Задача:
1) прививать культуру ведения дискуссии на
уроке, умение отстаивать свою точку зрения,
умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с
карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение
составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному
анализу работы над текстом (работа с таблицей).
Ход урока:
Ермолай-Еразм
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Цель урока:
- Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
- Определить проблематику повести.
- Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
- Расширить понятие эпизода эпического произведения.
- Развивать аналитические умения и письменную речь.
Опрос по пройденному материалу.
- “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
- Можно ли назвать это произведение житием?
- Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?
Анализ произведения.
Работа с текстом произведения.
(Выполнение и проверка домашнего задания)
Основные эпизоды повести:
- Проделки дьявола
- Отчего смерть змея приключится.
- Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
- Агриков меч найден.
- Змей убит.
- Мудрая девушка из села Ласково.
- Условие Февронии и исцеление.
- Заговор против княгини Февронии.
- “Дайте то, что я прошу!”
- Прозорливость Февронии.
- Возвращение в Муром и счастливое княжение.
- “Приспело время преставления”.
- Чудеса с телами Петра и Февронии.
Анализ эпизода эпического произведения.
1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает в
произведении (в начале, в конце, главный или
незначительный).
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в
развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты
характера проявляет каждый.
5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание
интерьера, предметного мира; их роль.
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что
для него характерно.
7) Языковые особенности эпизода – анализ средств
языка, используемых автором.
НОВАЯ ТЕМА УРОКА
Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.
А. С. Дёмин
Закрепление изученного материала.
Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Основные особенности повести
.- Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
- Найдите признаки жития в повести.
- Что вам напоминает начало повести?
- Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.
Работа в рабочей тетради.
Признаки сказки | Черты жития |
- Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
- Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
- Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
- Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
- К кому обращается Феврония в трудные минуты?
- Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
- Почему после её смерти происходят чудеса?
Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389
.- “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
- Прочитайте финал повести.
- Какое впечатление оно производит?
- Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
- Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Заполнить таблицу:
Признаки сказки | Черты жития |
|
|
- Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии
8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев
Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д. С. Лихачёв.