Цель: воспитывать эмоционально-положительное ответственное отношение к животным.
Задачи:
- Формировать стремление проявлять заботу;
- Вызвать чувство сострадания, милосердия к животным; желание, совершать добрые поступки;
- Воспитывать ответственное отношение к животным.
Оборудование:
- книги,
- картинки животных,
- стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге»;
- эпиграф на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуана де Сент-Экзюпери).
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- В жизни мы часто встречаемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несущие в себе доброту и радость. Сделаете что-то хорошее – люди вокруг вас радуются, им становится тепло и светло. Поэтому мы с вами учимся жить так, чтобы всем рядом с вами было хорошо.
2. Основная часть
- Сегодня мы поговорим об отношении человека к животным, нашим маленьким друзьям, которые живут у нас дома, или к чужим, которых мы видим на улице. Им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.
- У кого из вас есть домашние животные? Какие? Хорошо ли им у вас? Что нужно, чтобы животным у вас было хорошо? Важно не только их накормить, ухаживать за животными, заботиться о них, но и, конечно, животные должны чувствовать вашу любовь, ласку, знать, что вы их никогда не обидите, не предадите, защитите.
Учитель: Большинство безнадзорных животных появляются потому, что их выбрасывают хозяева и это результат людской жестокости и безответственности.
Нужно ответственно относиться к животному, который становится членом твоей семьи, если ты взял его в свой дом.
(Учащиеся читают заранее подготовленные стихи)
Стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
1. Хозяин погладил рукою лохматую, рыжую спину
- Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину…
Швырнул под скамейку ошейник и скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник вливался в вагоны экспресса.
2. Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа спросил:
«Что, оставлен, бедняга?»
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!»
3. Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз, что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали,
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, вспоминали.
Не ведал хозяин, что где – то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь.
4. Споткнувшись, кидается снова,
В кровь, лапы о камень разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги…
Старик, ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы.
Дай лапу мне, бродячий пёс,
Ты до костей продрог, замёрз,
Облезла шерсть, бока опали,
Ты был красив, умён, услужлив,
Но вот ты стал совсем ненужным…
Прохожий бьёт тебя ногой,
Ты сдачи дать ему не можешь,
Ты весь больной…
Уж лучше жить среди степей,
Чем в обществе таких людей…
Облезла шерсть,
Бока опали,
Бродячий пёс,
Тебя ведь раньше как-то звали?...
5. Беспомощный, щенок худой скулил у моего порога
Я принесла его домой, дала ему поесть немного.
Хотела отнести назад, но сердце ёкнуло несмело,
Поймала я собачий взгляд, и молнией пронзило тело.
Наверно правду говорят: «Ты друга за версту узнаешь,
Один лишь только нужен взгляд и ты поверишь и оттаешь».
«Ну что ж, дружок? Уговорил», - прижав его, я прошептала.
А он от радости скулил. Собачье сердце ликовало.
Физкульмитка
- Сейчас мы сыграем в игру «Да-Нет»: если вы считаете, что надо ответить «да» - хлопаете в ладоши, если «нет» - топаете ногами.
Читает вопросы:
- Можно ли ударить собаку?
- Надо ли ухаживать за кошкой и собакой?
- Любите ли вы животных?
- Надо ли подкармливать птичек зимой?
- Можно ли бросать кошек и собак?
- Послушайте стихотворение Г.Мельниковой и подумайте, о чем оно.
Забытый котенок.
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом.
Как хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист,
Показалось котенку,
Что позвали: «Кис-кис!»
Замирая от счастья,
Он помчался на зов…
Только дверь оказалась
Заперта на засов…
- О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывает котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к бывшим хозяевам котенка?
Учитель: А какие вы знаете пути защиты бездомных животных? Как нужно решать их судьбу? Ведь сейчас понятно всему цивилизованному миру, что убивать бездомных животных прежде всего, - жестоко. К тому же, таким путем количество бездомных животных не отрегулировать.
Ведь собаки и кошки будут бороться, как любой вид за существование.
(Дети наверняка скажут, что нужен приют для бездомных животных).
Учитель: Давайте, ребята, порассуждаем, что такое собачий и кошачий приют. Есть ли в нашем городе такое место?
Это клетки для животных, которые должны быть обеспечены водой и едой, теплом в зимнее время. Клетки нужно убирать, животных осматривать и лечить, делать им прививки от разных болезней, чтобы не было эпидемий Из приюта можно взять животное домой. Породистая собака стоит дорого, а в приюте можно взять собаку или кошку бесплатно. Если родители против содержания животных в доме, можно было бы прийти пообщаться с животным в приюте, поиграть с ним.
У нас в ХМАО-Югре в нашем поселке Березово тоже есть приют «Пушистик», который мы с вами ребята сегодня посетим, подарим свои рисунки, а также корм для питомцев.
3. Заключительная часть
- Послушайте еще одно стихотворение и скажите какими становятся эти выброшенные никому не нужные животные? Как им живется?
Бродячий пес с отвислыми ушами,
С опущенным ободранным хвостом,
С отчаянными грустными глазами
Тревожно засыпает под мостом.
Кто виноват, что пес тот недотрога?
Что не подпустит близко человека?
Не тот ли, что швырнул его с порога?
Иль маленькое тельце бросил в реку?
Ученики отвечают на вопросы, заданные перед чтением: животные становятся злыми, голодными, грязными, зимой им холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их уже обидели и т.д.
– Представляют ли угрозу для окружающих людей бродячие кошки и собаки?
– О чем нужно помнить при встрече с бездомными животными?
Правила поведения во время встречи с бездомным животным.
Собака – обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Может бегать в стае от 3 и более собак. Шерсть у нее грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.
Помни:
- при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
- не кричи;
- постарайся спокойно подойти к кому-нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
- если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;
- не дразни собак;
- не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
Запрещается:
- махать на собаку палкой, веткой, рукой;
- кричать;
- пытаться отобрать у нее то, что она ест (грызет);
- убегать с места встречи с животным;
- подходить и гладить незнакомую собаку.
Кошка – чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома, на пешеходных дорожках. Кошки – это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивными бывают коты – помни об этом!
Запрещается:
- брать на руки бездомную кошку;
- гладить;
- причинять животному боль;
- дергать за хвост;
- близко наклоняться над животным;
- подкармливать различными сладостями (кондитерскими изделиями);
- скидывать с высоты.
- О нахождении бездомного животного сообщить родителям, посоветоваться о том, кому можно отдать это животное, или сообщить в ветлечебницу.
- К сожалению, в нашей жизни еще много встречаются плохих, злых, жестоких, безответственных людей. Но давайте все же верить, что хороших людей на свете больше.
4. Творческое задание
Нарисуйте своего любимого животного и расскажите, почему его нужно защищать
Итог
Наш урок подходит в концу. Его заглавие звучало так: "Мы в ответе за тех, кого приручили" Это слова из повести «Маленький принц» (1943) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Как нужно относиться к животным?
- Помните всегда, что животные тоже живые. Им, как и вам, бывает больно. Они умеют радоваться, печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что-то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас, к братьям нашим меньшим по-человечески, по-доброму, ответственно.