На словах все люди одинаковы, и только поступки выявляют разлия.
Жан Мольер
Великая Отечественная война - одно из тяжелейших исторических испытаний, выпавших на долю человека. Оказавшись на войне, человек предстаёт перед нравственным выбор: предать Родину и сохранить жизнь, живя оставшуюся жизнь с тяжким грузом предательства, или с честью сложить голову, но остаться верным своей стране.
О проблеме нравственного выбора повествуют нам многие художественные произведения. Нами было проведено исследование о нравственном выборе на материале двух произведений: Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане». В обоих произведениях писатели почти не касаются грандиозных сражений Великой Отечественной войны, в которых решалась бы судьба страны. Их в первую очередь интересует человек, его поведение перед лицом опасности и готовность принести себя в жертву во имя Родины. Авторы поднимают проблемы верности долгу и предательства, трусости и подлинного героизма.
Произведения Василя Быкова глубоко изучены и проанализированы, но к творчеству Георгия Миронова литературоведы до настоящего времени не обращались. Тем не менее, книга «Легенда-быль о Русском Капитане» представляет собой бесценную послевоенную прозу в русской художественной литературы ХХ века. Осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий. Кроме того, исследование данных произведений может быть использовано на уроках литературы при изучении военной прозы ХХ века, а также при подготовке к государственным экзаменам по русскому языку и литературе как в 9-х, так и в 11-х классах. Именно в этом заключена актуальность исследования.
В повести Василя Быкова и в легенде-были Георгия Миронова проблема нравственного выбора является основной. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики характеров и поступков главных героев произведений – Николая Ермакова и Рыбака. Характер как литературоведческая категория занимает значимое место в системе литературоведческих понятий. Характер (с гр. — букв, черта) — это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа. Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый миргероя.[https://drive.google.com/file/d/1Smc1IN2qUVSqrz7OoAjgbBeRw1V7Enr/view]
Для глубокого художественного изучения проведён проблемный сопоставительный анализ характеров и поступков героев в ситуации нравственного выбора. Каждый из героев сделал для себя нравственный выбор. Если на примере Николая Ермакова писатель Георгий Миронов высоко оценил подвиг человека, который не был единичным в те страшные годы, то на примере Рыбака Василь Быков предложил осмыслить анатомию предательства. У героя наблюдается безудержная и амбивалентная в своей основе любовь к жизни, которая при отсутствии подлинных нравственных основ у Рыбака и приводит его к пропасти. Основной приём, который использует автор при изображении Рыбака, – показ его безнравственной натуры, его трусливости и внутренней несвободы как основных черт характера.
В противопоставлении двух образов акцентирована намеренность, оправданная идеей нравственного выбора. Русский Капитан - Николай Ермаков - был из числа тех, которые жаждали служить Родине. Его можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всём этом и основана логика интенсивности повествования «Легенды-были о Русском Капитане». Георгий Миронов объясняет характер и поведение Русского Капитана, стремясь к исследованию мира души этого человека, причём нередко — в ярких и сильных образах. Автор решает в своём повествовании чрезвычайно важную проблему, особенно важную в стране, где социальное продвижение человека определяется не богатством и наследственными привилегиями, а лишь его собственными достоинствами, ― проблему истинно положительного героя. Николай Ермаков ― истинно положительный герой. Он соответствует чеховскому убеждению: «В нём всё было прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли» [https://rvb.ru/19vek/chekhov/pssp30/toc.html].
На всём протяжении повествования герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Всё, что рассказано Георгием Мироновым о своём герое, — всё настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни. Ни в чём не спрямляя характер Русского Капитана, писатель нашёл удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний о родителях, жене и сынишке .Николай Ермаков является безупречным героем произведения. О Николае Ермакове мы узнаём, что он до войны учился в институте на инженера-строителя, рано женился на Ирине и стал отцом. Рыбак же окончил только пять классов школы и с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легко переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта.
Василь Быков отличается умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность Рыбаку сделать выбор. Но Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Духовная глухота не позволяет Рыбаку понять глубину падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, всё больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой.
