ЦЕЛИ УРОКА:
- ввести учащихся в круг проблем, связанных с современной поэзией,
- показать относительность и подвижность границ литературных направлений,
- научить понимать и анализировать тексты песен синкретических направлений,
- познакомить с творчеством К. Никольским.
Текст к презентации.
№ 1. Уже ни у кого не вызывает сомнений, что русский рок стал заметным явлением не только молодежной субкультуры, как было принято считать прежде, но и русской культуры в целом.
№ 2. И если в изучении литературы XX-го века такая тема, как “Авторская песня”, уже много лет занимает определенное место, то рок-поэзия, как одно из синкретических (греч. -соединение, слияние нескольких элементов в одно целое) направлений, имея уже 40-летнюю историю, только начинает изучаться по программе литературы XX века.
№ 3. Безусловно, рок-композиция представляет собой синтез взаимодействующих начал: музыки, текста и шоу. Именно текст может являться объектом самостоятельного изучения. Кроме того, очень многие рок-стихи к настоящему времени изданы в печатном виде, что свидетельствует о принадлежности этого жанра к литературе. Последние сомнения по поводу, можно ли рассматривать тему “Рок-поэзия” как раздел современной литературы, рассеются, когда вы узнаете, что на филологическом факультете МГУ уже 4 года читается спецкурс по теме "Русскоязычная рок-поэзия как поэзия напевного строя". Сегодняшнее мероприятие посвящено знакомству с одним из родоначальников русского рока.
№ 4. Давайте вспомним представителей рок-направления:
Борис Гребенщиков, лидер группы “Аквариум”
№ 5. Андрей Макаревич, лидер группы “Машина времени”
№ 6. Виктор Цой, группа “Кино”
№ 7. Юрий Шевчук, группа “ДДТ”
№ 8. Александр Башлачев, поэт, исполнитель своих песен
№ 9. Алексей Романов, солист группы “Воскресение”
№ 10. Дмитрий Ревякин, группа “Калинов мост”
№ 11. Константин Никольский…
Многие из вас, услышав это имя спросят: “А кто такой Константин Никольский?”. Но достаточно услышать знакомую песню, как всё встает на свои места. (“Ветерок”).
№ 12. Родился этот легендарный рок-музыкант в 1 февраля 1951 года. Если кто-то родился в рубашке, кто-то с золотой ложкой во рту, то Никольский родился с инструментом. Первую гитару ему подарил отец. С тех пор его судьба была решена.
№ 13. В 16 лет он уже играл на гитаре в очень известной московской группе “Атланты” - одном из первых проектов Юрия Айзеншписа. “Атланты пели на английском языке и были бешено популярны. В это время Никольский начал сочинять песни, одной из которых стал знаменитый ныне “Музыкант”.
№ 14. На первый взгляд, лирическим героем этого текста является скрипач. Но внимательно вникнув в текст, напрашивается вывод, что основным героем, а точнее героиней, является МУЗЫКА. Автор доносит до слушателя мысль, что музыка наравне с другими видами искусства может рассказать нам и о любви, и о ненависти, о судьбах отдельных людей и о проблемах всего человечества. Нужно только суметь это уловить. (Песня “Музыкант”.)
№ 15. В 1974 году после распада “Атлантов”, Никольский стал работать со Стасом Наминым. Первая же вышедшая синглом “Группы Стаса Намина” песня “Старый рояль” была написана Никольским. Впрочем, долго эти два человека уживаться не могли.
№ 16. В конце 70-х композитор Максим Дунаевский пригласил Константина в свою группу “ФЕСТИВАЛЬ”, которая записывала музыку к фильмам (“Три мушкетера”, “Мэри Поппинс, до свидания”). На концертах группы Никольский пел свои хиты. В это время родилась “Ночная птица”.
№ 17. Эта песня задумчива, в меру философична и очень лирична. Её можно отнести к символизму. Поэт рисует образ “птицы вещей”, улетающей навсегда. С чем прощается лирический герой: с прошлым, с потерянной надеждой или с самой жизнью? У каждого будет свой ответ на этот вопрос. Слова и мелодия этой песни задевают за живое, заставляют задуматься…
№ 18. Творческая биография Никольского пестра и заковыриста. С 1983 года он выступал соло в программе Ованеса Мелик-Пашаева “В едином ритме”, сотрудничал с джаз-роковой группой “Галактика”, помогал записываться барабанщику Виталию Бондарчуку, ненадолго примкнул к “Воскресению”. Некоторые группы например, “Аракс”, просто просили у него песни и играли их. Его музыку исполняли на танцах, в клубах. Наконец, Никольский создал свою первую группу “Зеркало мира”, с которой выступал до начала 90-х годов.
