Конспект урока по литературе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака» ) с презентацией

Разделы: Литература, Презентация к уроку, Мастер-класс

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: Л.Андреев. Рассказ «Кусака»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют писателя, попробовать разобраться в человеческих поступках.

Задачи:

  • Охарактеризовать героев произведения, сформировать умения и навыки литературного анализа.
  • Развивать устную речь и словарный запас учащихся, а также умение слушать и аргументировать своё мнение.
  • Воспитывать гуманное отношение к животным и нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Мотивация учебного процесса

- Начать наш урок мне хотелось бы с притчи. Вспомним, что такое притча?

(Притча – это короткий поучительный рассказ.)

- Сейчас мы прослушаем песню-притчу и попытаемся ответить, какая проблема затронута в ней?

Слайд 1. Видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой.

- Итак, какие проблемы затрагиваются в данной притче?

(проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства)

- Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.

(А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»).

– Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

III. Вступительное слово учителя

Слайд 2. Тема нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

Сегодня на уроке мы с вами не только будем анализировать произведение Л.Андреева о верном друге человека – собаке, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ. Более того, мы сегодня с вами попытаемся ответить на очень важный вопрос:

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? (Э.Асадов)

Слайд 3. Высказывание Л.Андреева

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…».

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?

IV. Лексическая работа

Слайд 4.

  • Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
  • Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
  • Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
  • Гуманность - человеколюбие и отзывчивость.
  • Ответственность - необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.
  • Проверка домашнего задания. Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Слайд 5. Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».
  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».
  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»
  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»
  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».

V. Анализ рассказа

- Рассказ «Кусака» прочитан. И, как сказал сам писатель, героем его является собака. В центре повествования судьба несчастного животного.

- Мне хотелось бы ещё раз перечитать начало рассказа.

(Чтение учащимися 1 абзаца.)

- Почему, по вашему мнению, действие рассказа начинается именно зимой?

(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

- Почему писатель не даёт ей никакой клички собаке, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

- Как относились к собаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

- Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

- Почему собака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и потребность в общении.)

-То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние. Но тем не менее собака была одинокаЧто копила в одиночестве собака? Объясните лексическое значение слова «копила»

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. )

- Что можно копить? (Марки, значки, деньги…)

- А что копила Кусака? (Кусака копила страх и злобу)

- Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди свистали, улюлюкали, бросали камни и палки, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать раны – в результате этого зародились в Кусаке злоба и страх. А поскольку всё это повторялось неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

- С каких пор собака перестала «доверять людям»?

Выразительное чтение отрывка о встрече собаки с мужиком.

- Почему завизжала собака? (От обиды. Пьяный мужик сначала хотел приласкать её, но потом с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога.) Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли.

Работа над словом обида. (Обида - это несправедливо причинённое огорчение, оскорбление)

- Можно ли эти значения применить к собаке? (говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым она как бы наделена чувствами человека.)

- И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

- Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

- Но вот наступает весна. Время, когда вся природа просыпается, оживает. И в жизнь Кусаки весна приносит большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

- Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Слайд 6-13. Работа с таблицей

Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она любит и любима

Кусака одинока

Кусака любит и любима

1. Никому не принадлежала.

1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться.

2. Не было имени.

2. Появилось имя.

3. «Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью».

3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». «Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».

4. Ребята бросали камнями и палками.

4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.

5. Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали;

5. Ласкали и играли с ней.

6.Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу.

6. У нее отняли нестерпимую злобу.

7. Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить.

7. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

Слайд 14

- Как вы понимаете слова: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

(Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусака стала более открытой, сама «искала и просила ласки»)

- Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья?

(Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

(Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»)

- Легко ли давались Кусаке внутренние перемены?Докажите это словами текста.

(“И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

«Страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить».)

- Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

- Перечитайте эпизод со слов: “И все собирались…” (глава 3, стр. 89)

- Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

(Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Слайд 15

- 4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? (Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).

- Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой. Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)

- Обратите внимание на последний абзац в 5 главе. Какие слова являются ключевыми, главными?

(«Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение этого глагола?

ВОЙ – протяжный громкий плач, вопль.

Слайд 15. «Собака выла» - надо читать: «собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

Чтение учителем V главы под музыку.

– Сопоставьте 1 и 5 части. (Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки.) Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

VI. Творческая работа учащихся

Слайд 16. Учитель делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание:

  • 1 группа – составить рассказ от лица Кусаки на тему «Мечты Кусаки»
  • 2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать?
  • 3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали?

Слайд 17. Составление синквейна (стихотворение из 5 строк)

  • 1 строка - 1 существительное
  • 2 строка - 2 прилагательных
  • 3 строка - 3 глагола
  • 4 строка - фраза из 3-5 слов, пословица, поговорка, афоризм (что автор думает о теме)
  • 5 строка - 1 существительное или прилагательное (в качестве вывода)

Пример синквейна:

Кусака
несчастная, напуганная
прячется, расцветает, воет
хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
обманутая

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

- Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

(Конечно, финал произведения. Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму. Включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы)

- Но только ли об отношении к животным этот рассказ? Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

VII. Подведение итогов

- Ребята, так как же вы ответите на вопрос Эдуарда Асадова?

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

– Какова тема произведения?

(Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.)

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

(Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.)

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился

- История с Кусакой – не исключение. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо. Посмотрите на экран. Вы видите брошенных человеком животных, которых я встретила на улицах нашего города. Всмотритесь и в их глаза: в них тоска и желание найти себе хозяина, друга.

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда-нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был) - ПРИДЁТ!
И на голову руку положит... (Б.Заходер)

Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе. Рассказ Л.Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».

Слайд 19

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Мой четвероногий друг».

IX. Оценки за урок

Приложения