Согласно ФГОС третьего поколения в 9 классе отведено 8 часов на изучение данного произведения после изучения лирики Лермонтова (о любви, родине и философской). По словам Белинского, «Герой нашего времени» - книга, которой суждено никогда не стариться…»
Темы разграничены следующим образом:
- М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Тема, идея, проблематика. Своеобразие сюжета и композиции.
- Загадки образа Печорина.
- Роль «Журнала Печорина» в раскрытии характера главного героя.
- Значение главы «Фаталист».
- Дружба в жизни Печорина.
- Любовь в жизни Печорина.
- Роман в литературной критике.
- Подготовка к домашнему сочинению по роману.
Перейдя к изучению лирики Лермонтова в 9 классе после пушкинской, удивительным образом замечаешь, что ученики нехотя учат её. Настроить же учащихся на чтение прозаического романа Лермонтова оказалось для меня задачей, требующей креативного подхода. Однако не следует забывать, что некоторыми учащимися роман был прочитан летом. Вооружившись этим знанием и лирикой самого Лермонтова, я решила создать эту систему вопросов, которая интригующе убедила детей перечитать, глядя по-новому на произведение, или вновь прочитать его. Для этого было предложено отыскать в тексте первой главы романа момент, где «звезда с звездою говорит» и «сквозь туман кремнистый путь лежит»? (строки из философского стихотворения «Выхожу один я на дорогу…») Спросить: «какому герою из романа могли бы принадлежать строки «и не жаль мне прошлого ничуть...»? А строки «я ищу свободы и покоя», проходящие лейтмотивом по всему произведению, были предложены для размышления над сочинением. Таким образом можно начать историю знакомства с шедевром русской классики.
Вопросы, предлагаемые для обсуждения на уроках:
- Объясните, как композиция в романе выстраивает сюжет, но не фабулу? (о композиции) Как при помощи кольцевой композиции герою удаётся «перешагнуть» границу смерти и жизни, «ожить» в художественном смысле?
- Что общего между Печориным и стихотворением «Демон» Лермонтова?(о теме) Перечислите эмоции, приносящие герою удовольствие. (Моральный грех приносит герою удовольствие, питая его ум и принося громадные интеллектуальные силы).
- История души человеческой, но не история народа (об идее) Понятие о романтическом индивидуализме. Каким образом Лермонтов изживал в себе черты Печорина?
- Меняется ли образ главного героя на протяжении романа? (о проблематике)
- Знакомство с понятием «психологический роман» (по «Журналу Печорина»). Найдите в тексте элементы, убеждающие читателя, что Печорин - это не Лермонтов. Что Лермонтов думает о своём герое? Подумайте о смысле заглавия романа.
- Каким образом Печорин прочувствовал над собой власть судьбы (по главе «Фаталист»)
- Какие человеческие качества Печорина проявляются в дружбе и любви?
- Через какие приключения главный герой приходит к выводу о бессмысленности бытия?
- Правда ли, что роковая неопределенность - цель жизни главного героя?
- Задумайтесь о повторяемости итогов его приключений. (скучное повторение норм поведения, способных обессмыслить жизнь)
- Сможет ли герой убежать от себя, отправляясь на Восток?
- Как ощущение свободы воли сталкивается с обстоятельствами на примере дворянского интеллигента середины 19 века? (иссушенный ум, холодный рассудок)
- Отрицательный взгляд на мир и смерть- это лучший итог для Печорина?
- Верит ли Печорин в то, что лучшее в мире ему пока не открылось?
- По данной системе вопросов на первый план выходит не сюжетная линия, а философско-нравственное содержание произведения. Кольцевая композиция закрепляет беспомощность исканий героя, каждый новый случай в жизни проходит одинаковые этапы: очарованность-разочарованность. Героическая личность Печорина с богатейшими возможностями повторяет судьбу Онегина – «лишнего человека»!
Вопросы для написания домашнего сочинения:
- Принимать или не принимать мир, если счастья нет?
- Верить в судьбу или в разум?
В.Г.Белинский: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении её она была вспрыснута живою водою поэзии».
Список используемой литературы
- «Литература 9 класс» род.ред. В.Я.Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение, 2020.
- Сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова, М.Просвещение, 2022.