Урок внеклассного чтения по литературе в 11-м классе "О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!"

Разделы: Литература


Эпиграф

Погибшим - вечная память.
Живым - честь.
Русскому оружию - Слава!
Виктору - солдатское Спасибо.

Игорь Чмуров, Герой Советского Союза, ветеран Афганской войны

I. Вступительное слово учителя

- Сегодня мы с вами обратимся к малоизвестному произведению, посвящённому войне в Афганистане. 16 лет прошло со времени вывода наших войск с территории этой страны, но истинное осмысление итогов и значения войны, я уверена, ещё впереди. В нашей литературе мы можем назвать малое количество произведений, посвящённых Афганистану. Среди наиболее известных – “Цинковые мальчики” Светланы Алексиевич. Это собрание документальных свидетельств участников событий и членов их семей. “Сколько людей - столько и мнений”. Сегодня мы говорим о произведении, в котором изложена оценка афганской войны, данная одним человеком. Автор этой книги принимал участие во многих вооружённых конфликтах. Его произведение состоит из отдельных глав-рассказов о людях, героях и тех, кто просто выполнял свой долг.

В качестве музыкальных иллюстраций на уроке прозвучат песни воинов-интернационалистов, тех, кто не понаслышке знает о войне.

II. Беседа с учащимися об истории создания книги

Книга, о которой мы сегодня говорим, интересна ещё и тем, что её автор – воцерковлённый человек, пришедший к Богу через лишения, потери и страдания.

Сегодня Виктор Николаев служит алтарником в одном из московских храмов, работает над новой книгой - о кавказских событиях, участником которых он был. В 1995 году они с женой приняли святое крещение, в 1996-м обвенчались. А совсем недавно Виктор Николаев был принят в Союз писателей России за книгу "Живый в помощи".

Его произведение было напечатано по благословению Его Преосвященства Владыки Вениамина Епископа Владивостокского и Приморского. Знакомясь с описываемыми событиями, мы узнаём и об истории создания книги и об искушениях, которые В.Николаеву пришлось пройти.

  1. Расскажите о болезни Виктора и о том, как удалось её победить.(пересказ ученика)
  2. Только ли телесное исцеление получил герой рассказа?
  3. С чего началось его творчество?

“…опять начались долгие и тяжелые приступы эпилепсии.Во время одного из них он отчетливо произнес: “Семь дней, семь недель, семь лет...” А через семь дней, в семь часов утра, находясь почти в состоянии сна, Виктор попросил ручку и бумагу. Получив то, что просил, начал писать духовные стихи. Он никогда в своей жизни не писал стихов вообще. Через какое-то время он отвез их в Сергиев Посад к священнику.

По дороге неожиданно для себя просчитал время, прошедшее с памятного события о трех цифрах семь: он ехал к отцу В. ровно через семь недель, за день до празднования Торжества Православия. Батюшка прочитал написанное Виктором, предостерег от возможных лукавых козней и произнес:

- Пиши!”

Вспомните главу “ТЫСЯЧНАЯ БОЛЬ ВОЙНЫ”. Какие препятствия встретил Виктор при попытке опубликовать книгу? Отречения от чего требовали у В.Николаева? (в конце главы зачитайте со слов: В конце лета, когда по свету разлетелись “останки Останкино” и морской “Курской” дугой в скорби выгнулась русская душа, Виктор медленно брел по берегу Россошанского озера.

Итак, от Виктора потребовали отказаться от креста. Естественно, согласие на отступничество не было дано. Публикация его книги была отложена. Но нашлись люди, оказавшие помощь. А Николаев сам не раз обращался к теме креста и его роли в жизни человека. Об этом же и его обращение к читателям.

Враг старается перевернуть Крест, перевернуть сознание. С некоторыми, поддавшимися на это, подобное уже происходит. О духовности нашей культуры можно судить хотя бы по тому, кому и за что дают звания народного артиста России. Мы утрачиваем, если воспользоваться военным термином, способность к “молитвенной зачистке души”. Пока нас спасает только милость Божия, благодаря которой мы, пусть истрепанные, вышли из Афганистана всей армией. Наша ежедневная действительность требует того, чтобы мы содержали душу и тело в святой чистоте. Православное воинство доказывает ежечасно: ПОДВИГ РУССКОГО ДУХА НЕТЛЕННЫЙ!

