Цель: обобщить знания учащихся о прочитанных произведениях.
Задачи:
Дидактические:
- учить применять на практике полученные знания, повышать познавательный интерес к предмету через различные занимательно-познавательные задания,
Коррекционные:
- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственные связей,
- корригировать восприятие на основе узнавания и воспроизведения,
- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение,
- корригировать связную устную речь на основе упражнений в ответах на вопросы, выразительном чтении, пересказе, характеристике героя.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению, культуру общения и поведения в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- презентация, ноутбук, экран, проектор;
- карточки, жетоны, чистые листы и ручки для выполнения заданий.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Произведения русской литературы XIX-XX века”. На этом уроке мы должны повторить все произведения, которые изучили в данном разделе. Определить их жанр.
Урок сегодня будет необычный: 2 команды будут соревноваться, показывая свои знания и умения. Задания командам даются по очереди. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда не может справиться с заданием, то может ответить другая, но в таком случае очередность ответов сохраняется прежней.
Сейчас мы должны настроиться на игру. Для этого возьмитесь за руки.
Почувствуйте поддержку и дружеское тепло ваших рук.
Улыбнитесь мне, нашим гостям и друг другу!
Скажем хором: Мы готовы к игре! Мы победим!
Ребята, у нас урок чтения, значит нам нужно чтобы мы говорили четко и понятно. предлагаю вам размяться. (Слайд 2. Речевая разминка)
Ра-ра-ра – идёт в школу детвора
Рок-рок-рок – начинаем мы урок
Ры-ры-ры – в классе много детворы
Ру-ру-ру – мы затеяли игру
Молодцы, ребята!
II. Разминка
Уж коль мы заговорили о писателях и поэтах XIX-XX века, давайте вспомним, с кем из них мы познакомились?
Разминка. Перед вами портреты писателей. Рассмотрите их внимательно. Вспомните их имена.
Слайд 3. Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В., Чехов А.П., Крылов И.А.
- Ребята, на слайде портреты писателей какого века? (XIX века)
Слайд 4. М.Горький, Цветаева М.И., Есенин С.А., Маяковский В.В., Шолохов М.А.
Ребята, а на этом слайде писатели какого века? (XX век)
Молодцы, отлично!
III. Первый тур игры, второй тур, третий тур
Зачитывается задание для каждой команды:
- Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, угадайте о произведениях какого поэта или писателя пойдёт речь.
Даётся время для обдумывания ответа.
Задание 1. По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.(Слайд 5)
“Поэт родился в Москве в начале июня, в тёплый солнечный день, когда по всему городу разносился запах сирени и цветущего тополя. Таким же ярким и солнечным, как день его рождения, стало творчество поэта, гения русской литературы” В 12 лет родители отдали сына учиться в Царскосельский лицей). (Слайд 6. А.С.Пушкин).
Вопросы:
- Какие произведения А.С.Пушкина мы изучали в 9 классе? “Руслан и Людмила ” (поэма), “Барышня-крестьянка” (повесть) (Слайд 6)
Поэма “Руслан и Людмила”
Ребята, с каких строчек начинается поэма «Руслан и Людмила» (У Лукоморья дуб зеленый…)
Вы все знаете эти строчки, давайте друг за другом еще раз их расскажем.
Молодцы!
Ребята, назовите главных героев поэмы. (Руслан, Людмила, Черномор)
Назовите претендентов на руку Людмилы. (Руслан, Рогдай, Ратмир, Фарлаф).
Кто похитил Людмилу? (Черномор)
Отлично!
Второе произведение, с которым мы познакомились была повесть “Барышня крестьянка”. Почему повесть так называется? (Ответы учащихся)
- Найдите на с.94 разговор Григория Ивановича и Лизы, прочитайте его по ролям.
- Почему Алексей не узнал Лизу? (стр. 96)
Задание 2. - По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять. (Слайд 7)
“До 13 лет мальчик воспитывался в Тарханах – пензенском имении своей бабушки. Она делала всё для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским, немецким. Английским, читал по-латыни, играл на флейте, скрипке и фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи, прекрасно рисовал и лепил.”
(Слайд 8. Лермонтов М.Ю.)