Николай Ермаков - капитан, командир танкового экипажа, выбрал другую сторону, он остался верен стране, народу, и главное - самому себе. Его колоссальную силу духа, высокие нравственные принципы оценили и фашисты, когда Николай Ермаков оказался в концлагере. Сам генерал германской армии обращался к нему по воинскому званию и с уважением, он видел в русском капитане «рыцарски честного и мужественного «противника» [https://www.rulit.me/books/legenda-byl-o-russkom-kapitane-read-265779-1.html]. Ермаков делал всё возможное и порой даже невозможное, чтобы выбраться из плена. Немецкий генерал ради спортивного интереса предлагает Русскому Капитану сразиться на поле боя, силы были неравные. Генерал Кессель предлагает свободу Русскому Капитану при условии, если он выдержит атаку врагов. [https://www.rulit.me/books/legenda-byl-o-russkom-kapitane-read-265779-1.html]. Предлагая Николаю Ермакову свободу, генерал Кессель заранее знает участь военнопленного. (Был приказ товарища Сталина всех военнопленных считать предателями, а их семьи репрессировать). В ответ генералу Русский Капитан диктует свои условия: «Я смогу согласиться, - если мне будет выдана военная форма моей страны. Я сяду в танк не как заключенный, а как офицер Красной Армии!», «Разрешите мне вымыться перед боем» [https://www.rulit.me/books/legenda-byl-o-russkom-kapitane-read-265779-1.html]. Чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на уважении к русским традициям. На это смертельное сражение Русский Капитан вышел один, он не мог рисковать измождёнными войной русскими военнопленными, которые вместе с ним находились в концлагере гестаповцев. И такой выбор в очередной раз подчёркивает высокие нравственные принципы Русского Капитана. Словосочетание Русский Капитан пишется с заглавных букв, потому что обозначает собственное имя. Совершив геройский поступок, Николай Ермаков - Русский Капитан - смог достойно выдержать фашистскую атаку. Когда Русский Капитан стремительно вёл танк домой в Россию, немецкие дети, заигравшись, оказались на дороге! И снова для Николая Ермакова ситуация нравственного выбора: своя жизнь или жизнь хоть и немецких, но детей . «Николай останавливает машину, несмотря на то, что его вот-вот настигнут немцы» [https://www.rulit.me/books/legenda-byl-o-russkom-kapitane-read-265779-1.html]. Николай Ермаков не мог иначе поступить, потому что у него тоже есть такой же белокурый сынишка Юрка и потому что у него есть душа.
Война – это то время, когда полностью раскрываются положительные качества будущего героя или отрицательные – будущего предателя. Героем оказался Николай Ермаков, а Рыбак – иудой, предателем. Каждый из них сделал для себя нравственный выбор. Николай Ермаков был готов отдать свою жизнь за Родину в любую минуту. [https://www.rulit.me/books/legenda-byl-o-russkom-kapitane-read-265779-1.html ] А Рыбак – нет. Рыбак был не против клейма предателя, чтобы его жизнь была спасена.
Для каждого этапа в развитии сюжета характерен определённый тип речевой конструкции. Выводы о способах передачи в переводе сюжетно-композиционных решений писателей Георгия Миронова и Василя Быкова углубляются исследованием приёмов интерпретации речевой характеристики героев Николая Ермакова и Рыбака. Важную роль в создании облика персонажа Георгия Миронова играет его второе «имя» – Русский Капитан. Оно даёт название всему произведению и направляет читательское восприятие. Имя собственное выполняет не только номинативную, но и характерологическую функцию. Важным средством создания образа служит речь Николая Ермакова. Герой говорит правильным литературным языком, это подчёркивает его образованность и воспитание. Он рос в учительской семье и до войны учился в строительном институте на инженера-строителя мостов и дорог.
Внутренний монолог Николая Ермакова передаёт его мысли и чувства, раскрывает внутренние переживания персонажа.В повести «Сотников» нет развёрнутой речевой характеристики Рыбака. Значимо отсутствие прямых внутренних монологов героя, свидетельствующее об ограниченности его духовного мира. В повести центральное место занимают диалоги. Роль диалога Рыбака с Сотниковым после допроса сразу раскрывает его натуру: «— Надо прикинуться смирными… Знаешь, мне предложили в полицию\», — сказал Рыбак.». «Детали», компрометирующие его: удивился, что больной Сотников вызвался идти в разведку (разве других нет?), удивился, что друг в пилотке зимой (шапку можно взять у любого крестьянина, ведь его же мы защищаем!). Он тащит на себе раненого Сотникова, но была минута слабости, хотел оставить друга, но помешала мысль: «Что скажут в лесу?» Основная тема повести - это выбор добра или зла в душе человека. В зависимости от ситуации речь Рыбака то тихая, то протяжная, то он начинает кричать, то говорит шёпотом. Такая манера говорить указывает на слабость характера героя.
Василь Быков раскрывает внутренний мир героя через описание его мыслей. Рыбак, несмотря на его активную деятельность, только «плывёт по течению», подчиняясь обстоятельствам. Он ведёт разговор «инстинктивно, без размышлений».
Итак, речевая характеристика персонажа является одним из важных приёмов создания образа. Именно благодаря особенностям речи герои предстают живыми, с реальными характерами, индивидуальными чертами, ведь характер человека, его настроение, выбор, отношение к окружающим более всего проявляются в речи.
Особого смыслового и эмоционального эффекта автор достигает в результате использования изобразительно-выразительных средств языка. Характеризуя героя, автор Георгий Миронов часто использует в легенде-были эпитеты, которые определяют характер Николая Ермакова, например: «неистовый капитан», «дерзкий русский», «Русский Капитан», «русская душа», «самозабвенный и мужественный», «непоколебимая вера капитана», «железный русский», «бесстрашный капитан» .