В старину каждый русский воин носил на груди и ладанке рядом с нательным крестом священный текст 90-го псалма. Да что говорить! Каждый православный знал его наизусть, читая в момент особых жизненных испытаний, дабы побороть личный страх, дабы одолеть внешнего супостата. Сколько русских жизней спасла эта удивительная молитва, ведомо Единому Богу, но вся воинская история Земли Русской свидетельствует, что ни одна победа не обошлась без Божией помощи и Богородичного заступничества. Постепенно вера и обычай возрождается в современном Армии и на Военно-Морском Флоте. Во времена, когда воевал Виктор, Православие среди солдат и офицеров не поощрялось партийным и военным начальством, но даже тогда тысячи русских бойцов непременно хранили у сердца материнские и отцовские благословения – нательные крестики, маленькие иконки, переписанные от руки молитвы... Виктор неоднократно видел, как некоторые бойцы перед грядущим испытанием неприметно, без показухи и вместе с тем, особо не таясь, осеняли себя крестным знамением.

Последняя Чеченская кампания показала, что сейчас российские солдаты и офицеры уже вовсе в открытую исповедуют веру своих боголюбивых предков, почти каждый носит нательный крест или литой образок, а некоторые удальцы-исповедники даже повязывали перед боем свои лбы пояском с молитвой “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...” и псалмом “Живый в помощи”. Именно поэтому слова оградительного псалма автор поместил в заглавие этой книги. Первый стих 90-го псалма, непонятный многим нашим соотечественникам еще каких-то десять-пятнадцать лет назад, стал вновь родным теперь, в пору грозных испытаний, в которые повергнута ныне Россия.

III. Работа над смыслом заглавия и оформлением книги.

- Посмотрите на репродукцию обложки книги. Что, на ваш взгляд, изображено на ней? (Человек, крест, прицел, пояс “Живый в помощи”).

На поясе обычно писали либо только 90-й псалом, либо псалом и молитву “Да воскреснет Бог…”. Носили такой пояс для защиты от нечистой силы, искушающей человека, пояс считали оберегающим в любой жизненной ситуации. Для того чтобы понять, в чем сила слов псалма, узнаем немного о его месте в православной службе.

90-тый псалом, читаемый православными христианами во время бедствия и при нападении врагов, – это молитва шестого часа (по-нашему 12 часов дня), времени, когда распятые со Спасителем разбойники поносили Его и умирающий в страшных муках Сын Божий молил Бога Отца вступиться за него. Тогда же, в шестом часу, “настала тьма по всей земле”.

Вот молитва шестого часа: “Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в Раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас”. То есть Адамов грех “пригвождён на Кресте”, и отныне искуплённые страданиями Спасителя люди обрели свободу от первородного греха.

На шестом часе, часе предсмертных страданий, читается псалом 90-й:

Послушайте псалом 90-й, читаемый послушником Валаамского монастыря Илии.

Оружием обыдет тя истина Его…” - это значит, что час страданий Христовых сделался часом великой защиты всех верующих в Него.

Итак.

- Как вы думаете, почему для заглавия книги В.Николаев избирает начало 90-го псалма?

(Страдания принимают и герои книги В.Николаева, они претерпели “за други своя”, оставаясь верными присяге, не меняя солдатскую честь на жизнь по милости врага. На пути этих страданий они не остались одни, их укрепляла вера отцов и матерей, их укреплял Сам Страдавший на кресте за весь людской род.

“Живый в помощи” – это древний монашеский и воинский “оберег”, пояс с православными охранительными молитвами. “Живый в помощи” – это первые слова 90-го псалма святого царя-пророка Давида, духовно защищающего от всяческих бед и напастей. “Живый в помощи” – это книга Виктора Николаева. Она повествует о русском воине, который прошел через афганский ад, через многие “горячие точки”, сберегаемый молитвами матери, жены и дочери.)