Вопросы:
- В каком году М.Ю.Лермонтов написал стихотворение, которое сразу же сделало его известным. Назовите это стихотворение. (1837 год, Смерть поэта.)
- Определите название произведения по данным строчкам (Слайд 8)
“Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?” (“Тучи”)“О счастье! Он жив, он скалу ухватил,
В руке ожерелье, но мрачен как был” (Баллада.)“Видит: лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом” (“Морская царевна”)
Задание 3. По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять. (Слайд 9)
“…родился в 1809 году на Украине в семье небогатого помещика. Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села Диканька, края легенд, поверий преданий.”
(Слайд 10. Н.В.Гоголь)
Вопросы:
- Какое произведение Н.В.Гоголя вы изучали на уроках? (Слайд 11. Майская ночь, или Утопленница.)
В какую игру играли девушки-утопленницы? (В «Ворона»)
Как удалось Левко узнать ведьму и почему это не удавалось панночке? (Ведьма приняла на себя вид утопленницы, паночке было тяжело и душно от нее, она не могла легко и вольно плавать через ведьму. Левко узнал потому, что тело ведьмы не так светилось, внутри неё виднелось что-то чёрное)
Молодцы! Двигаемся дальше.
Задание 5. Определите кто писал в своей биографии такие слова. (Слайд 11)
“Родился в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и Максима Пешкова, по ремеслу драпировщика или обойщика. После смерти матери, дедушка отдал меня в магазине обуви. Из мальчиков сбежал и поступил в ученики к чертежнику, сбежал и поступил в иконописную мастерскую, пот ом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до 15 лет.” (Слайд 12. Максим Горький)
Вопросы:
- Максим Горький это настоящее имя? (Нет, это псевдоним)
- Что такое псевдоним давайте найдем в толковом словаре. Учащийся в толковом словаре находит определение Псевдоним. На слайде дублируется
- С каким произведением мы познакомились? («Песня о Соколе»)
На с. 165 найдите и прочитайте, как Горький высказывает своем отношение и к жизни и фактически главную идею «Песни о Соколе».
Ребята, предлагаю вам провести гимнастику для глаз. Вам необходимо следить за цветным мячиком на экране. Слайд 13, видео
Задание 6. По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять. (Слайд 14)
Родился в 1905 году в хуторе станицы Вёшенской в Крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. С 15 лет участвовал в Гражданской войне на стороне Красной Армии. После окончания войны работал учителем в школе, грузчиком, каменщиком, счетоводом, журналистом. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом (Слайд 15. М.А.Шолохов)
С отрывком из какого произведения мы познакомились? (Судьба человека)
Какому событию в жизни страны посвящен этот рассказ? (Великая Отечественная война)
Какую дату мы отмечаем в этом году? (80-летие Победы)
Прошло 80 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.
Нельзя забывать о войне,
О тех, кто погиб за победу,
О той сорок пятой весне,
Что нам подарила свободу.
«Послевоенную песню» Роберта Рождественского сейчас прочтет Виктория Зименкова
Задание 7. Индивидуальное задание. Собрать пазл, вспомнить из какого произведения этот фрагмент. Более сильные помогают с названием произведения. (Спаниель «Трудный хлеб» Е.Носов, фрагмент, в котором Вася покупает поросят из «Приключения Васи Куролесова»)
Пока ребята собирают пазлы, предлагаю вам соединить строчки стихотворения с портретом автора (Слайд 16)
Молодцы, справились и с этим заданием!
Задание 8. Ребята, я приготовила вам волшебный мешочек. В нём находятся предметы из произведений, которые мы с вами изучили. Необходимо достать предмет, сказать из какого он произведения, кому принадлежит, и кто автор этого произведения. (Гайка (Денис Григорьев, А.П.Чехов Злоумышленник) белый пояс (Людмила, В.А.Жуковский Три пояса), фигурка из стекла (внук бабки Гани Василий К.Г.Паустовской «Стекольный мастер»)
IV. Итог урока
- Произведения, каких писателей мы сегодня повторяли?
Какие произведения вспомнили?
Молодцы. А теперь посчитаем у кого больше жетонов?
V. Рефлексия
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Слайд 17. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Слайд 18. Благодарю за внимание.