С начала знакомства с персонажем Василя Быкова Рыбаком мы также наблюдаем достаточное количество эпитетов, характеризующих активность и потенциал героя. Но что же случилось с Рыбаком потом? Он не одолел судьбы запутавшегося на войне человека. Он выбрал путь иуды, предателя. Он нашёл выход, чтобы спасти свою жизнь. Основной приём, который использует автор при изображении Рыбака, - показ безнравственности его натуры, его трусливости и внутренней несвободы как основных черт характера. Впоследствии мы встречаем эпитеты, помогающие увидеть истинную сущность персонажа, например, во время казни Сотникова поведение Рыбака «спокойное», «глупое». Автор употребляет эпитет «мимолетное сочувствие Рыбака к женщине», подчёркивая двойственность поведения своего героя: «В тусклой сумятице мыслей Рыбака порой явственно проглядывало что-то из прошлого...».
Тематика произведений Георгия Миронова и Василя Быкова раскрывает богатый художественный мир писателей и находит отражение в их речи, помогая выявить ценностные компоненты в языковой картине мира повествователей. Использование авторами метафор помогает глубже понять характеры персонажей, их отношение к происходящему, осмыслить весь ужас войны: «грозный титан мщения», «танковый бог».
Таким образом, используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели показали читателям выбранный путь своих героев: путь нравственности Русского Капитана и путь предательства Рыбака.
В произведениях Георгия Миронова и Василя Быкова описание пейзажа служит более полному выражению идейного смысла произведения в целом. Так, легенда-быль начинается с описания природы: «Немилосердно жгло июньское солнце. Над Нижне–Донецком после недавней бомбёжки висело тяжёлое дымное облако». Повесть Василя Быкова также начинается с изображения природы: «Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге».Для раскрытия характеров героев произведений и в целом идейно-художественного смысла романа писатели часто используют пейзажные зарисовки. В финале произведения Георгия Миронова описание природы передаёт всю боль и переживание автора за своего героя: «Солнце спешило уйти за горизонт, и запад кровянел багрово и страшно. Стена леса на востоке сливалась с быстро темнеющим небом».Действие повести «Сотников» происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья. Зимний пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость человека. Иногда пейзаж приобретает черты философской символичности. В романе таких образов-символов несколько. Это образ дороги, и, конечно, символ русского леса. Тема леса прямо связана с философским содержанием повести.
Символы играют огромную роль в раскрытии характеров и поступков героев произведений «Легенда-быль о Русском Капитане» Георгия Миронова и повести «Сотников» Василя Быкова. Символы придают художественному образу глубину и выразительность, связывают сюжетные планы, задуманные автором. Символ как глубинное завершение образа, его сущностное художественно-эстетическое содержание свидетельствует о высокой экспрессивной значимости произведения. Символы - неотъемлемая часть художественной литературы, поскольку именно они и создают её образность. Символы создают подтекст произведения, то есть его глубину и раскрывают истинный смысл художественного произведения. В «Легенде-были о Русском Капитане» Георгия Миронова мы наблюдаем образ дороги. Дорога – это древний символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя. Мотив дороги символизирует поиск, испытание Николая Ермакова. В эпиграфе легенды-были Георгий Миронов выражает суть творческого замысла автора произведения: «Дороги, которые мы выбираем». Ярким символом повести «Сотников» Василя Быкова является образ православной церкви. Храм заключает в себе сложный необозримый символ.Глубина творчества писателя Василя Быкова в том, что он предателю Рыбаку даёт возможность выбора правильного пути даже после тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своём предательстве. Василь Быков оставил герою возможность покаяться - возможность, которую чаще даёт человеку Бог. Следовательно, символика в художественной литературе необходима для полного и глубокого понимания нравственного и философского содержания произведений.
Мы постоянно совершаем выбор, начиная с того, что нам делать, где нам жить, с кем общаться, а с кем нет, и заканчивая выбором, связанным со смыслом жизни. В любом случае, какой бы выбор мы ни совершали, следует помнить, что за каждый поступок придётся отвечать перед собой, окружающими и Богом.
В произведениях «Сотников» Василя Быкова и «Легенда-быль о Русском Капитане» Георгия Миронова затрагиваются множество важным тем, которые особенно характерны для прозы с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к Родине, предательство, но основой всего для них является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Николай Ермаков и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя.
Однако писателей интересует, каким путём человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Одной из характерных особенностей военных повестей Быкова и Миронова является то, что они не щадят своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делают это авторы не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью.
Литература
- Бармина Е.А. Психологизм в повести В.Быкова "Сотников" // Вопросы общегуманитарного знания. Пятигорск, 1997. С. 9-26.
- Быков В.Сотников.
- Миронов Г. Легенда-быль о Русском Капитане.
- Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы // Литература в школе. – 2006. - №5. – С. 18-20.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах.// Российская академия наук. Институт мировой литературы имени А.М.Горького.