№ 19. Поэзия Константина Никольского этого периода близка к символизму серебряного века. Нравственное состояние души в рок-поэзии часто определяется её гармоническим единством с миром, которое проявляется с помощью такого приема, как уподобление. Сущность лирического субъекта выявляется через олицетворенные предметы. Слушая текст песни “Цветок у окна”, мы не можем точно определить главного героя. В I куплете возникает образ комнатного цветка, уставшего от холода и мечтающего о весеннем тепле. Во II куплете наличие сердца, желание уснуть, какие-то дела выводят на передний план человека. Кто бы ни был героем этого произведения, Никольский с большим мастерством передал настроение тоски, усталости от холода, не только природного-зимнего, но и человеческого холода, называемого равнодушием и безразличием к чужим бедам. (Песня “Цветок у окна”).
№ 20. Сейчас Константин Никольский работает соло. Свою последнюю известную вещь он написал в начале 90-х. Но это не значит, что он сейчас не пишет - просто требования к самому себе и песням достаточно высоки: “Я должен предлагать товар, который мне бы самому нравился. Вот когда я смогу сказать себе: “Ай да Костя! Молодец! Хорошая получилась песня!” - тогда можно будет запускать в производство”.
№ 21. Почти у каждого из рок-поэтов есть излюбленный “природный” образ-символ. Он выполняет тотемные функции. Реки и мосты у Андрея Макаревича – это символ человеческих судеб. Герой Виктора Цоя реализует гармоническое мироощущение ночью. Живую творческую силу для героя Кинчева воплощает солнце. Интересна поэтика звезды у Бориса Гребенщикова (звезда – символ света, верной дороги).
Глубокие философские размышления у Никольского, безусловно, связаны с образом ПТИЦЫ. И если в творчестве Гребенщикова птицы конкретные: ворон, лебедь, ласточка, ястреб и т.д., то у Никольского образы птиц обобщенные, можно даже сказать, мифические. И улетают они в прекрасные края, которых, может быть, и не существует. Но раз птицы куда-то улетают, появляется надежда, что там лучше, там человек может обрести счастье, покой, гармонию с окружающим миром. (Песня “Птицы белые мои”.).
№ 22. Сейчас, несмотря на солидный для рок-музыканта возраст, Никольский продолжает выступать. Последней студийной работой Никольского стала запись композиции Александра Косорунина “Серый дождь” вместе с Александром Ивановым, Николаем Арутюновым и Сергеем Шипиловым.
1 февраля 2001 года Никольскому исполнилось 50 лет. В этот день юбиляр отыграл аншлаговый концерт в ГЦКЗ "Россия", а студия "Союз" выпустила первый официальный The Best Музыканта. Еще через месяц вышел двойной live-альбом, записанный именно в "России", на котором, в числе прочих, можно было обнаружить и три новые песни. По словам Никольского, не (!)исключена и возможность записи полноценного нового (!!!) альбома. Кто же этот человек: композитор, поэт, музыкант? Сам он отвечает на этот вопрос более, чем скромно:
“Я же не композитор. Композитор, поэт, песенник - они сидят и пишут новые песни. Я вообще считаю, что музыка вся уже написана. Я немножко гитарист, музыкант. Какие-то тексты я написал на какую-то музыку. Чтобы было что послушать самому и товарищам, вот и все. А получилось вроде как немножко пошире”
№ 23. Константин Никольский сочинял музыку не только к своим стихам. С глубоким уважением он относился и к другим поэтам. В его репертуаре есть песни на слова португальского поэта Фернандо Пессоа и французского поэта-символиста начала XX века Анри де Ренье.
Не случайно музыкант выбрал для своей песни слова Анри де Ренье в переводе Ильи Эренбурга. Причем, они запали ему в душу настолько сильно, что кажется, что тоскует до отчаяния, рвется на части душа самого Константина Никольского. Эта песня имеет трех авторов, каждый их которых подарил ей частицу своей души: Ренье выразил свое настроение словами, Эренбург выбрал этот текст из многих других и перевел на русский язык, потому что тема была близка для его мироощущения. Никольский заставил эти слова зазвучать, придумал им напев. А когда он сам исполняет эту песню, мы слышим “трёхголосный” крик душ людей, живших в разные эпохи. И если настроение некоторых слушателей созвучно смыслу этой песни, происходит единение космического масштаба.
№ 24. Сейчас Константину Никольскому 55 лет. Ему уже не угнаться за “плодовитыми” молодыми рок-музыкантами. Но и старые песни, на которых выросло целое поколение русских людей, дают полное право назвать этого человека целой музыкальной и поэтической эпохой, оставившей серьезный след в нашей культуре. Эпоха ушла, а Никольский остался.