Цели урока:
- сформировать личностное восприятие прочитанного;
- развитие поисковой (творческой) познавательной деятельности;
- воспитание эстетических взглядов: развитие культуры речи и поведения, воспитание стремления к художественному и театральному творчеству.
Оформление класса и оборудование:
- Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” (3 т.)
- Иллюстрации Д. А. Шмаринова к роману.
- Картина А. Д. Кившенко “Военный совет в Филях” 1889 г.
- Фонозапись арии Кутузова из оперы С. Прокофьева “Война и мир”.
- Проигрыватель.
- Подсвечники.
Предварительное задание.
- группе учащихся написать сценарий главы 4 (т. 3) и инсценировать его;
- музыковеду подобрать музыкальный фрагмент по теме урока и дать комментарий;
- литературоведам подготовить сообщения по гл. 1 – 2 (т. 3), соблюдая риторический регламент;
- чтецам подготовить художественное чтение гл. 3 (т. 3);
- искусствоведу подготовить сообщение о художниках
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы! (М. Ю. Лермонтов.)
Учитель литературы: На предыдущих уроках мы читали о Бородинском сражении. В этом бою русскими была одержана нравственная победа над врагом. Однако, из истории мы знаем, что Москва всё же была оставлена. Посмотрим, как это было.
III. Работа по теме урока.
Учитель риторики приглашает первого литературоведа.
(Выступление учащегося по гл.1)
Учитель литературы: Как, по мнению Л. Н. Толстого, можно постичь исторические законы? (Есть духовные законы, которые руководят миром и их надо познать, чтобы понять движение истории)
Учитель риторики приглашает второго литературоведа.
(Выступление учащегося по гл. 2)
Учитель литературы: Почему Кутузов и вся русская армия были уверены в победе?
Каковы условия деятельности главнокомандующего?
Когда же и кто решил вопрос об оставлении Москвы?
(Весь ход событий, провидение)
Учитель риторики приглашает чтеца.
(Художественное чтение гл. 3)
Учитель литературы: Почему Кутузов пришёл к выводу, что защищать Москву нет никакой возможности?
Какой вопрос занимал Кутузова больше всего? Почему?
Учитель театра: А вот как проходил военный совет в Филях, мы сейчас посмотрим.
(Ребята разыгрывают сцену “Совет в Филях”).
Учитель литературы: Итак, как было принято решение об оставлении Москвы, мы сейчас увидели. Давайте подведём итоги. Какова же, по мнению Л. Н. Толстого, роль личности в истории?
В чём же гениальность Кутузова как главнокомандующего?
Учитель литературы: Л. Н. Толстой, подчёркивая, что всё движется по законам, не зависящим от людей, на примере образа Кутузова ещё раз нам показал, как важно эти законы почувствовать, услышать и принять к действию. Неслучайно в нашем эпиграфе, прозвучавшем в начале урока, вы услышали строки:
“Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!”
Учитель риторики: Этот сюжет, который занимает в романе две главы, является одним из наиболее важных. Неслучайно особое место ему отводится в опере Прокофьева “Война и мир”.
(Выступление музыковеда. Фрагмент из оперы).
(Выступление искусствоведа).
Учитель риторики: То, как было принято одно из самых судьбоносных решений в истории России, нашло своё отражение и в романе Л. Н. Толстого, и в работах художников Шмаринова и Кившенко, и в опере Сергея Прокофьева. Военный совет в Филях. Сегодня мы узнали “как это было”.
IV. Домашнее задание:
- по литературе: дочитать III том часть III;
- по театру: инсценировать “Наполеон на Поклонной горе”, “Наташа Ростова и князь Андрей”;
- по риторике: проанализировать выступления литературоведов и искусствоведа.