и выполнил индивидуальное домашнее задание – заучивание наизусть текста, иллюстрирующего данный период; в зависимости от уровня ЧГ ученика 1 учитель организует пару так, чтобы в паре были ученики с разными уровнями ЧГ

Смотрят видео, по ходу просмотра заполняют первый блок рабочего листа (Приложение 2).

Работают в парах. Создают экспонаты, готовят выступление.

Приложение 3 – экспонаты
Приложение 4 – тексты (отрывки для заучивания наизусть)
Во время ответов пар заполняют РЛ

Пара 1. «Детство»

Пара 2. «Отрочество»

Пара 3. «Юность»

Пара 4. «Зрелость»

Пара 5. «Семья»

Пара 6. «Творчество»

Пары оценивают друг друга по критериям (максимально – 6 баллов)

Глубина, полнота ответа:

2 балла – ответ полный
1 балл – ответ неполный, требует дополнений
0 баллов - ответ поверхностный

Аргументированность ответа:

2 балла – приведено 2 и более примера;
1 балл – приведён один пример;
0 баллов – не приведено примеров.

Речь (языковое оформление мини-экскурсии)

2 балла – не более 1 речевой ошибки
1 балл – 2-3 речевые ошибки
0 баллов – 4 и более речевых ошибок

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе. 5 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей
Методы: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организует эмоциональную рефлексию. Приём «Карточки-мотиваторы».
2. Организует рефлексию по ЕС (отметить универсальность способа – так можно изучать биографию любой личности, известной в каких бы то ни было областях науки, искусства, спорта и т.п.)
3. Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.
До 6 баллов – работа в паре + индивидуальная оценка за чтение наизусть от учителя.
1 балл – заполненный рабочий лист в тетради.

1. Отвечают на поставленный в начале урока проблемный вопрос. Осуществляют выбор мотиватора, поясняют свой выбор.
Выставляют отметку по количеству набранных баллов по шкале:
6-7 баллов – «5»
4-5 баллов – «4»
2-3 балла – «3»

Согласно оцениванию 4 навыков по PIRLS

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.