На сегодняшнем уроке мы с вами обратимся к анализу отдельных глав книги В.Николаева и постараемся ответить на проблемный вопрос: “Нужно ли нам знать об афганской войне или лучше всё оставить прошлому?”

IV. Анализ главы “Батя Блаженко и его бачата”

Вспомним главу “Батя Блаженко и его бачата”. Можно ли комбата Блаженко назвать образцом для других отцов-командиров? Почему?

“Умный, толковый, все понимающий окопный “отец”. Да, ты один из немногих старших офицеров в Афгане, кто подавал котелок поварам последним, а минное поле щупал своими истоптанными кроссовками первым.

За тобой шли твои подчиненные, построенные в узаконенный тобою ранжир по боевому мастерству и количеству разведвыходов, замыкали же смертельный строй новички. И в этом была своя, отличная от душманской, логика”.

Как вы думаете, были ли на войне командиры, относившиеся к своим подчинённым подобно Блаженко?

( Война в Афганистане учила ценить человеческие жизни, а особенно жизни молодых солдат. На втором этапе вывода ОКСВ из РА многие солдаты и сержанты, которые должны были увольняться в запас, добровольно изъявили желание на несколько месяцев остаться а Афганистане. Цель одна – не подвергать опасности за эти последние месяцы войны молодых необстрелянных воинов”

Лейтенант Александр Демаков с небольшой группой солдат попал в засаду. Банда была крупной и во много раз превосходила горстку советских воинов. Офицер приказал подчинённым отходить. Лейтенант взял четыре гранаты. Вступил в неравную схватку с моджахедами. Был четыре раза ранен. Последней гранатой подорвал себя и наседавших на него врагов. Подчинённых спас. За мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза. Посмертно.)

Один из самых прославленных комбатов, ставших легендой, - Александр Петрович Солуянов.

(Рассказ о Солуянове + песня “Комбат” группы “Любэ”).

Генерал-майор ВДВ, Александр Петрович Солуянов, легендарный в десантных войсках комбат, прототип комбата из песни группы “Любэ”.

Вы непременно должны были обратить внимание на то, что для настоящего командира нет ничего важнее солдата, того человека, без которого немыслима ни одна победа, на долю которого выпадают все тяготы войны.

В главе “Уходим” мы ещё раз встретимся с батей Блаженко. Уходя, наши солдаты забирали самое ценное, в том числе и те немудреные памятники погибшим, которые успели установить в своих гарнизонах. Не демонтировал свой тяжёлый, мраморный памятник лишь Блаженко.

- Что он придумал, чтобы не могли “духи” поглумиться над оставленной святыней?

А теперь, пожалуй, самые страшные главы книги.

V. Анализ главы “Тризна”.

- Почему душманам удалось захватить в плен русских солдат? (пересказ)

- Что более всего волновало Сергея, когда он пришёл в себя?

- Перед каким выбором оказался русский солдат?

- Зачем душманы задумали такое испытание для командира бэтээра?

- Какое решение принял Сергей и почему?

Он был настоящим русским солдатом, верным присяге и долгу перед своими друзьями. “Нам, когда я был еще школьником, часто говорили: “Вот пойдешь в армию, там из тебя сделают человека”. Я скажу по-другому. В армию надо в первую очередь идти человеком. Потому что от предательств гибнет больше, чем от пуль. И человек, уклоняющийся от армии, это уже предатель, совершающий тягчайший грех перед Родиной. Ибо Родину, близких своих надо защищать каждому. Для этого и рожден мужчина. На заре православия за отказ служить Отечеству предавали анафеме. У нас был один офицер, пришедший в армию из Суворовского училища, за право пойти с которым в разведку стояла очередь. И не потому, что с ним возвращались целыми, а потому что и погибнуть с ним почитали за честь”, - В.Николаев.

