Опыт организации работы над проектом "Интервью о военной поэзии" на уроках литературы в 7-м классе

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом

Класс: 7

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Ежегодно на уроках литературы мы посвящаем несколько занятий теме Великой Отечественной войны. В учебнике для 7 класса есть статья «Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии». Эта статья и навела на мысль о проекте «Интервью о военной поэзии».

Суть его заключалась в следующем: ребята должны были выбрать в семье человека из старшего поколения (бабушку или дедушку, маму или папу, дядю или тётю), которому должны были задать 5-10 вопросов о стихах и песнях о войне и о той роли, которую эти произведения сыграли в их жизни, записать их ответы и оформить интервью в виде электронной презентации или на бумаге. Современные дети уже лишены возможности видеть рядом живых ветеранов той великой войны, единицы их остались, ведь скоро страна будет праздновать уже 80 лет Великой Победы. Но память не должна умереть, и чаще всего именно семья становится главным её хранителем.

Цели были следующие:

  • привлечь внимание школьников к подготовке празднования Дня Победы и обеспечить их живое участие в нём;
  • воспитывать патриотизм, уважение к подвигу народа и память о героизме людей через связь поколений в каждой семье;
  • прививать интерес к литературе, понимание её живой связи с духовной жизнью и историей народа.

Проект начат в 2017 году, и каждый раз среди множества работ семиклассников попадаются очень яркие, иногда настоящие шедевры. Примеры таких интервью я хочу представить в этой статье.

Процесс подготовки начинается на уроке, содержанием которого является анализ указанной статьи в учебнике. Сначала учащиеся знакомятся с жанром, записывая в тетрадь определения понятий ИНТЕРВЬЮ, ИНТЕРВЬЮЕР, ИНТЕРВЬЮИРОВАТЬ из словаря С.И.Ожегова. Затем, читая статью, обращаем внимание, во-первых, на цель беседы и личность интервьюируемого человека. Для формулировки цели берём первый абзац: «В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?» Далее я говорю ребятам о том, что выбор интервьюируемого крайне важен, ведь интервью получится интересным только в том случае, если этот родной человек по-настоящему им важен как личность, старший товарищ и жизненный пример. Как правило, семиклассники обращаются к бабушкам или дедушкам, мамам или папам.

Примеры из презентаций:

1. Презентация Софьи Федотовой, 7 класс, 2024 г.

2. Презентация Любушкиной Дарьи, 7 класс, 2017 г.

Следующий этап анализа статьи – это чтение и рассмотрение возможных формулировок вопросов для интервью. Сначала мы рассматриваем логику выстраивания вопросов (от чего к чему движется нить беседы, как связаны вопросы между собой), без неё не будет целостного впечатления от излагаемого материала. Так в статье школьного учебника ребята видят, как от простого первого вопроса о любимых стихах и песнях о войне школьники-интервьюеры движутся к финальному - о значении стихов и песен о войне в наши дни- и слышат из уст ветерана слова о поэзии, которая несёт нравственное начало, помогая молодому поколению лучше осознавать историю. Я отдельно делаю замечание о том, что в работе каждого должна быть своя логика.

Очень важно обратить внимание учеников на особенности формулировки вопросов для интервью: они должны быть интересными и заданы в разных форматах. Вопрос может быть кратким (одно предложение), развёрнутым (несколько предложений), даже может включать в себя цитаты из произведений или даже целиком тексты стихов и песен. Примеры есть в статье учебника.

Итогом изучения статьи становится домашнее задание: составить 5-10 вопросов для интервью о военной поэзии с членом семьи. Это обязывает учеников погрузиться в тему, отобрать литературный материал, продумать логику беседы. На следующем уроке проходит обсуждение вопросов, отмечаются их достоинства и недостатки, просматривается ли в их цепочке логика беседы. После этого учащиеся получают задание осуществить этот проект к 9 мая текущего года (по планированию урок проводится в первой половине марта, т.е. на подготовку у них примерно полтора месяца). Советую ребятам в процессе интервью пользоваться диктофоном для записи ответов и последующей обработки информации, не забывать об орфографии и пунктуации, пользоваться словарями и первоисточниками для точного цитирования произведений. По итогам работы (презентация или её бумажный вариант) выставляется в журнал оценка.

Большинство учащихся представляют интервью в виде презентации, но иногда можно получить настоящий шедевр в виде небольшого альбома. Безусловно, проект способствует пробуждению интереса к истории родной страны и семьи и сохранению живой памяти о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Работа над проектом продолжается.

Пример работы учащихся в электронном виде:

Пример работы учащихся в бумажном виде:

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учебник: в 2 частях. - Москва: Просвещение,2022.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1984.