В последнее время всё чаще мы слышим похвалу в адрес американцев за то, что они не оставляют в беде своих солдат. И в противовес звучат слова о том, что в нашей армии всё далеко не так. Что рассказывает о подобных случаях В.Николаев? (“Тризна”, “Тысячная боль войны”)

“Тысячная боль войны” - пересказать + зачитать: “Поэтому в последние часы пребывания на Востоке мужики берегли друг друга, как могли…”

“Тризна” - зачитать: “На “Чайке” в бой рвались все как один”.

- Зачем автор заканчивает главу рассказом о матерях погибших солдат?

Прочитайте, как сложилась судьба каждой из трёх матерей?

(Зачитать: “Три русские мамы управлялись с бедой каждая по силе своей душевной стойкости”.)

В какой ещё главе будет выведен образ матери, ждущей своего ребёнка и чувствующей всё, что с ним происходит?

VI. Анализ главы “Рулетка Аллаха”

Как Валентин оказался в числе авианаводчиков?

Почему авианаводчиков называли за глаза смертниками?

Зачем перед рассказом о гибели офицера автор вспоминает о тех женщинах, которые ждут солдат дома? (Весь рассказ о страдальческой смерти Валентина чередуется со сценами материнского предчувствия неминуемой беды)

Русский воин и его родители – это единый духовный организм. И мать за тысячи километров чувствует, что происходит с ее ребёнком.

В. Николаев не раз вводит в повествование женские образы. Это и матери, и жёны, и дочери воюющих солдат. Вспомните эти эпизоды. Расскажите о них. (Вертолёт Николобая, рассказ В. Николаева)

Но в жизни не бывает всё просто и как всегда есть место чуду, так всегда есть место подвигу, который совершают героически погибающий солдат и его мать, находящая в себе силы жить после смерти сына.

Какое новое “развлечение” придумали душманы?

“Рулетка Аллаха”. Это непостижимое для человеческого разума преступление, в котором признался один из свидетелей чудовищного “деяния”, противоречащего и Корану.

Чего ждали от русского “духи”?

Зачем была нужна такая изощрённая казнь?

Зачем автор и рассказывает нам о страшных расправах над русскими солдатами? Ведь может сложиться впечатление, что все их подвиги, все страдания были напрасны: они погибли, были замучены.

“Смерть – это Божий дар. Как и рождение. Это логический итог нашего земного существования. Достойную смерть надо заслужить. Конец – делу венец. О нашей жизни будут судить по нашему концу. Это не трагедия, как ее преподносят в сатанинской прессе. Не грязное удовольствие или месть, как показывают в бездарных фильмах-боевиках. Смерть – святое таинство, перерождение души. И от того, как это произошло, зависит судьба последующих поколений. Да, это невосполнимая сердечная утрата, особенно для близких. Но воин должен быть готов принять ее, как высшую Его награду, иначе значение воинства теряет смысл. Сегодня же мы настолько почернели от грехов, что примеры о несломленном духе наших воинов перед гибелью подчас воспринимаются, как выдумка. Одним из высших объяснений этой самой сложной для меня темы является услышанное мною от одного лейтенанта, подорвавшегося на мине, от которого осталось чуть больше половины тела. Белыми губами он успел прошептать: “Помогите умереть без грехов...”

Найдите в главе описание человека, восходящего от власти плоти к власти истинного духа.

“Духи при взгляде на мученика от рева заходились в судорожном кашле. У воина лицо перевоплощалось в лик невиданного смиреннотерпца. Непостижимой силой он становился – несломленный зверским замыслом – невосприимчивым к казни!”

Как своей судьбой распорядилась мать Валентина, какой её выбор по сравнению с выбором трёх матерей из предшествующей главы?

(Та помощь, которую оказывал Советский Союз, была необходима Афганистану, поэтому афганское правительство было удручено решением правительства нашей страны о выводе войск и специалистов. Новое советское правительство, оставляло своих бывших союзников без поддержки, практически на произвол судьбы).

VII. Анализ главы “Уходим”.

- Кто был обеспокоен тем, что выводились советские войска?

(Переживали по поводу ухода советских войск не только торговцы, которые получали немалые прибыли, снабжая солдат необходимым, но и простые жители, которые могли обратиться к русским за медицинской помощью, детей которых обучали русские учителя. Немало были обеспокоены и те, чьи дети получали высшее образование в Москве и других городах Советского Союза.)

- Кто, на ваш взгляд, ожидал этого вывода?

(Уход российских войск означал полную свободу моджахедам, неограниченную власть над невооружённым населением и противниками по политической борьбе. Советские войска ушли. Еще в начале января 1989 года лидеры афганских повстанцев договорились сформировать совет из 400 человек для управления Афганистаном после вывода советских войск до тех пор, пока не представится возможность провести выборы.

В конце февраля оппозиция отвергла сформированное еще в июле 1988 года “переходное правительство Афганистана” во главе с Ахмад Шахом, избрала “президентом” С. Моджаддади, а “премьер-министром” – Абдул Расула Саяфа. Оппозиция начинала широкомасштабные боевые действия.

Готовились к ним и в Кабуле. Когда последние части ОКСВ ушли из РА, в стране было объявлено чрезвычайное положение. Правительство президента Наджибуллы вскоре было свергнуто. Сам бывший президент повешен. К власти пришли талибы.)

- Знаете ли вы, что изменилось в Афганистане после вывода ОКС?

(Место СССР в Афганистане заняли войска США и подготовленные ими на территории Пакестана войска оппозиции. Несмотря на все их уверения, что ситуация находится под их контролем, в Афганистане не прекращается борьба за власть различных группировок, продолжаются теракты, увеличился объём производимых наркотиков. В настоящее время, по сообщениям специалистов, 80% существующего наркотрафика берут своё начало в Афганистане.)

В нашу страну открыт путь не только наркотикам, но и обученным террористическим группам.

Трудно судить о том, насколько оправданы были жертвы, принесённые на алтарь афганской войны. Многое в настоящее время претерпевает изменение, мы совсем иначе, чем лет двадцать назад, оцениваем свою историю. К сожалению, всё чаще и чаще звучат обвинения в адрес российской армии (впрочем, это совсем другой и очень длинный разговор), всё чаще говорят о бессмысленности нашего пребывания в Афганистане, не задумываясь над тем, какую боль тем самым причиняют ветеранам войны и родным погибших.

VIII. Презентация “Просим, люди”, состоящая из фотографий Афганистана, демонстрируемых на фоне песни “Просим, люди” в исполнении трио “Последний шанс”

IX. Заключение. Подведение итогов.

- Изменилось ли ваше отношение к войне в Афганистане после прочтения книги В. Николаева и после нашего разговора об этом произведении?

- Захотелось ли узнать больше об Афганистане и афганской войне?

- Есть ли желание продолжить знакомство с творчеством В. Николаева?

- Было ли что-то в жизни и личности писателя-солдата, что больше всего поразило или удивило вас?

Давайте постараемся ответить на проблемный вопрос, заявленный на уроке.

“Живый в помощи” – это правда о войне, которая для иных бывает невыносимо тяжелой. Но это святая правда. В ней сквозь кровь и пот боевой работы скорбь по погибшим братьям сияет светом Веры, Надежды и Любви. Книга раскрывает духовный смысл афганской войны, посланной Богом нашему поколению... Для всех, кто прочтет “Живый в помощи”, станет очевидной истиной: нам необходима правда о войне, духовная правда, которая есть в этой книге”. (Виктор САУЛКИН,обозреватель радиостанции “Радонеж”)

Я хотела бы вернуться к началу урока и затем, чтобы ещё раз обратиться к обложке книги и к разговору о кресте, отказавшись от которого, человек теряет не тленное тело, а бессметную душу, о кресте, который является символом веры в пострадавшего на нём Иисуса Христа, символом защиты от всех напастей. И в заключение слова самого Виктора Николаева:

"Я - инвалид 1-й группы. По медицинским показателям люди с таким диагнозом, как у меня, находятся в очень тяжелом состоянии, в практически безжизненном. Но я, тем не менее, живой. И я знаю, что, пока на мне крест и пока я нахожусь у храма, что если у меня опора на этот крест, если рядом со мной моя жена и моя дочь, со мной ничего не случится”.

Приложение 1

Приложение 2